Культура

№6 от 08 февраля 2018 года

Любовь на расстоянии
Любовь на расстоянии

Эта женщина умеет сочетать талант актрисы, режиссера и администратора. Судите сами. Чуть более 10 лет назад состоялся режиссерский дебют Ирины Апексимовой – вышел фильм «Спящий и красавица». А популярность к актрисе пришла после картин «Мужские откровения» и «Му-му». В 1997 году Ирина снялась в фильме культового голливудского режиссера Филиппа Нойса «Святой» и в картине классика французского кино Жана-Люка Годара,
где сыграла Анну Каренину.

В 2000-м вышел сериал «День рождения буржуя» с ее участием, который имел огромный успех у зрителей.

Ирина Апексимова – лауреат Парижского кинофестиваля 1994 г. ( приз за роль в фильме «Октябрь»). Три года работала директором театра Романа Виктюка, а в марте 2015-го была назначена директором Московского государственного театра драмы и комедии на Таганке.

– Ирина, кем вы мечтали быть в детстве?

– Мама работала в театре, папа – в музыкальной школе, а старший брат Валерий в 70-е годы организовал в Волгограде один из первых ВИА. Поэтому все были уверены, что и я стану музыкантом. Хорошо училась в музыкальной школе, играла на фортепиано, но после экзаменов дальше не захотела продолжать. Все детство прошло в театре оперетты, у мамы, поэтому  мечтала работать в музыкальном театре. После школы поехала поступать в ГИТИС, при этом почему-то совершенно не готовой. Только в самолете мы с мамой решили, что я буду петь при поступлении на музыкальное отделение. А курс набирал знаменитый Покровский. На экзаменах, когда я тоненьким голосом спела, сразу поняла, что мое выступление не понравилось. Покровский хорошо знал маму, и после экзамена  сказал ей: «Ты понимаешь, что с такими данными я не могу ее взять?». Мама, конечно, адекватно это восприняла, и мы вернулись домой. Тогда я расстроилась, но сейчас понимаю: слава богу, что не поступила! Иначе  не попала бы в школу-студию МХАТ к Табакову и моя жизнь сложилась  совсем по-другому. А тогда, в Одессе, я пошла работать в театр оперетты, где протанцевала год в кордебалете. На следующий год вновь поехала в Москву. Опять – неудача из-за моего одесского говора. И тогда мама позвонила друзьям в Волгоград, меня взяли в местный театр музкомедии. Я снова  танцевала в кордебалете. Там  впервые столкнулась с творческой ревностью, интригами: и в туфли мне насыпали тертое стекло, и ступню я резала. Прожив в Волгограде год, я избавилась от одесского говора и в 1989 году, к моему огромному счастью, поступила в школу-студию МХАТ.

– Вы десять лет успешно проработали во МХАТе, а почему ушли?

– Во МХАТе было все прекрасно, а ушла из-за собственных амбиций. В театре создавался профсоюз, и с подачи Ефремова я стала председателем профсоюзной организации. Мы стали отстаивать права, разбираться с контрактами актеров, которые тогда заключались всего на три месяца. Наша борьба зашла далеко – в результате профсоюз стал опальным в театре. Многие, испугавшись, его покинули, и нас осталось всего 7 человек. Руководство театра поставило условие: «Или вы заканчиваете со своим профсоюзом, или мы с вами не продлим контракты». Мы заявили, что не приемлем ультиматумы. И вместе с Андреем Паниным сказали: «Не продлевайте!». При этом не верили в такой поворот событий, ведь репертуар держался на нас. Однако на следующий день охрана нас в театр не пустила...

Когда об этом узнал Олег Ефремов, он позвал меня к себе домой и пообещал заступиться за нас. Но Олег Николаевич тяжело болел, жизнь уходила от него, и вскоре его не стало. Я прокручивала эту ситуацию миллион раз, вспоминала, что мне звонили ведущие актеры МХАТа и говорили: «Что ты делаешь?». Но если бы вернуть все назад, я бы поступила точно так же. Как говорится, что бог ни делает – все к лучшему. Очень благодарна Олегу Николаевичу Ефремову, который дал мне возможность, минуя массовку, играть ведущие роли в спектаклях. После ухода из МХАТа предложений из других театров не было, поэтому я решила создать собственную театральную компанию. Я благодарна Роману Виктюку, который меня спас и дал возможность играть в его спектаклях. А потом предложил быть директором  своего театра.

– Почему вы, успешная актриса, согласились стать директором театра на Таганке? И как вас там величают?

– В театре меня все называют Ириной Викторовной. Сначала даже ощущала себя лет на 40 старше... В общем, неуверенность в дальнейшей актерской профессии подстегнула меня дать согласие быть директором. Труппа это восприняла настороженно. Кто-то с пониманием, кто-то с завистью. Вначале  ничего не понимала, но постепенно втянулась. И сейчас занимаюсь здесь ремонтом, получая удовольствие от процесса. Ведь быть директором театра с такой историей – это реализация себя, это такая же творческая деятельность, только в другом направлении. К сожалению, после ухода Любимова у прославленного театра дурная слава, и надо сделать все возможное, чтобы он стал снова интересным широкой публике. Я – за те эксперименты, которые имеют успех у зрителя. Чтобы после спектакля людям было над чем подумать, чтобы захотелось вернуться в театр и привести своих близких и друзей.

– Вы не жалеете, что когда-то отказались от главной роли в фильме «Маленькая Вера»?

– В это время я была занята в другом фильме, но когда «Маленькая Вера» получила огромный успех, я безумно жалела, что не снялась в нем. Но должна признаться, что никогда бы не разделась, как Наталья Негода. И даже если бы меня заставили это сделать, все выглядело бы неестественно. Поэтому, возможно, если бы я сыграла главную роль, фильм не имел бы такого оглушительного успеха.

– Помимо того, что вы актриса, режиссер, как произошло, что вы еще и запели?

– Как уже говорила, я росла в музыкальной семье, поэтому мне безумно хотелось петь. К сожалению, в кино мне предлагают играть одни и те же образы, а я способна на большее. И поэтому когда позвонили с Первого канала и предложили поучаствовать в программе «Две звезды» с Александром Маршалом,  с удовольствием согласилась. Это огромное счастье, кайф, когда ты поешь на сцене, а за тобой стоят профессиональные музыканты.

– У вас есть свой девиз?

– Помните у Булгакова: «Никогда ничего не просите. Сами предложат и все дадут!» Я живу по таком же принципу.

– На ваш взгляд, жизнь более логична или абсурдна?

– Более абсурдна. Поэтому, когда человек тебе нравится, особо не приближайся. Пускай он тебе нравится на расстоянии, тогда ты по-другому оценишь его поступки. Я очень категорична по отношению к близким людям.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики