Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Репортаж "7 дней"

№4 от 25 января 2018 года

Шахтер cамая земная и самая внеземная из профессий
Шахтер cамая земная и самая внеземная из профессий

Шахтер Алексей Стаханов был символом советской эпохи. И сегодня, в век цифровой экономики, когда будущее уже «майнит» с экранов смартфонов, белорусские шахтеры активнее других «рубят» в бюджет страны валюту. Новое время дало родине новых Cтахановых. В их числе – победитель конкурса профмастерства «Мастер Минской области – 2017» машинист горных выемочных машин рудника 4-го рудоуправления ОАО «Беларуськалий» Анатолий Прокопчук.

«Там, где мы бывали, нам танков не давали...»

Недавно журналисты газеты «7 дней» побывали на верхнем горизонте рудника, расположенном на глубине 440 метров, где трудится Анатолий Прокопчук и его бригада. Стартовали, что называется, с места в карьер. Всего за пару десятков секунд экипированные фирменными куртками, брюками, спецботинками, касками со светильниками и увесистыми самоспасателями через плечо, обдуваемые легким ветром, держась руками и ботинками за нижние и верхние «поручни» металлической клети – почти лифта, спустились на подземную твердь.

Минуя шахтерский спецтранспорт, желтый фургон «Минку» – авто из фантастических боевиков, на котором шахтеров доставляют в забой, идем к УАЗику – легендарному автомобилю советских репортеров. Он опять везет журналистов: как юркий батискаф в фантастических водах времени, рассекая годы и века неярким светом фар, мчит нас по тоннелю.

Наш путь – на западное направление 2-го калийного горизонта рудника. Впереди порядка 10 километров убегающей вдаль «проселочной» дороги под 145-этажным слоем грунта под сводами тоннеля, вырытого за прошедшие годы шахтерами. По форме он очень похож на Печерско-Лаврский. Говорят, что такие пропорции позволяют снизить деформацию выработки и удерживать давление почвы. Правда, в монастырских норах с трудом разминутся два человека, а тут проезжают и фургон «Минка», и УАЗ!

А вот и первый «взлет» над супергоркой – и мягкая в движении посадка, и вновь крутой подъем, и такой же спуск. Вдали засветили фары встречного авто. По регламенту, оказавшись ближе к так называемой сбойке, он прячется в вырубленной в породе нише, уступая дорогу встречному транспорту. На восхищение: «Как на американских горках!» – наш гид, заместитель начальника участка Александр Делендик, замечает: – Не более 20 км/ч...

А кажется, что все 100! Вот оно, волшебство подземных покатушек! При этом путь к забою, где трудится бригада Анатолия Прокопчука, – почти магистральный. Да, возможно, ранее шахты и были лабиринтами, о которых пел Владимир Высоцкий, но сегодня солигорские рудники – это не лабиринты, а «соленая» магистраль.

«Шоколадный» горизонт

По дороге в забой говорили о... шоколаде.

– Горизонт рудника напоминает шоколад, разделенный на «кубики», разработка которых начинается с самых дальних, – рассказывает Александр Делендик. – Когда один «кубик» горизонта, ширина лав на котором 230 – 250 м, отработан, а добытая в нем калийная соль и пустая порода отправляются по конвейеру на поверхность – очистку и переработку, подъезд к нему закрывается. «Кубик» бетонируется для безопасности. Теперь туда никто не попадет и там не заблудится.

...И вот позади 10 километров: подземка привела наш УАЗ к месту назначения. Мы у очередного кубика шахтного «шоколада» – в забое участка №3. С первого взгляда видно, что современные шахтеры уже давно работают не так, как Алексей Стаханов. Никаких вам кирок, отбойных молотков. Только современная техника, которой управляют члены бригады Анатолия Прокопчука. Да, прогресс в шахтном деле налицо!

Александр Делендик ведет нас к проходческому комбайну, который по ширине занимает практически весь штрек. Многотонный горный агрегат под управлением Прокопчука победитовыми «зубками» вгрызается в породу выработки как в халву, которая потом собирается в бункер комбайна, а оттуда пересыпается в самоходный вагон.

