Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Человек и его дело

№38 от 21 сентября 2017 года

Лучшая точка съемки, или Фотолетопись Николая Желудовича
Лучшая точка   съемки, или Фотолетопись Николая Желудовича

О нем коллеги говорят как о человеке-легенде – одном из основоположников белорусской репортажной фотографии. Он, как никто другой, умел заставить яркое мгновение остановиться и войти в вечность. Неслучайно его работы занесены в золотой фонд белорусской фотографии. Только в личной фототеке Николая Желудовича хранится более 10 тыс. негативов, сделанных за более чем 30 лет работы в журналистике. Кстати, 25 из них он трудился в БЕЛТА. Несмотря на свой почтенный возраст, а ему 16 сентября исполнилось 90 лет, он по-прежнему активен и бодр, следит за жизнью страны и развитием фотографии, занимается съемкой автобиографического кино.

Первые шаги в профессию

Мир фото ему приоткрылся в удивительно красивом и в то же время суровом крае – на Чукотке, где он служил в армии. Его друг в конце 1950 года купил старенький фотоаппарат ФЭД и, не сумев освоить, продал Николаю. Тот быстро разобрался и стал выполнять просьбы сфотографировать на память, что приносило небольшой доход и моральное удовлетворение. Часть средств отправлял переводом на малую родину, в село Дашковка Могилевского района, где жила семья. После службы вернулся в Могилев и поступил в техникум при машиностроительном институте. Все разнообразие жизни коллектива снимал на пленку и организовывал фото-выставки. Так что одновременно с технической учебой приобретал навыки фоторепортера.

Фотографию не забросил и когда работал в качестве инженера по внедрению новой техники на заводе «Строммашина». Как-то в начале 1958 года завод посетил фотограф газеты «Звязда». Его заинтересовали снимки Николая Желудовича, и он предложил ему стать внештатным фотокором. «А уже к концу 1958 года переводом обкома партии я ушел с завода штатным фотокорреспондентом газеты «Могилевская правда», – вспоминает ветеран. – Освободилось место под солнцем из-за ошибки коллеги, который вместо заслуженной доярки дал на передовицу фото официантки и ее комментарий про высокие производственные показатели сельчан».

Новая работа пришлась Николаю по душе, и вжиться в коллектив у коммуникабельного и обаятельного от природы молодого человека получилось быстро. Начались командировки по районам и в одиночку, и с пишущим корреспондентом, совместные фоторепортажи, фотозарисовки. «Работа увлекала и нравилась. Каждый день общался с людьми разных профессий: хлеборобами, врачами, производственниками, спортсменами, работниками культуры и искусства, делегациями из-за рубежа. Каждый день открывал для себя что-то новое», – рассказывает Николай Сергеевич.

Не успел молодой специалист проработать в газете и год, как его начали звать в фотохронику БЕЛТА. «В Минске понравились мои фото, а также привлекло то, что удачно снимает именно молодой человек, у которого хорошие перспективы. Но я подумал, что уйти сразу в БЕЛТА – неудобно и нескромно. Скажут, мол, только получил квартиру и тут же уходит, – отмечает собеседник. – Но в конце 1962-го я все же стал работать фотокорреспондентом БЕЛТА по Могилевской области. Работа была посолидней и более самостоятельной. Приходилось самому продумывать темы, составлять план на текущий месяц, согласовывать его с редакцией и выполнять. В Доме Советов тогда корпункт совмещался с фотолабораторией, где можно было проявлять пленки и печатать снимки. Со временем редакция обеспечила фотокоров японской аппаратурой и автотранспортом».

Не скрывает Николай Желудович: «Для меня это была серьезная школа профессионального роста. Нас чуть ли не каждый год посылали в Москву на семинары, где мы совершенствовали квалификацию, работали в связке с более опытными репортерами, набирались ума и знаний. Трудовая биография в БЕЛТА – это еще и работа в тесной связке с пишущим журналистом. Для меня Николай Назарович, с которым мы трудились до самой пенсии, стал не просто коллегой, но и близким другом, с которым делили и тяготы трудовых будней, и радость творческих успехов. Это человек доброй души и щедрого сердца, с которым мы до сих пор общаемся».

Фото замечательных людей

«Я горжусь знакомством с маршалом авиации трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом, – продолжает разговор собеседник. – Он прилетал в Могилев на всесоюзный туристический слет. Тогда в Любужском лесопарке вырос палаточный город. Там жили, общались и соревновались сотни туристов со всех уголков огромного СССР. По заданию обкома Компартии Беларуси и БЕЛТА мне довелось три дня провести с этим легендарным человеком.. Мои снимки маршала авиации были тогда напечатаны в передовицах многих популярных газет и изданий. Мне также посчастливилось снимать для репортажей и зарисовок других знаменитых людей: председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, первого секретаря Компартии БССР Героя Социалистического Труда Петра Машерова, легенду советской эстрады Людмилу Зыкину, прославленного пианиста Святослава Рихтера, знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева и многих других». В личной фототеке мастера насчитывается более 10 тыс. негативов!

