Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
Награды
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№8 от 22 февраля 2018 года

ПОВИТЬЕ
ПОВИТЬЕ

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Вот вам, читатели, еще одна короткая история из жизни небольшой полесской деревни. История о мужестве, преданности делу и любви к людям…

Настоятель церкви деревни Леликово (теперь Кобринский район Брестской области) отец Андрей (Кирилюк), 1900 года рождения, был выходцем из украинских крестьян. В 1927-м «при поляках» он был назначен в храм этой деревни псаломщиком. Рукоположен в священники  29 октября 1941 года. Бессменно прослужил в храме, пока его не закрыли при советской власти. А потом стал служить в Повитье (именно туда пролегает наш маршрут). В этой деревне  храм никогда не закрывался. Народ отстоял перед властью свою святыню, и отец Андрей  каждый раз пешком, преодолевая расстояние туда и обратно, а это примерно 9 километров в одну сторону, приходил на службу в Свято-Пречистенскую церковь. Где-то в году 1963–1964-м по дороге его «перешли» комсомольцы-безбожники. Беспричинно избили, затем стали топить в озере. От стресса, переохлаждения и унижения священник вскоре умер. Но отец Андрей оставил добрую людскую память о себе и своих делах.

Отправляемся в путешествие по Брестской области, чтобы узнать еще больше историй.

Верхолесье

Николаевская церковь.

В 1882 году в деревне была построена деревянная церковь Святого Николая в ретроспективно-русском стиле синодального направления. Возведена святыня на месте униатского храма, который сгорел годом раньше. Небольшие купола апсиды, притвора и колокольни не утяжеляют приземистую постройку. Храм – памятник традиционного деревянного зодчества с чертами классицизма.

Повитье

Свято-Пречистенская церковь.

Эта церковь поражает своей масштабностью, декором наружных стен. Свято-Пречистенская церковь в деревне считается одним из самых красивых храмов Кобринщины. Она построена в 1911 году в неорусском стиле по проекту чешского архитектора Гута.

Деревянная церковь расположена на окраине деревни. Храм украшает высокая шатровая звонница. В церкви есть иконы XVII–XVIII веков.

Дивин

Церковь Параскевы Пятницы

Бывшее местечко Дивин, а ныне агрогородок, расположилось возле озера Любань. Впервые в исторических документах Дивин упоминается в 1466 году, а в 1642-м получил Магдебургское право, хотя войта из числа шляхты сюда назначал сам король. Ратуша, две церкви, костел, синагога, рыночная площадь, где торговали по четвергам, две мельницы, корчма – в Дивине были все признаки многонационального полесского местечка.
14 августа 1794 года российский отряд под командованием Суворова уничтожил под Дивином арьергард в 500 сабель генерала Сераковского – сподвижника Тадеуша Костюшко. После подавления восстания Дивин и 988 его жителей были подарены Екатериной II наследникам генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.

Храм Рождества Богородицы.

В Дивине сохранилась церковь Параскевы Пятницы, которая была построена в 1728–1740 годах как униатская. Этот храм – памятник деревянного зодчества с чертами барокко. Особую выразительность ему придают две четвериковые башенки с фигурными ярусными куполами и луковичными главками, между которыми – килеподобный фронтон. Интересна построенная в ХІХ веке (1883) звонница – восьмерик на четверике под высоким шатром. Второй дивинский храм – церковь Рождества Богородицы – возведен в 1902 году из дерева в ретроспективно-русском стиле.

Олтуш

 Преображенская церковь.

Преображенская церковь была возведена в 1669 году как униатская, а в 1783-м перестраивалась. Во второй половине XIX века к храму была пристроена деревянная колокольня. Храм – памятник народного деревянного зодчества с элементами барокко.

Малорита

Церковь Святого Николая.

Люди  в этом месте поселились давно. Ученые пришли к выводу, что уже в 1800–1500 годах до нашей эры на берегу реки Рита были поселения древних людей. Предполагается, что когда было Великое переселение народов, сюда пришло индоиранское племя и осталось жить. А под словом «рита» они понимали космический порядок бога Вишну.

Малорита попала в летописи в середине XVI века, правда, под названием Рита Малая: по приказу Короля Сигизмунда Августа Василий Тышкевич делал перепись границ между Великим Княжеством Литовским и Короной Польской.

В городке сохранилась деревянная церковь. Первые упоминания о Малоритской церкви относятся к 1668 году. Она была построена как униатская и носила имя святого Николая. В храме долгое время хранился редкий церковный памятник XV века –
икона греко-византийского мастера Николаса Лабудиса. Но в 1981 году в Малориту приехали ученые из Академии наук и забрали икону в музей древнебелорусской культуры при академии. К сожалению, в 1999-м экспонат оттуда бесследно пропал.

Малорита славилась и своей собственной иконописью. В
XVII веке здесь жил мастер, который писал иконы для униатских храмов.  Имя его неизвестно для историков, а во всех документах он упоминается как малоритский мастер. Сохранились только три его иконы.

Малоритскую униатскую церковь начали перестраивать в православную после восстания в 1864 году. А в 1899-м храм сильно повредил пожар. Поэтому в
1907-м местные жители собрали деньги и построили новую православную церковь, сохранившуюся до сих пор. Освящена она была через год в честь святого Николая, как и предыдущая.

Хотислав

Спасо-Преображенская церковь Богородицы.