При этом работает так громко, что и шахтеры, и журналисты должны закрыть уши берушами, а нос и рот – защитными «лепестками». Соляная пыль, ложащаяся вокруг отколотой породы, вредна для легких и бронхов.

– Самые ценные слои залежей – это сильвинит, он терракотово-красного цвета, – показывает отбитый от стены штрека кусок породы Александр Геннадьевич, когда Анатолий Прокопчук, наконец, выключает мотор комбайна и спускается к нам. – Сильвинит перемежается со слоями галлита, которые нужно будет отделить, как зерна от плевел. А что делать – сильвинита в чистом виде даже в самых богатейших месторождениях нет!

Вместе с Прокопчуком к нам подходят члены его бригады – машинист горновыемочного комплекса Эдуард Трубчик и Роман Месник, он же ГРОЗ. Кстати, ГРОЗ – это не фамилия, а аббревиатура профессии (горный рабочий очистного забоя). Просим сделать фото на память.

Тайны подземелья

После фотосессии рискуем задать калийщикам два дилетантских вопроса:

Первый: встречались ли под землей гномы – сказочные владельцы подземных кладовых?

Второй: учитывая то, что даже в водах морских океанов содержатся запасы золота, то уж под землей удалось найти хотя бы один золотой самородок?

– Гномов не видели, – улыбаясь, отвечает Анатолий Прокопчук. – Поскольку они, согласно легенде, хранители разных там сокровищ, в том числе золотых, которых в Старобинском месторождении не было и в помине, то не находили ни золота, ни гномов... А вот доисторических раков в подземной породе (на месте разработок здесь миллионы лет назад было море) обнаружили. Лично я нашел одного – сейчас он хранится в музее компании.

Такие вот дела. Доисторический окаменевший рак будет покруче золотых слитков!

...Товарищи по бригаде с улыбкой слушают ответы бригадира и настраиваются на юмористическую волну «перекура» (под землей не курят!), образовавшегося с приездом журналистов.

На вопрос корреспондента о профессиональных задачах ГРОЗа юноша без запинки отвечает некрасовскими строками (помните: «В лесу раздавался топор дровосека...»):

– «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» – и поясняет: – Самоходный вагон отвозит породу на конвейерную ленту, по которой доставляется руда к скиповому стволу, а оттуда на поверхность.

Такой вот бригадный тандем: машинист всегда работает в паре с ГРОЗом, а в помощь им – современнейшая техника... Видел бы такие технологии добычи Алексей Стаханов, порадовался бы за наших шахтеров, а еще больше – за бригадира Анатолия Прокопчука, способного объединить, настроить на нужную волну свой небольшой коллектив, работающий в четыре смены!

И в забой отправился парень молодой

На ОАО «Беларуськалий» трудится 18 тыс. жителей Солигорска. Анатолий Прокопчук – один из лучших в своей профессии. При этом он – не только опора руководства рудника и своей небольшой (11 человек) бригады, но и глава семьи.

У Анатолия и его жены Оксаны, которая, кстати, домохозяйка, трое детей. Старший, Александр, работает оператором на ТЭЦ первого рудника. Живет отдельно от родителей. Дочь Анастасия получает в солигорском лицее сразу две специальности: повара и кассира. Младший, Максим, в пятом классе. Так что, уже давно имея право выхода на пенсию, а также завидные шахтерские заработки, позволяющие купить домик в деревне, где можно было бы заняться любимым делом – рыбалкой, пока эту часть жизненной программы Анатолий реализовывать не готов. Нужно поднять детей, поэтому, пока есть здоровье, Мастер будет спускаться в забой.

