150 золотых маршрутов моей Беларуси

№32 от 10 августа 2017 года

Волчин
Волчин

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Первым владел Волчином Иван Александрович Солтан. Его праправнук в 1586 году основал в местечке церковь Святого Николая и Георгия.  Потом множество раз Волчин менял своих владельцев: Солтаны, Госевские, Служки, Сапеги, Флеминги и т. д. Один из владельцев местечка Александр Госевский в 1639 году построил здесь деревянный костел Пресвятой Богородицы, а Казимир Сапега выделил большие деньги на восстановление Волчина после войны со шведами.  В 1720 году местечко попало в руки Казимира Чарторыйского.  Волчин становится культурным и политическим центром правления семейного клана Чарторыйских–Понятовских. Станислав Понятовский (отец будущего короля) женился на Констанции Чарторыйской.

Осев в Волчине, Станислав занялся расширением границ своих владений, скупая соседние деревни у обедневшей шляхты. Волчин расцвел: на реке Пульве и Лесной работало семь мельниц, велась оживленная торговля зерном с Гданьском (по Пульве через Буг и Вислу), разводился племенной скот.

7 января 1732 года в семье Понятовского родился четвертый сын. По легенде в этот день в Волчин пришел астролог и предсказал, что станет он королем Речи Посполитой. 16 февраля этого же года мальчика крестили в старом деревянном костеле под именем Станислава Антония Понятовского (впоследствии Станислав Август).

А тремя годами ранее, 18 июля 1729 года, был заложен угловой камень нового костела. И в 1733 году перед людьми явилось чудо инженерной мысли Якуба Хемпеля – Троицкий костел.  Затем храм достраивался и украшался при Михаиле Чарторыйском. В костеле был девятиголосый орган, семейная ложа для волчинских хозяев, а также родовая крипта.

В 1938 году в Волчинском храме были перезахоронены и останки Станислава Августа Понятовского, которые были перевезены из Санкт-Петербурга. А в 1988-м сохранившаяся после разграбления часть останков последнего короля была передана Польше.

На этот раз наш маршрут пролегает по Брестской области.

Деревня Волчин 

Церковь Николая Чудотворца.

Местечко известно с XV века.  Расцвет Волчина пришелся на XVIII век, когда здесь размещалась резиденция двух знаменитых магнатских родов – Чарторыйских и Понятовских. В наши дни главной достопримечательностью деревни является позднебарочный Троицкий костел, возведенный по подобию римского храма Санта Мария Маджоре. Костел был построен из кирпича в форме восьмигранной ротонды с шатровой крышей, часами в башенке и богатым убранством внутри. Здание украшали скульптуры четырех евангелистов, высеченные из камня (сохранилась одна скульптура). Главный (западный) вход подчеркнут арочным тамбуром. В крипте храма несколько десятилетий были захоронены останки короля Станислава Августа. С 1866 по 1918 год здание костела было освящено под православную церковь. Храм сильно пострадал в годы Второй мировой войны, затем в нем размещалось колхозное хранилище удобрений и ядохимикатов. В 70-х годах прошлого столетия внутрь обрушилась кровля вместе с часовой башней. В 2007 году костел передан католикам для восстановления.

Костел Троицкий.

О Свято-Николаевской церкви в Волчине практически ничего невозможно сказать точно. Есть предположение, что современный храм строился в 1841 году, но историки полагают, что он возводился не с нуля, а перестраивался из старого здания. Возможно, под святыню переделали ратушу. Но эта теория сомнительна, ведь в Волчине не было самоуправления. Поэтому более правдоподобной кажется версия, что памятник зодчества в стиле классицизма был возведен на основании старой униатской церкви.

Хедер.

Сохранилось в Волчине здание синагоги (по данным из других источников, это хедер – еврейская школа) XIX века.  Уцелело здание администрации гмины 1920 года, старая еврейская аптека XIX века. На католическом кладбище стоит часовня XIX века.

От усадьбы Чарторыйских (XVIII век) ничего не сохранилось, как и не осталось следа от водяной мельницы начала XX столетия.

Деревня Вельямовичи

Церковь Вознесенская.

Согласно письменным источникам, известна с XVI века как село – государственная собственность в Брестском повете и воеводстве ВКЛ. Согласно Книге записей, село Вельямовичи в 1558 году располагалось у озера и имело границу с выгонами поместья Берницкого и селами Таратуновичи, Померанцы, Семенички. С 1566-го года – во владении С. Трояновского. В 1631-м здесь построили униатскую церковь. В 1899-м году, скорее всего, на ее месте воздвигли православный храм. От усадьбы Добринецких XIX века ничего не осталось: постройки разрушены, а парк зарос и пришел в запустение.

Хутор Гремяча

Усадебный дом.

Усадьба в Гремяче могла бы стать одной из самых интересных достопримечательностей региона, но пока и бывший усадебный дом, и сад находятся в слишком плохом состоянии, чтобы массово принимать туристов.

Усадьба была построена во второй половине XIX столетия. Известно, что в 1857 году владелец этих мест жил в деревянном доме, значит, история каменного усадебного здания началась позже. Одноэтажный каменный дворец в стиле классицизма появился при Адольфе Мартине, судье Брестского повета, который в 1870-х приобрел эти земли. Но усадьба служила роду недолго. После Мартина она перешла во владение его сыну Юзефу Пузыне, который после учебы в Варшаве захотел там остаться. В 1933 году Пузына продал дворцовый комплекс осадникам, полякам, которые обосновались на западе Беларуси. Те обустроили в здании школу, а позже советская власть сделала в ней пионерский лагерь. Кроме усадебного дома сохранилось и несколько хозпостроек. Уцелели и участки старой мощеной дороги.