Суд над Хусто Лопесом

Колхоз «Рассвет» Кировского района, слава о котором гремела на весь Советский Союз, был в те времена одним из центральных мест съемки фоторепортеров и для публикаций журналистов. «А мне еще повезло не просто познакомиться с его основателем – Героем Социалистического Труда Кириллом Орловским, но и подружиться. Я даже мог позволить себе обмениваться с ним анекдотами, – замечает гуру репортажной фотографии. – Я понимал: не дай бог поругаться с этим человеком, не так что-то скажу или сделаю и получу в ответ, как он многим говорил: «Аферист, вон из колхоза!». И все, больше доступа туда не будет. Это я к тому, что не так легка и проста работа фоторепортера. Здесь нужно не только уметь щелкать рычажком камеры, но быть тонким психологом, обладать разносторонними знаниями и умением общаться с людьми, заслужить их расположение и доверие.

На мастер-классах с молодежью Николай Желудович рассказывает, как делал фоторепортаж в поддержку известного испанского коммуниста Хусто Лопеса. «Когда шел над ним суд, мне дали в ТАСС задание – сделать снимки, как реагирует Кирилл Орловский, который был лично знаком с Хусто Лопесом, на то, что происходит с его другом, – вспоминает мастер. – Сажусь в машину, приезжаю в «Рассвет», а Орловского нет, он на совещании в Могилеве. Возвращаюсь назад. Захожу в здание обл-драмтеатра, где шло совещание с участием руководства области, отпрашиваю Орловского, объяснив, что это задание Москвы – ТАСС срочно нужны снимки Орловского. Когда Кирилл Прокопович узнал, в чем дело, и сразу выдал: «Это поможет Хусто Лопесу как мертвому припарки. Но раз тебе задание дали, то его надо выполнять. Поехали». Едем в «Рассвет» и на ходу в машине устраиваем перекус. А у меня в голове одна мысль – что и как снимать? Это же для центральных газет! И тут возникла идея организовать оперативно в хозяйстве митинг, где руководитель выступает в поддержку Лопеса. Кирилл
Орловский мне в ответ: «А ты знаешь, чтобы митинг организовать, нужно разрешение ЦК Компартии?». Тогда я предлагаю: «Давайте вы в трудовом коллективе будете читать газету, вокруг соберутся колхозники, а вы как будто им что-то по ходу рассказываете, жестикулируете». Вот этот снимок и пошел.

Кроме работы и постоянных командировок, официальных репортажей, была возможность проявить себя творчески: пейзажные зарисовки, портреты обычных людей, городская среда и даже юмор. «Конечно, не все пропускали, но старались избегать зашоренности», – вспоминает Николай Сергеевич.

О мастерстве

«Школа для журналиста нужна обязательно, – считает Николай Желудович. – Хотя бы знать элементарные правила. А затем проще вносить свои элементы, с опытом приходит умение. И все же у каждого фоторепортера должны быть свое мнение и свое видение. У меня постоянная связь с могилевским кинофотоклубом «Радуга». Они частенько приглашают на встречи, и я стараюсь выбираться, общаюсь с коллегами, передаю опыт молодым журналистам. Сейчас все гораздо проще – новая эпоха, мир цифровой фотографии. Да, изменилась технология, но суть-то осталась прежней. В любой профессии ты должен быть мастером своего дела. Ну и никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно совершенствоваться, быть смелым и дерзать, открывая новые горизонты!»

После выхода на пенсию Николай Сергеевич смог еще больше путешествовать, снимать документальные фильмы о семье.

Почти 23 года с момента ухода на пенсию прожил в Крыму, где успел еще в советское время построить дом и открыть бизнес. Сейчас живет в Могилеве в квартире у дочери Лены, осваивает компьютер и интернет, переводит свою фотолетопись в цифру, пишет автобиографию о непростой, но в то же время яркой и интересной жизни.

Сергей КУЛЯГИН



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Топ-менеджеры IT-компаний с мировым именем, 9 докторов и 7 кандидатов наук, 19 победителей мировых олимпиад среди школьников
и 203 – заключительного этапа республиканских. И это только верхушка айсберга из огромного, на первый взгляд не поддающегося счету, числа выпускников, обученных особому мышлению и логике учителем математики из Витебска Михаилом Волковым.


Рождественский гусь (или утка) стали уже традиционными на столе многих жителей Могилевщины благодаря энтузиастам племенного дела – Олегу и Марине Павловым. «Мини-птицефабрика» находится в деревне Малинник недалеко от областного центра.


Чаще всего бизнес с помощью господдержки начинают жители крупных городов. Но в последние годы ею активно пользуются и предприимчивые сельчане. Сложно ли взять государственную субсидию и организовать свое дело в небольшом городке или в деревне? Рассказывает тот, кто не побоялся рисков и сделал ставку на собственные силы.

Первая волна коронавируса оказалась для всех серьезным испытанием. Тысячи врачей, медсестер, санитарок  практически не видели свои семьи, ведь большую часть времени проводили на работе, спасая пациентов.