Основная достопримечательность деревни – старинная деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1799 году как униатский храм. Судя по всему, в 1867 году церковь была значительно перестроена: со стороны главного фасада к ней были пристроены притвор и колокольня. В итоге получился храм с интересной и необычной архитектурой с элементами барокко.

Хабовичи

Покровский храм.

На месте, где сейчас возвышается церковь, стоял старинный униатский храм. А в начале XX века (предположительно в 1911 году) была построена  здесь Покровская церковь.  Она выполнена из дерева, доски уложены горизонтально, украшена резными фрезами и выкрашена в голубой цвет. Акценты храму придают ярко-синие линии, обрамляющие строение со всех сторон. Она имеет традиционную для православной церкви форму, композиция объемно-пространственная, колокольня в форме шатра.

Храм внутри богато украшен, много икон, огромное количество позолоты, резных элементов.

Купол храма изнутри – настоящее произведение искусства. Он голубой, по кругу обрамленный небольшими окошками, чуть ниже изображены святые.

В церкви находятся иконы, представляющие особую ценность и относящиеся к XVIII–XIX векам. 

Новоселки

Михайловский храм.

Во многих источниках, равно как и на охранной табличке на самом храме, датой строительства церкви Святого Михаила указан 1881 год. Архитектором храма был Федор Афанасьев, его имя сохранилось для истории. Храм возведен в ретроспективно-русском стиле. В наружном его декоре изящно сморятся окна квадратной формы.

Черняны

Церковь Рождества Богородицы.

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в документах под 1574, 1668, 1724 и 1786-м годами.

В 1870 году священник Иоанн Гацкевич пригрозил прихожанам, что если они не отремонтируют свою обветшавшую церковь, то она при новом распределении храмов будет приписана к Великоритской церкви и у них не будет своего священника. После этого прихожане менее чем за год произвели ремонт. Церковь является образцом деревянного народного зодчества.

Легенда от автора проекта

Заговоренная борона

У хозяев этого деревянного дома кроме скамеек, лав и всевозможных табуреток в самом доме еще имелись и скамеечки во дворе. Главная, конечно, была вкопана у забора рядом с воротами. Стояла большая скамья и в саду. А еще одна,  маленькая, ютилась в этом дворе в таком месте, что сразу и не заметишь: стояла она с обратной стороны хаты, у самой стены, на которой справа висела деревянная борона, изготовленная еще до Первой мировой войны.

Сразу оговоримся, что это утверждение самих хозяев дома. Но эту семейную легенду, как слышала бабушка Юстына от своего отца, так, «без усялякіх прыплётак», рассказывает всю свою жизнь детям и внукам. Повезло и нам ее услышать, когда общались с бабушкой, сидя на скамеечке у теплой бревенчатой стены хаты.

– Гэта быў пасаг, як бы цяпер сказалі – прыданае. Ёй болей за сто гадоў. Людзі сыходзілі, а яна, як бачыце, да сённяшняга дня моцная яшчэ, толькі дзе-нідзе зубы павыпадалі, не раўнуючы, як у чалавека.

А получила такое приданое прабабушка нашей новой знакомой. Само собой разумеется, что все приданое состояло из всевозможных скатертей, простыней домотканых, покрывал да вышиванок,  вороха подушек да пары теплых кожухов. А борону эту отец невесты приложил к даримому имуществу со словами, что у молодых семья сытая всегда будет, никогда им бедствовать не придется.

Но, понятное дело, – на полатях никто не сидел, работали все, от мала до велика. Ну а что касается бороны заговоренной, то на самом деле все и получалось как-то чудно. Ведь обычно так: если земля где получше,  так и урожай выше, а как глина да суглинок, так сразу видно – не будет хлеба. А тут, куда ни посеют зерна, – засеки ломаются.

И слухи про борону заговоренную по околице пошли. Узнали люди как-то, что все дело в ней, именно она – причина достатка хозяев дома. Ну и началось: все наперебой стали чудо-борону просить в работу. Но на других наделах, как оказалось, она была обычным инструментом: не работала ее чудодейственная сила в чужих хозяйствах.

Был случай, что ее даже украсть хотели, на телегу положили – да и давай гнать коней из деревни. Хозяин в погоню бросился. Как только воры в лес выехали, борона за ветку зацепилась и с воза свалилась. Воришки так ни с чем и уехали. Хозяин с бороной домой вернулся и с тех пор ее в гумне под замком стал хранить. Да еще собаку у дверей гумна на цепь посадил.

Как-то пожар в хозяйстве случился. Когда головешки раскинули, под полусгоревшими бревнами борона целехонькая лежала. При Советах раскулачивать стали, борону спрятали в подполье дома. Вот она к нам в наследство и пришла. Только теперь нет надобности ее в поле использовать, лошадей тоже в хозяйстве этом уже нет. Так и висит она, горемычная, на ней теперь хозяева лук да чеснок развешивают для просушки, фасоль пучками на зубья  цепляют.

На предложение продать борону бабушка Юстына так ответила:

– Прадаць? Не, прадаць ня можна. Хіба толькі ў рукі добрыя перадаць, але не цяпер. Праз гадочак-другі прыязджайце. Можа, як і  дажывём...



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый.


Деревня Опса принадлежала когда-то Плятерам. Род этот большой и древний, но наиболее яркая его представительница – Эмилия Плятер. Графиня, революционерка, собирательница белорусского фольклора, участница ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд, а затем была командиром роты польских пехотинцев в звании капитана – небывалый случай для армии той поры. Ближе к концу восстания Эмилия, которой едва исполнилось двадцать пять лет, неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Имя и необычная судьба графин