Культура

№39 от 28 сентября 2017 года

Счастье с привкусом
Счастье   с привкусом

На экраны 45 лет назад вышел полюбившийся нескольким поколениям телезрителей фильм «Большая перемена». После этого фильма Виктор Проскурин, сыгравший злостного прогульщика Генку Ляпишева, обрел большую популярность. А вообще его кинобиография началась в 15 лет ролью в фильме «Орлята Чапая». Затем были звездные картины «Последняя жертва», «Весенний призыв», «Однажды двадцать лет спустя», «Выйти замуж за капитана», «Пиковая дама», «Приключения Шерлока Холмса», «Жестокий романс». Всего на счету актера 124 роли в кино.

– Виктор Алексеевич, как получилось, что вы, коренной москвич, родились в Казахстане?

– Я действительно москвич и вырос в бараке в районе Таганки, мой отец экскаваторщик, а мама – работница цементного завода, строившая московскую кольцевую дорогу. Но в тот год, когда я должен был родиться, отец решил подзаработать, он долго отсуствовал чтобы создать семье лучшие условия, и устроился дальнобойщиком  рефрижераторных перевозок из Москвы в Казахстан. Мама не хотела надолго расставаться с отцом и поехала вместе с ним. По дороге, возможно, растрясло, и она почувствовала себя плохо, ее высадили на железнодорожной станции Атбасар (ныне город Актюбинск), где я и родился.

– Вы из рабочей семьи, а как в 15 лет попали в кино «Орлята Чапаева»?

– По велению случая. Однажды в Доме пионеров мы сидели с пацанами на втором этаже, и перед нами, танцуя в пачках, девочки передвигались в аудиторию, а я в это время перекинул ногу за ногу и задел одну девочку. Она упала передо мной, мне стало неудобно, я не хотел никого обидеть, поэтому вскочил и поднял ее. Около нас сидела и наблюдала за нами ассистент режиссера Юрия Победоносцева, который собирался снимать «Орлята Чапая». И она стала возмущаться: «Мальчик, как тебе не стыдно?» Ее замечание перед друзьями задело меня, и я прошипел: «Что ты сказала?» При этом я извинился перед девочкой, объяснив ей, что так вышло случайно. Наверное, то, что я извинился и объяснил свой поступок, понравилось ассистентке режиссера. Она сказала, что ищет мальчика на роль и пригласила меня завтра на пробы. Я очень обрадовался и на следующий день, выпросив у сестры красивый синий свитер, который она связала для себя, поехал на киностудию Горького. Ассистент режиссера познакомила меня с Победоносцевым, и он спросил: «Стишки знаешь?»
Я запоем прочитал «Гренаду» и так прошел кастинг. Когда позвонили из киностудии, я в школе пообещал, что буду учиться в свободное от съемок время, меня отпустили с уроков, и я со съемочной группой уехал в Ялту.

– Как вы попали в фильм «Большая перемена», ведь тогда вы были еще студентом Щукинского училища?

– Я снимался с Леной Кореневой в фильме «Назначение» и в это время ее отец Алексей Коренев готовился снимать «Большую перемену». Лена познакомила нас у них в гостях. Помню, на кухне сидели, разговаривали, ели бутерброды с килькой, и Коренев мне сказал: «На, почитай сценарий и выбери, кого бы ты хотел сыграть». Сюжет мне был близок, так как я окончил вечернюю школу, поэтому с интересом прочитал текст и выбрал роль Григория Ганжи, потому что мне понравилась его любовная линия. Но, к сожалению, режиссер ответил, что в этой роли меня не видит и предложил сыграть Генку Ляпишева. А роль Ганжи предлагал Юрию Векслеру, затем Александру Филиппенко, но они отказались, и она досталась Саше Збруеву. Лена Коренева, познакомившая меня с отцом, должна была сыграть мою подружку Люську, но отказалась сниматься. И ее сыграла Ирина Азер.

– Почему фильм «Большая перемена» имел огромный успех и популярен сейчас?

– Потому что фильм искренний, добрый, в нем нет ничего поучительного, поэтому смотрится и сейчас.

