Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>
Малая родина
>>>



Культпоход

№44 от 02 ноября 2017 года

«Все страньше и страньше»
«Все страньше и страньше»

Как говаривала Алиса из знаменитой сказки Льюиса Кэрролла. И так повторяла про себя я, читая роман Кадзуо Исигуро «Безутешные». Да, того самого британца японского происхождения, который получил в этом году Нобелевскую премию по литературе. Кстати, по словам представителя Нобелевского комитета, в своих работах «огромной эмоциональной силы» писатель обнажил «бездну, прикрытую нашим иллюзорным чувством связи с миром». Вот тут этот самый представитель не слукавил. Про иллюзорность и чувство связи с миром. Нет-нет, «Безутешные» – не про наркоманов или алкоголиков…

Я уже делилась впечатлениями в «Культпоходе» об одном из его произведений – «Не отпускай меня». Книга сильнейшая, отзывается до сих пор. Поэтому от «Безутешных» ожидала чего-то подобного. Но «послевкусие» оказалось неоднозначным.

Хотите сюжет? Пожалуйста. Знаменитый пианист Райдер приезжает в некий европейский город, где должен выступить с концертом. Но значительная часть его памяти бесследно утрачена, и события разворачиваются согласно зыбкой логике сновидения; молодая женщина, которой он любезно согласился помочь советом, оказывается, такое впечатление, его старой подругой, а дверь кафе может вести прямиком в отель, расположенный за несколько километров… Интригует? Еще как.

Вообще, мое чтение «Безутешных» напоминало прием общеукрепляющих витаминов. Вот он, флакончик, вот оно, содержимое. Пить не обязательно, но желательно. Горстями – толку никакого, можно даже навредить. Чтобы была польза – каждый день, но по чуть-чуть, чтобы «усвоилось» и «укрепило». «Осваивала» роман долго, признаюсь. Месяц, наверное, «пила».

И? И в итоге, помимо упомянутой Алисы, еще песню «Машины времени» вспомнила. «Он был, как все, и плыл, как все. И вот он приплыл. Ни дома, ни друзей, ни врагов». Да, это про Райдера и про его хлопотные «перетекания» из реальности в реальность. От человека к человеку. От события к событию. Откуда пришел? Чего хочет? Куда придет? Нет ответов. Я так и не определилась для себя – это герой создавал понятные только ему параллельные миры-сны или в мире-сне было несколько Райдеров, и какой из них истинный – знает только Бог. Или Кадзуо Исигуро. Или ни тот, ни другой. Или происходящее – это вообще один большой сон на всех участвующих и сочувствующих. Как общий мыслепоток пассажиров межгалактического корабля, погруженных в анабиоз.

Фактически все рецензенты «Безутешных», словно запрограммированные, упоминают имя Кафки, упорно желая вручить обоим авторам медаль не то за «За глубину метафизичности», не то «За метафизичность глубины». Впрочем, я, пожалуй, соглашусь в том, что оба они «на своей волне».

Помните, я про неоднозначность сказала? Так вот. Из положительных моментов: «Безутешные» все равно цепляют. Роман рваный, неоднородный, яркий, как одеяло в стиле пэчворк. Исигуро отлично умеет «навести тумана», добавить напряженности, недосказанности, странности и причудливости. Но все же именно в «Безутешных», как мне показалось, он «пересыпал» всего этого. За двойными, а порой и тройными, смыслами начисто не видно «исходника». Так и хочется воскликнуть: «Кадзуо, подожди, ты гений, ты велик, ты умеешь, но можно вот в этом и в этом местах чуть попроще, хоть на йоту!»

Кадзуо Исигуро: «Что бы там ни происходило, не сгибай плечи».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В Минске на площади Победы в выставочном зале LIBRA для всех ценителей живописи и просто любопытных людей открылась уникальная выставка «Пабло Пикассо.

Как же здорово открывать для себя новые писательские имена!

Книгу Фредрика Бакмана «Три новеллы» мне хотелось приберечь на декабрь.

Всегда была уверена, что понимаю большинство книжных метафор.