150 золотых маршрутов моей Беларуси

№52 от 28 декабря 2017 года

Домачево
Домачево

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В деревне Домачево Брестской области нет значительных памятников архитектуры, не может она похвастаться известными уроженцами или военными подвигами. Но для туриста, путешествующего по Беларуси, эти места все-таки могут быть интересны. Дело в том, что именно здесь, в пойме Западного Буга, с середины XVI века возникли одни
из первых протестантских общин (1564 год). Поселенцы были выходцами из Голландии и приехали в нашу страну для популяризации идеи реформации. Благодаря менталитету, догмам веры и врожденному трудолюбию поселян колонии быстро превратились в процветающие хозяйства Нейбров и Нейдорфов. Местные адаптировали сложные
по звучанию слова, и жителей колонии стали называть просто – голендрами.

Эти поселения играли большую роль в распространении протестантской веры на территории Беларуси. Под покровительством князя Радзивилла Черного аналогичные общины стали возникать в Бресте, Несвиже, Вильно, Клецке. Велика была роль голландских колоний и в экономическом развитии местности. В этом смысле особо показателен пример поселенцев в деревне Домачево. Несмотря на то, что земли общин страдали от частых половодий, колонистам все-таки удалось использовать их максимально продуктивно. Были построены каменные дома, кирха, школа для протестантов и католиков. Разводились молочные коровы и лошади, собирались урожаи. Уже через несколько десятилетий местные голландцы стали одними из самых состоятельных жителей близлежащих деревень, а коренное население работало на их фермерских хозяйствах. В начале XX века общины владели молочным и землеобрабатывающим кооперативом, а также двумя ветряными мельницами. При всем этом местное население не испытывало никакой агрессии к колонистам, так как голендры охотно делились своими знаниями и методами ведения хозяйства.

Сегодня потомков домачевских голландцев можно найти в США, Польше, Германии. Они объединяются в союзы под названием «Нейдорф-Нейбров» и даже периодически бывают в Беларуси. Первый визит состоялся в 1995 году, когда на землю предков приехал гражданин Германии Хартман Рыль. К сожалению, тема изучения голландского наследия колонистов не пользуется большой популярностью в Беларуси и практически не упоминается в научных источниках. Более того, сам факт существования протестантских общин около деревни Домачево до недавнего времени не был известен широкой общественности. Отрывочная информация встречалась только в очерках этнографа и историка И. К. Киркора.

В Домачево все еще можно отыскать уникальные свидетельства того периода.

На лютеранском кладбище, что на окраине поселка, сохранились памятники, а также фундамент кирхи и некоторые хозяйственные постройки.

Домачево

Церковь Святого Луки.

Поселок украшают два культовых сооружения. Дата строительства церкви Святого Луки в неорусском стиле – 1905 год. Возводилась святыня на месте, где когда-то стоял деревянный униатский храм.  Стоит в поселке и костел Девы Марии. Построен он из кирпича в стиле классицизма в 1923 году. Пристройки к костелу возведены в середине XX века.

Костел Девы Марии.

Аркадия

Церковь Святого Афанасия.

В стиле народного зодчества на рубеже XIX и XX столетий на месте гибели писателя-публициста XVII века и игумена православной церкви  преподобномученика Афанасия Брестского была возведена деревянная церковь-каплица. В 1988 году она была обновлена и освящена, а в 1996-м с благословения Алексия II в Аркадии был открыт Свято-Афанасиевский Брестский мужской монастырь.

Гершоны

Форд.

В ретроспективно-русском стиле из кирпича в 1866 году по проекту архитекторов Бартошевского и Гроссмана возведена в этой местности церковь Рождества Богородицы. Здесь можно увидеть и грандиозные сооружения двух фортов 1878 и 1913 годов постройки.

Черск

Михайловская церковь.

Согласно письменным источникам, поселение известно с XVI века как шляхетская собственность рода Волошинов в Брестском старостве. После административно-территориальной реформы середины XVI века в Великом Княжестве Литовском вошло в состав Берестейского воеводства.

До 1701 года в селе построена деревянная православная Михайловская церковь, которая сохранилась до наших дней. В XVIII веке Черск от Волошинов перешел к Радзивиллам, которые выстроили здесь дворянскую усадьбу.

