150 золотых маршрутов моей Беларуси

№39 от 28 сентября 2017 года

Закозель
Закозель

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Деревня Именин раньше называлась Тараканью. Первое упоминание о Таракани связано с женой волынского каштеляна. В 1517 году Агата Песочинская объезжала все свои владения. Побывав в Таракани и других окрестных деревнях, она узнала, что в поселениях этих нет хвалы Богу, что люди Иисусу не молятся, а поклоняются еще Перуну и Дажбогу, что здесь язычники живут. Тогда она решает Таракань и другие деревни подарить митрополиту Киевскому, чтобы он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь.

Но в скором времени Агата Песочинская умерла. И митрополит Киевский Солтан не стал спешить со строительством церкви, а передал Таракань своему епископу Паисию. А через несколько лет умер и митрополит Солтан. И эта земля становится частной собственностью епископа Паисия.

В 1596 году была заключена Брестская уния между православными и католиками. И именно униаты обратили внимание на то, что земля Таракани, выделенная Агатой Песочинской для прославления Бога, используется не по назначению. И они, по завещанию Агаты Песочинской, построили здесь церковь и униатский монастырь. Сюда пришли монахи-базилиане, представители единственного униатского монашеского ордена. Именно в Тараканьском монастыре, начиная с 1656 года, и проходили все главные униатские собрания.

При монастыре построил себе резиденцию сам униатский митрополит Киевский и всея Руси Киприан Жоховский. После его смерти Таракань стала резиденцией главы всего ордена базилиан.

Сегодня от известного Тараканьского монастыря ничего не сохранилось, только одна хозяйственная постройка. Во время Великой Отечественной войны деревянный монастырь сожгли партизаны. А в 1950-х власти взорвали и церковь.

К сожалению, о многих уникальных архитектурных памятниках в Беларуси остались лишь память, старые фото и гравюры… Изучаем уцелевшие достопримечательности Брестчины, продолжаем наше путешествие.

Закозель

Усыпальница рода Ожешко.

Место издавна было одной из основных резиденций белорусского шляхетского рода Ожешко. Основателем рода был Антоний Ожешко, которому Сигизмунд II Август принес в дар Полесские земли. Первое упоминание Закозеля датируется XIII веком. С XVIII века местечко принадлежало Юзефу Ожешко. Его сын, Никодим Ожешко, построил там усадьбу. Много веков этот род владел деревней, но после восстания Калиновского Закозель у них отобрали. Спустя некоторое время земли эти все-таки вернули Ожешко, но те отказались возвращаться и деревню продали графине Бобринской. Именно при ней был обновлен дом и парк, построены паровая молочная ферма и бровар, который можно увидеть и сегодня.

В деревне от Ожешко сохранилась часовня-усыпальница 1849 года, архитектором которой был Франтишек Ящольд. Построена она в ретроспективно-готическом стиле. По приказу царских властей в 1867 году в часовне уничтожили алтарь и наглухо забили вход. До наших дней она дошла в руинах.

Брашевичи

Спасо-Преображенская церковь.

Брашевичи впервые упоминаются в 1435 году. Первоначально усадьба принадлежала видному роду Кезгайлов, построивших здесь костел. В 1554-м усадьбу выкупил епископ Луцкий Валериан Протасевич, в 1636 году она принадлежала Яну Нарушевичу, а от него перешла к великому литовскому канцлеру Альбрехту Станиславу Радзивиллу. В XVII или XVIII веках в Брашевичах была построена деревянная униатская церковь. Она сохранилась лишь на гравюре Наполеона Орды.

В деревне в 1914 году возведена Спасо-Преображенская церковь.

Перковичи

Усадебный дом.

Первоначально Перковичами владели Андреевичи, затем имение перешло к Войтковичам. В 1538 году король Сигизмунд I грамотой подтвердил право собственности Матвея Войтковича. В 1580-м имение принадлежало уже Михаилу Боговитиновичу-Козерадскому, а в 1596 году его приобрел епископ Кирилл Терлецкий, известный деятель Брестской унии. С 1756  года, вплоть до 1939, т. е. почти без малого два века, Перковичами владели представители рода Вислоух.

Успенская церковь.

В 1805 году Зенон Вислоух, подкоморий Брестский, заложил в Перковичах дворянскую усадьбу. Он же возвел в имении каменную Успенскую церковь в стиле позднего классицизма. Позднее имением владел Феликс Вислоух, во время восстания 1863 года он был военным комиссаром Виленской губернии. От него имение перешло к сыну Антонию, который был известен как историк, коллекционер и библиофил. В 1906 году он перестроил усадебный дом. Антоний Вислоух имел девять детей. Один из них, Станислав, стал последним владельцем родовой усадьбы. После 1939 года выехал в Варшаву. Старый Антоний был арестован советскими властями и выслан в лагеря, где и скончался.