Деревня Паниквы

Успенская церковь.

В деревне находится самый западный храм Беларуси. В 1791 году в стиле народного зодчества в Паниквах была построена деревянная церковь, а в 1912 году ее реставрировали. Сохранилось кирпичное ограждение с брамой вокруг храма.

Деревня Огородники

Церковь Святого Онуфрия.

Рядом с деревнями Волчин и Вельямовичи. В 1868 году из «старого опустелого с 1865 года тамошнего храма, строения 1730 года» (Гродненский православный календарь 1899 года) была построена церковь Святого Онуфрия.

Деревня Сычи

Церковь Параскевы Пятницы.

Согласно письменным источникам, известна с XVI века как государственная собственность Берестейского староства Трокского воеводства ВКЛ. В 1565 король Сигизмунд II Август подарил Сычи в пожизненное владение пану Станиславу Трояновскому «с волоками, с застенками, с платежами, по милости господарской». По ревизии 1566 года селу, центру войтовства (войт Панас Яскович), принадлежало 48 волок земли и церковь Святого Духа. После третьего раздела Речи Посполитой (1795) – в составе Российской империи. В начале XIX века – центр имения, принадлежавшего Иосифу Высоцкому. В 1822 году он финансировал постройку каменной церкви Святой Параскевы.

Деревня Токари

 Церковь Михаила Архангела.

В первой половине XIX века здесь было село Токари и пять имений с таким же названием. Они принадлежали разным шляхтичам: Ленкевичам, Волковицким, Токаржевским, Залесским.

В 1880 году в народном училище токарей Макар Игнатовский и его жена Софья Викентьевна из рода Смольских были учителями. В 1881 году в семье Игнатовских родился сын Всеволод, ставший первым президентом Белорусской академии наук.  В Токарях поставлен памятный валун Всеволоду Макаровичу Игнатовскому.

В деревне сохранилась старинная церковь святого Михаила. Эту церковь начали строить еще в 1806 году, а освятили ее через 10 лет.

Деревня Огородники

Здание конюшни.

Между городом Высокое и деревней Волчин. Здесь когда-то было имение «Александрия». В 1890-х годах принадлежало Марии Потоцкой и Павлу Сапеге. От усадьбы сохранились руины бровара, конюшня, амбар и другие хозпостройки. Уцелел, но сильно перестроен, и хозяйский дом второй половины XIX века.

Легенда от автора проекта

Озеро Маринцы

Этот холм, с которого мы сейчас, затаив дыхание, смотрим на окружающую нас красоту, был не одинок. И справа, и слева, и напротив поднимались разной величины и крутизны холмы, местами поросшие небольшими зарослями деревьев и кустарника. В окружении этих холмов, как в чаше, на дне лощины покоилось большое озеро. Ветра не было, и в его тихих водах отражался весь окружающий мир. Даже пролетающие птицы и самые мелкие облака…

Непременно вам стоит заехать сюда и увидеть это творение матушки-природы. А чтобы появилось еще большее желание посетить эти чарующие места, расскажу вам легенду, живущую в памяти старожилов деревни, которая находится за леском, недалеко от озера.

Когда-то у этого озера на одном из холмов, возможно, самом высоком, стояло языческое капище. Почерневшие от времени дубовые идолы плотным кольцом обступали кострище, выложенное огромными валунами. В кострище этом в праздники и в дни торжеств зажигали священный огонь. Хранительницей этого огня была целительница и предсказательница, старая вещунья Маринца. Все приходили к ней за помощью: мужчины, чтобы она об удачной охоте попросила у богов,  матери да жены шли просить защиты своих жилищ от несчастий, здоровья детям, прибыли в хозяйстве.

Но вот по нашей земле стала распространяться новая, чужая вера… Она еще не дошла до этих лесных, труднопроходимых мест, но весть о ней уже принесли с собой пришлые люди. Эти слухи были полны недоброго: и что капища священные рушат, богов каменных да из дерева вырубленных топят, а людей, не желающих отказаться от веры предков, нещадно уничтожают целыми селениями.

Однажды собирает повелительница священного огня людей, сообщает им, что завтра на закате дня она покидает этот мир и уходит к своим праотцам. И еще обращается Маринца с такой просьбой: тело ее непременно надо возложить на построенный плот и оттолкнуть его к середине озера, а лучники пусть с берега пустят стрелы, зажженные в священном огне, и подожгут плот. Так прах Маринцы на дне озера упокоится. После этого вода в нем станет целебной. Таким образом Маринца и после смерти людям помогать будет: водою из озера исцелять недуги разные…

Все в точности так и было проделано, как завещала старая Маринца. А озеро с тех пор стали называть ее именем. Но теперь мы его знаем как Святое.

Да это теперь…   А раньше еще долго после смерти вещуньи озеро называли Маринцевым. Приверженцы новой веры придумали свою легенду: по их рассказам здесь некогда затопило церковь, и озеро с тех пор называлось Святым. Почти все аналогичные озера нашей страны овеяны подобными легендами о затонувших храмах, и, что удивительно, исключительно церквей.

Но, к счастью, иногда случается заглянуть глубину нашего прошлого, прикоснуться к более разнообразному миру легенд и узнать, возможно, истинную причину названия красивых и таинственных мест.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.