А родился Анатолий в городе Старобине, давшем имя месторождению калийных залежей. В детский сад пошел в Солигорске. Потом были школа, служба в ВДВ в Узбекистане и Грузии, учеба в Солигорском училище №104. Анатолий, старший из братьев, первым пошел работать на шахту, и сразу – в забой. Оба его брата также нашли судьбу на «Беларуськалии». Андрей – мастер горнообогатительной фабрики 3-го рудника, Александр – в отделе материально-технического снабжения компании. Так что обо всех братьях можно сказать: где родились – там и пригодились.

Впрочем, таков традиционный выбор многих выпускников солигорских школ. И не только их. Несколько новичков учились у Анатолия Павловича шахтерскому мастерству. В их числе был и туркменский парень Елдаш Чарыев. Вернувшись на родину, он будет трудиться на Гарлыкском горно-обогатительном комбинате, который, кстати, братскому Туркменистану построили белорусские специалисты.

Мужская работа

В горнопроходческой бригаде Прокопчука умеют и трудиться на совесть, и, если наступает нужная минута, пошутить и побалагурить. Трудятся здесь с неизменным успехом: месячные задания, как правило, перевыполняют, притом значительно выше, чем аналогичные шахтерские подразделения. В месяц бригада Анатолия Прокопчука в среднем выдает на-гора около 15 тыс. тонн.

Вот что перед спуском в шахту о знаменитом бригадире рассказал начальник рудника 4РУ Юрий Петровский:

– На руднике трудятся более чем 2,3 тысячи человек. Элитарной, безусловно, является забойная группа, а это – более 800 человек. Бригада Анатолия Прокопчука – в тройке лучших бригад горнопроходческих комбайнов рудника.

С Анатолием Павловичем Юрий Борисович знаком давно. Еще когда трудились во втором рудоуправлении, где он был главным инженером, а Прокопчук – бригадиром, коллектив которого практически постоянно добивался высоких производственных показателей. И здесь, на новом руднике, в арсенале которого высокопроизводительные комплексы по подготовке и очистной выемке руды, бригада Прокопчука также стабильно демонстрирует тот же уровень, то же желание и умение работать. Производительность КРП-комбайнов, кстати, производимых на Солигорском заводе технологического оборудования, выше тех, которыми управлял Анатолий Прокопчук и члены его бригады еще 15 лет назад.

На ОАО «Беларуськалий» применяют безопасные технологии при добыче руды. Горняки объединения спокойно идут на работу в шахту. Они знают, что количество спусков будет равно количеству подъемов.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Ежегодно летом десятки тысяч белорусов встают пораньше и идут в чащи за черникой. Причем даже тогда, когда посещать леса категорически запрещено. Ради чего ягодники готовы нарушить закон, какой штраф могут получить за это и сколько зарабатывают на каждом килограмме, читайте в нашем репортаже из Пуховичского района.

 Беларусь – не морская держава, но водные рубежи у нее есть. Белорусско-украинская граница от Новой Гуты в Гомельском районе до Нижних Жаров на Брагинщине проходит прямо по фарватеру Сожа и Днепра. Речной участок в 150 километров охраняет пограничная комендатура «Лоев». Причем по всем морским канонам: на заставах служат мичманы и капитан-лейтенанты, у каждого быстроходного катера есть имя, а хлеб в столовой нарезают «парусом», прямо как на камбузе. Корреспондент «7 дней» провел один день с речными пограничниками и узнал, в чем их сходство с моряками и как живется на большой воде.

Что происходит в Будславском костеле после того, как он едва не сгорел 
Пожар в одной из самых важных католических святынь часть белорусов восприняла чуть ли не как личную трагедию. К счастью, полного уничтожения уникального храма удалось избежать – существенно пострадала лишь кровля. Мы побывали на месте происшествия, узнали о ходе восстановительных работ, а также о судьбе церковных ценностей и знаменитого Будславского феста, который ежегодно собирает десятки тысяч верующих со всей страны и не только.

Во всех регионах страны продолжает действовать нерестовый запрет на лов рыбы. Впрочем, многих ушлых дельцов он не останавливает. Браконьеры даже в такое время занимаются отловом рыбы практически на промышленном уровне!