– После роли Генки Ляпишева на вас обрушилась невероятная популярность. «Звездной болезнью» не заболели?

– Популярность ко мне пришла, когда я только заканчивал Щукинское училище, но «звездная болезнь» прошла мимо. У меня была подозрительность к самому себе, требовательность. Естес-

твенно, меня узнавали, и это особенно спасало, когда нужно было куда-то лететь или ехать, а на кассе висела табличка «Билетов нет». И вдруг, увидев меня, из окошка кассирша кричит: «Генка Ляпишев?» И по мановению волшебной палочки для меня билет находился. Так появились нужные знакомства и уже не только себе, но и близким, друзьям я брал билеты. После фильма «Выйти замуж за капитана» в театр приходили мешки писем от женщин. И самая большая ошибка, если ты начнешь отвечать на них. Потому что потом тебя не оставят в покое и ты должен будешь отвечать на каждое письмо. Иначе превратишься из кумира во врага.

– А правда, что вы проникли к Фаине Раневской, чтобы взять автограф?

– Учеба в Щукинском училище давала возможность по студенческому билету ходить во все театры Москвы. В театре Моссовета мне очень понравился спектакль «Дальше – тишина», в котором играли Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Постановка так тронула, что я смотрел ее три раза и старался сдерживать себя, но всегда лились слезы. После спектакля я обнаружил в фойе дверь, которая вела в гримерки актеров, и решил проникнуть к Раневской, чтобы взять автограф. Там услышал, как Фаина Георгиевна выговаривала Плятту, что он где-то не так сыграл. Я подкрался к ним и стоял, замерев, в дрожащих руках держа программку. Вдруг Раневская обнаружила меня с еще не просохшими глазами и спросила: «Ты что, плакал?» Я честно ответил: «Да!» Тогда она мне сказала: «Зачем тебе эта…» Я не могу повторить нецензурно, что сказала гениальная актриса. Она говорила так искренне, что я понял ее и тут же расхотел подписывать программку. Развернулся и выбежал через служебный вход на улицу, где почувствовал себя счастливым, что пообщался с самой Фаиной Раневской. Я понял, почему плакал, и что это все пройдет. Я стал другим, обновленным человеком. А когда уже сам стал популярным актером и вновь встретился с Фаиной Георгиевной, напомнил ей о нашей первой встрече, она сказала: «Ой, кого я только не посылала».

– В театре Ленком вы работали с моим любимым актером Евгением Леоновым, а чем он вам запомнился?

– Вместе с Евгением Павловичем мы играли в спектакле «Вор». На память сохранилось фото репетиции, где Леонов, играя моего отца, держит меня за голову. Так вот я до сих пор помню прикосновение его рук. Помню наше общение, помню, как хорошо принимали спектакль. И то, что постановка имела огромный успех, заслуга этого прекрас-ного актера. Леонов – глыба, которая позволяла впиться в него и высосать все соки. Это он позволял только тем, кто ему нравился. Я благодарен Евгению Павловичу как своему учителю, который много мне дал.

– Не могу не спросить о съемках фильма «Выйти замуж за капитана», после которого, как вы рассказали, вас забросали письмами.

– На съемках фильма в Батуми я познакомился с молодыми офицерами-пограничниками, которые мне много рассказали о своей службе. А потом спустя некоторое время я узнал, что один из пограничников, у которого были сомнения служить или не служить, застрелился. Общение с этими ребятами повлияло на меня, и я это использовал, играя капитана Александра Блинова. А после выхода фильма было много творческих встреч, благодарностей за роль. Однажды в поезде мужчина мне сказал, что служил пограничником, и когда посмотрел фильм, уволился со службы, потому что понял, что это не его. Было и такое, что однажды я повел себя неправильно, так мне в ответ сказали: «А еще капитан»...

– Виктор Алексеевич, а вы счастливый человек?

– Да, я счастливый человек, потому что моя мечта осущес-твилась. Но в моем рассказе о счастье будет много слез, потерь, попыток расквитаться с кем-то. И в том будет счастье, что я с этим не хочу прощаться.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики