Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Награды
>>>
Здоровье
>>>



Культура

№12 от 22 марта 2018 года

В поисках сокровенного
В поисках сокровенного

Поэзия Серебряного века, этого краткого, но выразительного периода, вошла в историю своеобразным звукорядом и мелодией слов, словно где-то звучит хрустальный колокольчик. И хочется процитировать Ахматову: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». А есть ли место в нашей оцифрованной и быстротекущей жизни для поэзии? Насколько это явление элитарно? И что же
все-таки произошло за прошедшее время?

Ответы на эти вопросы корреспондент газеты «7 дней» искала вместе с актером театра и кино, поэтом, постановщиком радиоспектаклей, актером и режиссером Белорусского радио мастером художественного слова Олегом Винярским, в исполнении которого на литературно-поэтическом концерте в Минске недавно звучала поэзия Серебряного века.

– Олег, так все-таки, почему именно Серебряный век?

– Потому что есть в поэзии этого периода такая удивительная атмосфера творчества и любви, которая дала возможность людям свободно выражать свои мысли, чувства, впечатления. Серебряный век мне близок  ощущением раскованного воображения, разнообразием стилей и жанров. Если вспомнить конец XIX века, то в литературе наступило какое-то затемнение, ожидание неизбежных перемен. Дмитрий Мережковский, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов пришли к мысли, что на рубеже эпох существующий классический реализм исчерпал себя и нужен новый эстетический манифест, отражающий мощные цивилизационные изменения. Культура нуждалась в преобразовании, духовный подъем искал новые формы воплощения. И вот эта скрытая, конденсированная энергия дала потрясающий результат: на арену искусства приходит целое поколение талантов в слове, музыке, живописи, которые и становятся исповедниками символизма.

– Почему этот феномен до сих пор так привлекателен?

– Художественный расцвет начала ХХ столетия принято называть Серебряным веком. Игорь Северянин, по-моему, очень верно передал колорит и неповторимый аромат той эпохи: «Мы живем точно в сне неразгаданном на одной из удобных планет. Много есть чего вовсе не надо нам, а того, что нам хочется, нет». Тяга к невоплощенному, таинственному, загадочному и одновременно твердое убеждение, что искусство поможет человеку достичь идеалов и приобщиться к царству души, заставляет меня всякий раз обращаться к наследию Серебряного века. Он открыл для человека невиданные возможности творческого самовыражения, изобрел формулы и понятия, ставшие частью мировой культуры, создал образы, навсегда вошедшие в наше сознание и до сих пор не расшифрованные. А поскольку поэзия этого периода дала другой импульс звуку, по сути сформировав новую звуковую культуру, мне и хотелось, чтобы слушатель окунулся в атмосферу «слова-музыки» и попытался открыть в стихах вечно живые смыслы.

– А что происходило на территории Беларуси в эти времена?

– У нас был заложен фундамент для литературы национального возрождения. И здесь появилась могучая плеяда творцов. Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Алесь Гарун, Вацлав Ластовский, Элоиза Пашкевич (Тетка), Змитрок Бядуля, Язэп Лесик и многие другие – тоже, по сути, выходцы из Серебряного века. Новый расцвет русской литературы, культуры, искусства заметно повлиял на их самобытное творчество. Ведь первые сборники Купалы, его признание и переводы, сделанные Валерием Брюсовым, стали литературным явлением, а белорусский язык как факт новейшей истории и литературной традиции доказал свое право звучать во весь голос наравне с другими европейскими языками.

– Значит, вы создаете литературно-поэтический микст из наших двух культур, двух языков?

– Если раньше в литературно-поэтических концертах акцент был сделан на русскую литературу, то в нынешней программе мы соединили лучших представителей двух народов. На концерте прозвучали постоянные авторы – Александр Блок и Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Борис Пастернак. И впервые – Марина Цветаева и Анна Ахматова. Великолепная, яркая плеяда белорусов, которые тоже сохранили высокое положение певцов Серебряного века – Богданович, Колас, Купала, Гарун, – включены в концерт не случайно, а чтобы показать страницы белорусской литературной традиции (которая все же отличалась от российской) для наглядной демонстрации особенностей двух фонетических систем, их богатства, взаимосвязи и различий.

Программа в основном построена на философской, религиозной тематике, так как мы переживаем время Великого поста и духовная сторона очень важна.

– Как бы вы охарактеризовали искусство поэзии?

– Это удивительная зона человеческого существования, куда допускаются, конечно же, не все. Сейчас наблюдается интерес к звучащей литературе, образуются своеобразные площадки или клубы, где люди читают стихи, слушают артистов, поют песни, то есть присутствует тяга к общению. Наше механистическое время, время технологий и одиночек, когда каждый существует наедине со своими электронными друзьями, требует таких встреч. Ведь никто не отменял живого слова, которое становится дефицитом в наше время. Чувства, которые мы раньше тратили на встречи, беседы, обсуждения, полемики, диспуты, сейчас значительно оскудели. Сейчас, мне кажется, просыпается этот интерес к живому слову, к первородному началу – к человеку. Надо вернуть себя к себе. Поэзия как один из элементов духовности –  самый доступный мост между людьми.

Когда произошла революция 17-го года, все ценности прежнего режима были уничтожены. Вместе с ними полетели в костры лучшие книги, поэзия. Пролетариям и матросам, шедшим стройными рядами, еще долго пришлось изменять свои лица, потому что они не доросли до того багажа, который презренно выбросили на свалку истории. Поэзия меняет человеческий организм, люди преобразуются изнутри. Ведь не зря во время блокады Ленинграда, не имея ни воды, ни еды, замерзая, люди находили возможность читать друг другу стихи, старожилы вспоминают, как это помогало выжить. Бесконечное повторение ритмических строк компенсировало физическую немощь. Часто в окопах на передовой у погибших солдат находили вместе с документами сборники стихов. Поэзия – одно из средств, чтобы сохранить в себе человека и не дать красоте уйти из мира.

– В школе сократили уроки литературы, убрали ряд важных произведений…

– Да, происходит много непонятных поступков, бросающих тень на область просвещения. Литература, прежде всего классическая, должна быть основой воспитания маленького человека. У нас совсем мало времени осталось, чтобы читать, слушать слово. Я убежден в том, что, если нет возможности читать глазами, надо слушать, не можете слушать – находите возможность общаться с теми людьми, которые достойно работают в литературе, культуре, художественном творчестве. Без этого человек становится дикарем, безответственным функционером, у него нет внутренней оценочной шкалы, которая отрегулировала бы нравственные ориентиры, он подвержен случайному.

Елена ЧЕРНЯВСКАЯ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики