Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Соцопрос

№5 от 01 февраля 2018 года

Каков он, белорусский предприниматель?
Каков он, белорусский предприниматель?

В белорусском государстве постоянно растет роль малого и среднего бизнеса. Их состояние является показателем здоровья и творческого потенциала национальной экономики, а предпринимательство становится социальной лестницей, открывающей многообещающие перспективы тем, кто хочет честно трудиться.

А кто такой современный белорусский предприниматель? Его имидж в сознании многих людей – это образ эгоистичного человека, стремящегося исключительно к собственной выгоде и накоплению богатств, умеющего «делать деньги» ради денег. Существует мнение, что предприниматели в своей массе плохо образованы, их уровень ниже, чем в среднем у жителей страны.

Социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в конце прошлого года, показывают, что это не совсем так.

Современные белорусские предприниматели – это неоднородная, но относительно молодая, достаточно хорошо образованная, обеспеченная материально социальная группа. Она достаточно активна в различных сферах: в инновационных формах работы на рынке труда, в малом и среднем бизнесе, на потребительском рынке. Важной отличительной чертой этих людей является восприимчивость к новому и желание вкладывать инновационный опыт в производство. Без этого в условиях конкуренции не прожить.

И все же, каков он, белорусский предприниматель?

Малый и средний бизнес всегда был преимущественно мужским занятием и требовал таких качеств, как настойчивость и упорство, выносливость и воля к победе. Белорусский бизнес сохраняет традиционные маскулинные черты, но часто женщины подставляют мужчинам свое крепкое плечо. По данным социологических исследований, среди белорусских предпринимателей 59,5% мужчины, 40,5% – женщины.

Распределение предпринимателей по возрасту дает следующую картину:


До 20 лет 0,1%
20-29 лет 15,8%
30-39 лет 37,5%
40-49 лет 26,3%
50-59 лет 20,1%
60-69 лет 0,1%
70 лет и более 0,1%

Анализ возраста предпринимателей показывает достаточно амбивалентную картину. С одной стороны, для успешного занятия малым и средним бизнесом нужен опыт, с другой – здоровье и силы. Поэтому так мало успешных предпринимателей в возрасте до 20 и после 60. Но достаточно четко просматривается еще одна тенденция: чем раньше индивид начинает бизнес, тем с большей вероятностью он попадает в число успешных предпринимателей, и, наоборот, более позднее вступление в бизнес затрудняет путь к Олимпу.

Анализ уровня образования показывает, что время продавцов семечек давно ушло в прошлое. Сегодня белорусский малый и средний бизнес достаточно интеллектуальный. Среди предпринимателей имеют образование:


начальное 2,5%
среднее неполное 1,2%
среднее общее 18,4%
среднее специальное 38,0%
высшее 37,3%
несколько высших 2,7%
послевузовское (аспирантура, ординатура) 0,1%

Однако, как утверждают эксперты, это не предел. Многие предприниматели прекрасно понимают, что в условиях обострения конкуренции знания могут им помочь выйти из сложных производственных ситуаций. Как показывает анализ результатов социологических исследований, во многих случаях успех в предпринимательской среде детерминирует не высшее образование, а амбиции и активность, организаторские и лидерские качества социальных субъектов.

Представляет интерес и семейное положение предпринимателей. Как показывают социологические исследования, три четверти из них – имеют семью, шестая часть – холосты, каждый десятый – разведен. Есть среди них вдовы и вдовцы. У 78,4% предпринимателей есть дети, у 21,6% – их нет. И каждый из них хочет простого человеческого счастья.

Об этом говорят ответы на вопрос «Планируете ли вы в ближайшие годы?»:


вступить в брак 14,6%
освоить новую профессию, повысить квалификацию 12,5%
открыть свое дело, бизнес 7,4%
оформить кредит 10,7%
переехать в другой населенный пункт 6,0%
получить образование, повысить квалификацию 9,7%
родить ребенка 14,4%
сменить место работы 12,1%
улучшить жилищные условия 32,7%

Государство постоянно делает шаги навстречу малому и среднему бизнесу, ответ – за его продуктивной работой.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Как отмечают многие респонденты, II Европейские игры дадут резкий толчок развитию спорта в Беларуси.

Стержень любой политической системы – государство, это главный механизм управления всеми сферами общественной жизни.

Мы – это то, что мы помним, как позиционируем себя в объективном времени и пространстве.

В белорусском футболе очередной скандал – игрок забил гол рукой. Это видела вся страна. Не видел или не хотел видеть только судья Виктор Шимусик.