Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>



Соцопрос

№10 от 08 марта 2018 года

Нужен ли магазин в деревне?
Нужен ли магазин в деревне?

В местечке Яновичи, на самом северо-востоке Беларуси, где я провел свое счастливое детство, на берегу речки стоял маленький домик. В нем всегда были вкусные конфеты в ярких упаковках, сладкие пряники, тающие во рту, и даже заморское чудо – ситро. Все дети знали, что этот домик – часть прекрасной и великой империи под названием «сельпо».

Это было много лет назад. Но и сегодня потребкооперация является одним из важнейших инструментов развития аграрного сектора экономики Беларуси, главным поставщиком услуг крестьянам. Она необходима в первую очередь для помощи мелким сельским товаропроизводителям. Такая форма взаимодействия прошла проверку временем и позволяет адаптироваться крестьянам к современным сложным экономическим условиям, занять свою нишу.

В системе потребительской кооперации Беларуси в настоящее время трудится более шестидесяти тысяч человек, она обслуживает свыше трети населения страны, дает семь процентов товарооборота. Причем только потребкооперация занимается сегодня обслуживанием жителей отдаленных, малонаселенных деревень. Работает она себе в убыток, но несет на своих плечах ярко выраженную социальную нагрузку. Многие люди просто не могут представить свою жизнь без потребкооперации.

Потребкооперация активно занимается розничной торговлей. Она является важнейшим источником обеспечения сельских жителей продовольственными и промышленными товарами, всем необходимым для жизни и ведения подсобных хозяйств. А это почти четверть населения страны. И в районных центрах качество и разнообразие оказываемых услуг во многом определяются работой предприятий потребкооперации. Это еще плюс более миллиона человек. Причем с момента создания сфера розничной торговли Белкоопсоюза действует как единая торговая сеть, и достаточно успешно.

Научные сотрудники Института социологии НАН Беларуси внимательно изучили работу Белкоопсоюза, провели репрезентативные республиканские социологические исследования. Они задавали своим респондентам вопрос «Пользовались ли вы следующими услугами, предоставляемыми организациями Белкоопсоюза?» и получили следующие ответы:

Услуги Городское население Сельское население
торговля 52,2 73,3
общественное питание 38,9 49,0
транспорт 25,8 30,6
заготовительная деятельность 19,9 39,7
образование 11,3 16,1

Таким образом, можно сделать вывод, что потребкооперацию, которая считается сельским фактором, хорошо знают и в городах.

Одним из вопросов социологической анкеты был следующий: «Покупали ли вы товары, произведенные организациями Белкоопсоюза? Если покупали, то остались ли удовлетворены их качеством?»

Ответы разделились следующим образом:

  % Оценка
хлебобулочные
изделия
62,5% 4,2
мясная продукция 58,9% 4,0
колбасные изделия 58,6% 3,8
мясные полуфабрикаты 56,1% 3,9
рыбная продукция 53,3% 3,8
безалкогольные напитки 50,1% 4,0
соленья 47,5% 4,0
плодоовощная консервация 46,5% 4,0
мясные консервы 46,3% 3,9
плодово-ягодные вина 30,5% 3,7
беловежские вина 27,1% 3,8
строительные материалы 26,3% 3,8
швейные изделия 25,9% 3,7
мебель 23,8% 3,7
ритуальные услуги 22,7% 3,9

Больше всего жители страны удовлетворены качеством хлебобулочных изделий, меньше – плодово-ягодных вин, мебели, швейных изделий. Следует отметить и существенные региональные различия в оценке качества продукции потребкооперации. Например, самую высокую цену получила продукция Гомельской области – 4,1, самую низкую – г. Минска – 3,1. Кто-то может сказать, что у минчан высокие требования к качеству. Однако почему тогда жители села поставили низкую оценку – 3,4, а областных центров – более высокую – 3,9?

К концу прошлого столетия кооперативная торговля Беларуси имела монопольное положение в райцентрах и сельской местности, но в целом ряде районов она не сумела противостоять новым частным торговым сетям и достойно с ними конкурировать.

И все же для нас это было достаточно удивительно:  сеть магазинов «Родны кут» занимает второе место в рейтинге популярности и в городе, и в деревне. На селе она лишь на 14 пунктов отстает от «Евроопта».

Причем Белкоопсоюз имеет неплохие перспективы, незадействованные производственные резервы. Предприятие находится ближе к людям, в то время как многие сетевики стремятся прийти в крупные населенные пункты, райцентры, где уровень доходов населения выше, забывая о малых деревнях и хуторах. При их использовании потребкооперация способна значительно поддержать экономику страны, сохранить рабочие места и обеспечить рост заработной платы. В некоторых средствах массовой информации проскальзывают мысли, что потребкооперация умирает. Трудно с этим согласиться. Она не умрет, пока необходима людям. Им нужен магазин в деревне, и не только.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Как отмечают многие респонденты, II Европейские игры дадут резкий толчок развитию спорта в Беларуси.

Стержень любой политической системы – государство, это главный механизм управления всеми сферами общественной жизни.

Мы – это то, что мы помним, как позиционируем себя в объективном времени и пространстве.

В белорусском футболе очередной скандал – игрок забил гол рукой. Это видела вся страна. Не видел или не хотел видеть только судья Виктор Шимусик.