Достопримечательностями деревни являются усадебный дом из кирпича начала XIX века и Успенская церковь, построенная в 1805 году. Рядом с церковью расположена колокольня.

Новая Попина

Фамильное захоронение Жук.

В центре деревни сохранилось фамильное захоронение участников восстания 1863–1864 годов Стефании и Яна Жук. Сохранилась и Спасо-Преображенская церковь 1810 года постройки. Возведена она была на деньги предводителя дворянства Пинского уезда Михаила Ожешко в стиле народного зодчества.

Именин

Амбар.

От существовавшего некогда большого монастырского комплекса сохранился лишь амбар. Церковь, возведенная в стиле виленского барокко в 1710 году, разобрана в 1950-х годах. Сохранилось также уникальное здание деревянного амбара, построенного в начале XVIII века.

Ляховичи

Храм Рождества Богородицы.

В 1883 году в деревне была построена и сохранилась до наших дней церковь Рождества Богородицы. Памятник народного деревянного зодчества. Возведен храм в псевдорусском стиле, иконостас XIX века придает внутреннему убранству церкви особый настрой и торжественность. Стоит церковь на месте прежней начала XVIII века.

Воловель

Георгиевская церковь.

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца был построен в 1766 году. Скорее всего, он изначально был униатским или католическим. В наши дни храм принадлежит православным верующим. Близ церкви также была возведена брама-колокольня, на ней висит колокол, отлитый в 1858 году.

Язвины

Руины костела.

Лучше всего подъехать к храму со стороны Лежитковичей. На конце деревни, за полем, на краю леса можно увидеть руины костела. Святодуховский костел был возведен в деревне в 1750 году из кирпича в стиле барокко. Легенда гласит, что в этом храме принимали присягу участники восстания Калиновского.

Субботы

Церковь в Субботах.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1797 году из кирпича. Памятник классицизма.

Легенда от автора проекта

Замковые башни

Изменился замок и сильно…  Потерял шарм старины, грозность величия, загадочность… Много дверей и проемов в нем было заложено якобы для безопасности посетителей, с оговоркой, что там ничего нет. Но я знаю, что есть, и сколько!

Обращаю внимание на несколько легенд, которые мне довелось услышать, к счастью, об этом замке еще в детстве.

Вот первая. Здесь когда-то были непроходимые леса, куда ни кинь глазом. Только ручьи да реки разрезали лесную зелень водотоком, где только можно, затекая сюда издалека или выбиваясь родником из болотных топей, которых в этих местах тоже было немало.

Вот у одного такого болота и жило странное существо: то ли животное, то ли человек, в общем, что-то ужасное, неприятное. Бродило это чудище, где ему вздумается. Вот однажды дошло оно до самого края леса, а дальше – поля распаханы, стада тучные ходят, дом стоит большой. В этом доме жил хозяин с женой, было у них сыновей пятеро, а между ними дочка. Как увидел болотный злыдень дитя это милое, сразу решил скрасть ее да в логово свое утащить.

Затаился нелюдь да стал ждать удобного случая. А случай тот возьми и выпади.

Собралась вся семья на базар ехать, но тут братья решили отпустить родителей и сестру, а сами надумали завершить все дела в поле к их возвращению. Родители были довольны, что их дети такие самостоятельные да трудолюбивые, и, взяв дочку, отправились в город. 

И только бричка в лес углубилась, сразу нападает на них болотное чудище. Родителей лишает жизни, девушку в охапку – и бежать с места своего преступления.

Вечером братья с поля возвращаются, а во дворе бричка пустая. Почувствовали они неладное и, вооружившись, немедленно отправились на поиски родителей. В лесу нашли их трупы, наспех похоронили, да поспешили сестре на выручку.

И нашли они зверя логово. А тот, видя опасность, убил девушку, и поспешил через болота в лесах непроходимых скрыться. Братья за ним бросились, но в топи чуть было все не погибли, повернули назад.

Злыдень, видя, что братья уходят, взобрался на кочку и крикнул, что сестру их, хоть и мертвую, но выроет из могилы, и она все равно с ним будет.

Повернув назад, братья забрали тело сестры, вернулись в деревню и похоронили ее рядом с родителями. Над могилами родных насыпали высокий холм и все пятеро стали стражами вокруг него. И стояли они так долго, что превратились в каменные столбы. Навечно стали вокруг могилы родителей и сестры малой.

Вы спросите, имеет ли эта легенда к замку отношение?…  А вот послушайте, что дальше было…

Спустя время князь, купивший эти земли, однажды услышал эту легенду. И когда он решил ставить каменный замок, обратился к строителям, чтобы было в нем пять каменных башен. Неизвестно, поставили ли замок вокруг холма-захоронения и куда девались те каменные глыбы, в которые превратились братья.

А башни замка и сейчас стоят непоколебимо, и стоять они будут вечно, глядя зорко на просторы, и стерегут они от нечисти всякой самое дорогое для них и безмерно любимое.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.