Жизнь без опасности

№43 от 26 октября 2017 года

Спасатели будущего
Спасатели будущего

Нет предела совершенству. С этим согласны и сотрудники Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства
по чрезвычайным ситуациям (НИИ ПБ и ЧС МЧС Беларуси), которые постоянно работают над реализацией различных научных программ, разрабатывают и внедряют технические средства и методы ликвидации пожаров и аварий, трудятся над национальными научно-практическими проектами, направленными
на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий.

О том, какими разработками сегодня заняты в институте, корреспондент «7 дней» узнала у начальника отдела исследований аварийно-спасательной техники и оборудования Валентина Казябо. Встретились мы на полигоне МЧС под Борисовом во время первого этапа учения по реагированию на радиационные аварии.

 – Наша выставка разработок проходит во время командно-штабных учений, – пояснил начальник отдела. – На открытой площадке расположена пожарная аварийно-спасательная, высотная, специализированная техника, техника для тушения, разработанная совместно с предприятиями и организациями нашей страны. Сегодня наиболее востребованы пожарные автоцистерны, которые постоянно совершенствуются с учетом максимального удовлетворения потребностей пожарных-спасателей. У этих машин из особенностей – пластиковые надстройки и емкости для огнетушащих веществ. Они примечательны тем, что имеют большой срок службы, только гарантийный срок эксплуатации составляет не менее 10 лет, реальный же – гораздо больше. Все машины на отечественном шасси МАЗ высокопроходимые, полноприводные и в зависимости от применяемого шасси могут вывозить до 12 тонн воды, что в 4 раза больше производимых ранее на шасси ЗИЛ.

На открытой площадке нельзя было не заметить машину, у которой вместо колес были установлены гусеницы. По словам Валентина Казябо, во время снежного шторма «Хавьер» в 2013 году были очень затрудненные условия передвижения. Фактически ни одна грузовая или легковая машина нормально передвигаться не могли, в том числе и автомобили спецслужб. Как спасать людей, оказывать помощь? Для решения этих вопросов и предназначен данный автомобиль. Какими плюсами он обладает? Во-первых, геометрическая проходимость лучше, больше дорожный просвет, значительно ниже удельное давление на грунт, а значит, автомобиль меньше проваливается в снег, песок, грязь. Сейчас эта машина находится в опытной эксплуатации в республиканском отряде специального назначения.

Новые разработки

На вопрос о том, отслеживают ли сотрудники НИИ ПБ и ЧС МЧС Беларуси новые разработки, тенденции в развитии спецтехники, оборудования и технологий, начальник отдела ответил, что они не только следят за новинками в своей сфере, но и готовят еженедельные обзоры последних разработок технических средств, робототехники, защиты пожарных, которые размещают на сайте министерства. Также институт регулярно собирает предложения подразделений по различным направлениям деятельности, отзывы об эксплуатации разрабатываемой техники и оборудования.

На выставке привлек внимание подводный роботизированный поисково-мониторинговый комплекс. «Это плавающий робот с дистанционным управлением. Он позволяет проводить осмотр гидротехнических сооружений, поисковые работы. Есть у нас и роботизированный комплекс на базе колесного тракторного шасси, предназначенный для тушения пожаров и проведения вспомогательных работ, но здесь он не представлен. Для чего нужен робот? Чтобы минимизировать опасность для человека при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ведь возможно обрушение конструкций, взрывы, воздействие высоких температур. Зачастую выполнять те или иные работы в таких условиях опасно для здоровья, жизни спасателя, а иногда и вовсе невозможно», – говорит Валентин Казябо.

Демонстрируются здесь и ручные стволы различной производительности для тушения пожаров с регулируемым расходом воды, и автоматическая дозирующая система для огнетушащих веществ, применение которой позволяет с помощью пенообразующих систем со сжатым воздухом по пожарным рукавам подавать не воду, а пену, что особенно актуально для тушения пожаров высотных зданий. Внимания заслуживает и устройство оперативной врезки, интегрированное УОВИ-70. Оно предназначено для проделывания отверстий в технологических коммуникациях вертикальных стальных наземных резервуаров с нефтью и нефтепродуктами и последующей подачи огнетушащей воздушно-механической пены в слой горючего, благодаря чему пожар оперативно и с минимальными затратами ликвидируется.

Отдельное направление в разработках сотрудников института – это средства индивидуальной защиты спасателей, шлем пожарного, к примеру. Сейчас отрабатывается конструкция, которая должна обеспечивать максимальную степень защиты при малом весе, хорошей эргономике и демократичной цене, с разными вариантами комплектации шлема: с фонарем, камерой, тепловизором.

Также разработано много вариантов боевой одежды пожарного-спасателя: от костюма-комбинезона для спасательных работ в завалах в ограниченных условиях, чтобы элементы одежды не цеплялись за конструкцию, и до различных вариантов «боевок», обычной и укороченной, утепленной для работы до минус 50 градусов. «Вдобавок, конечно, есть масса технических решений, направленных на повышение эргономики, безопасности: составные наколенники, непромокаемая дышащая мембрана, но вместе с тем пропускающая воздух, позволяя человеку работать с большим комфортом, – продолжает Валентин Казябо. – Следует отметить также комплект индивидуальной защиты для работы в химически агрессивных средах, который защищает пожарного-спасателя от растворов кислот и щелочей и позволяет работать как в холодной, так и горячей воде. Одна из последних разработок – специальная защитная обувь пожарных, обеспечивающая защиту ног от механических воздействий, теплового потока, агрессивных сред и воды, а также неблагоприятных климатических воздействий при проведении работ по тушению пожаров и аварийно-спасательных работ. Разработка обуви уже завершена, теперь подразделениям МЧС можно ее приобретать: она не промокает, имеет антипрокольную стельку, кислотоустойчивую подошву, систему быстрой шнуровки. По цене значительно ниже зарубежных аналогов».

Экипировка завтрашнего дня

Начальник отдела исследований аварийно-спасательной техники и оборудования НИИ ПБ и ЧС МЧС Беларуси Валентин Казябо:

– Совместно с предприятиями Республики Беларусь мы сейчас активно занимаемся разработкой и постановкой на производство высотной техники, разрабатываем две автолестницы. Ряд конструктивных решений направлен, в первую очередь, на безопасность эвакуации людей. Ведутся работы по совершенствованию теплоотражательных костюмов, развитию отдельных элементов экипировки спасателей, разработке технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций. Хочу сказать: что касается техники, средств индивидуальной защиты, экипировки пожарных-спасателей, то нами разработаны концепции, отражающие основные направления, идеи развития данной тематики с учетом тех проблем и задач, которые необходимо решить не только сегодня и сейчас, но и на долгосрочную перспективу. И возможно, что именно эти идеи спустя какое-то время помогут нам создать экипировку для настоящего спасателя будущего. 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Осень нынче быстро вступила в свои права и заставила народ моментально утеплиться. Самый популярный вопрос у горожан: «У тебя отопление включили?».

О том, насколько привычными в повседневной жизни стали электроприборы, начинаешь понимать, когда они неожиданно ломаются. Благо, что купить, заменить, починить – это нынче не проблема. Проблема в том, что некоторые приборы, отжившие свой век, но спасенные руками умельцев, вместо свалки отправляются на дачи и начинают «новую жизнь».

Проблема детского травматизма, к сожалению, остается актуальной – ежегодно сотни детей гибнут в результате несчастных случаев

Не верится, что только несколько дней назад была зима и казалось, что весна в этом году не наступит.