После третьего раздела Речи Посполитой (1795) вошли в состав Российской империи, с 1801 года – в Гродненской губернии. После подавления восстания Костюшко императрица Екатерина II пожаловала имение Домачево, куда входили деревня Черск и одноименный фольварк, князю Петру Витгенштейну, впоследствии имение принадлежало его потомкам.

Дубок

Ильинская церковь.

В 1873 году в деревне построена скромная деревянная православная Ильинская церковь. В середине XIX века Дубок – собственность графа Замойского.

Медно

Часовня Преображения Господня.

Часовня Преображения Господня построена в 1848 году из дерева. Предположительно, перестраивалась в 1876 году.

Дубица

Железнодорожная станция.

Железнодорожная станция в деревне была построена в 1897 году в стиле эклектики. Здание из красного кирпича, украшенное желтыми вставками, сохранилось до наших дней и продолжает свою работу в первоначальном качестве.

Мухавец

Почтовая станция.

В хорошем состоянии сохранилась почтовая станция, была построена по типовому проекту в 1852 году.

Прилуки

Покровская церковь.

Название деревни происходит от места расположения поселения – у реки, возле луки. Согласно письменным источникам, известна с 1566 года как королевское владение в Берестейском старостве и повете Минского воеводства Великого Княжества Литовского.

С 1682 года – собственность Хайновскога, Даниловича, Кулеша, с 1721 года – крайчего Берестейского воеводства К. Босяцкого.  В 1870 году местные жители построили деревянную Покровскую церковь с колокольней.

Рядом с деревней археологами обнаружены стоянки эпохи мезолита (VIII-V тыс. до н. э.) и неолита (V-III тыс. до н. э.).

Легенда от автора проекта

Рождественская звезда

Что-то мы все для взрослых и для взрослых… А давайте перед праздниками расскажем историю для детей. Можно сказку – немного волшебную, немного грустную, но обязательно со счастливым концом. Как и подобает быть сказке, да еще в канун Нового года и Рождества. Договорились?

Тогда все откладываем, собираем вокруг себя детей, а взрослые… Ну, пусть и они послушают.

Сказку эту я слышал от гостившей у меня художницы-украинки, а она, в свою очередь, слышала ее от своей бабушки.

Давным-давно кроме зверей, людей, птиц, деревьев и цветов всяких на земле еще жили звезды. Тесновато, правда, было, но как-то уживались. На чужое пространство не зарились, а свое берегли да содержали в чистоте. Нужно сказать, что небо над Землей тогда тоже уже было, огромное, бескрайнее. В одном его месте солнце жило, а в другом – луна, остальной небесный свод был пустынным, бескрайним и никем не заселенным. Первые на это обратили внимание цветы. Собрались они как-то и сообщили всем остальным обитателям Земли: отправляемся жить на небо, благо места там предостаточно.

Превратились цветы в бабочек и улетели. Но спустя какое-то время вернулись.

– Никак нам не живется там. Чахнуть все стали, увядать.

И тогда звезды взяли слово. Оказывается, они тоже давно мечтали улететь на небо. Но боялись в этом признаться. Дело в том, что так заложено Создателем всего сущего – у каждой звезды был свой человек на Земле и у каждого человека – своя звезда. Так вот, самим звездам на земле жить было не очень хорошо. Исходил от них яркий свет во все стороны, но, как земли он касался, сразу гас и тут же исчезал. Оттого звезды становились все бледнее. Тяжело было звездам, но они терпели и больше всего боялись потерять дружбу с людьми. 

И тут случилось нечто неожиданное в первую очередь для самих звезд. Все люди, живущие на Земле, прониклись еще большей симпатией к звездам, а главное – пониманием. И решили, что на небе они будут светить намного ярче. А дружбу, их объединяющую, будут чувствовать и впредь, а может, она еще сильнее станет.

Обещали звезды, что так оно и будет.

И вот стали звезды в путь собираться. Но прежде чем Землю покинуть, пришла к своим сестрам совсем малюсенькая звездочка. Сказала, что не может она с ними лететь:

– Я с девочкой маленькой дружу и покинуть ее не могу.  У нее и щенок во дворе, и птица в саду, а на подоконниках – большие цветы, но пуще всего она ко мне привязалась.

– Ладно, – сказали люди и звезды. – Мы обсудим, как поступить и что делать с тобой.   

Тем временем звезды впопыхах обещание свое забыли. Звездочку маленькую с собою не взяли и вспомнили о ней лишь тогда, когда они были высоко и очень-очень далеко от Земли…

(Продолжение в следующем номере)


 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.