150 золотых маршрутов моей Беларуси

№30 от 27 июля 2017 года

Скидель
Скидель

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

До недавнего времени годом основания Вертелишковского храма считался 1854-й. Однако найденный архивный документ позволяет утверждать, что церковь на два года моложе. В 1854 году лишь возвели стены, начали сооружение крыши и кирпичных колонн внутри нее. Акт об освидетельствовании нового здания Вертелишковского храма был составлен 10 февраля 1856 года. Кстати, этот же документ опровергает, что архитектором православной святыни являлся Яков Фардон. В акте указано, что церковь в Вертелишках «построена во всей точности сходно плану, составленному Гродненским инженером Яновским и утвержденному Гродненской губернской строительной комиссией»…

Впрочем, местная легенда гласит, что первый православный храм в селе построили еще в XIV веке. Его появление связывают с именем основателя Вертелишек – князя Давыда Городенского. Говорят, церковь была возведена по его приказу. Другая же версия легенды утверждает, что храм основали жители села после трагических событий весны 1324 года, когда крестоносцы сожгли поместье князя, убили более трех десятков жителей и слуг, угнали лошадей и скот.

В этом путешествии изучаем деревни вблизи Гродно.

Житомля

Памятник архитектуры ХVIII века. Храм воздвигнут в 1730 году орденом монахов камедулов, которым принадлежало в то время и само имение. Перестроен был  в 1864 году в православную церковь.

Головачи

В 1876 году младшему инженеру Прусаку было поручено найти удобное место для постройки каменного храма в деревне. А 13 апреля 1877 года губернский архитектор Коленкевич представил в церковно-строительную канцелярию проект и смету на строительство каменной православной церкви в ретроспективно-русском стиле. К 5 сентября 1881 года строительные работы были завершены.

Комотово

Xрам Преображения Господня был освящен в 1847 году. Землю на берегу Немана выделил для строительства князь Четвертинский. Вместе с храмом были построены дом для настоятеля, дом для диакона и воскресная школа. Приход имел 126 десятин пахотной земли. В 1926 году польское правительство конфисковало пахотную землю и здание воскресной школы. Уже после советская власть отобрала у прихода дома для настоятеля и диакона.

В 1944-м при штурме деревни советские войска обстреливали ее «катюшами». Начался сильный пожар, все дома сгорели. Огонь дошел до деревянного храма и остановился. Из всей деревни уцелел лишь храм и кирпичный дом настоятеля.

Скидель

В старинном приусадебном парке Четвертинских была построена из кирпича часовня-усыпальница  в готическом стиле в 1870 году. Теперь это – костел Вознесения Девы Марии.

Рядом расположена плебания XIX века. Сохранились въездная усадебная брама 1899 года в виде двух разных по величине башенок. Уцелели хозпостройки усадьбы, сохранилась, но сильно перестроена, водяная мельница. Есть в городе и здание иешивы XIX века.

Конно

С 1830 года деревня  была владением Петра Биспинга. От усадьбы сохранилось интересное здание ледовни, амбар и другие хозпостройки. Также уцелел парк с прудами.

Мильковщина

Храм был построен в 1908 году. Инициатором его возведения стал наш выдающийся земляк дворянин Минской губернии генерал-лейтенант Константин Антонович Ширма. Боевой генерал, кавалер многих почетных российских и европейских орденов, он решил оставить память о себе не только как о полководце, но и как о верном чаде Матери-Церкви. В качестве образца для проекта был взят гарнизонный храм города Санкт-Петербурга. Возвели храм за два года, и в июле 1909 года состоялось освящение храма в честь Покрова Богородицы.

Вертелишки

Церковь Александра Невского построена в стиле ампир в XIX веке. В 1930 году были попытки разрушить храм. Прихожане отстояли святыню, снесли только колокольню. Однако ее вскоре отстроили. Во времена советской власти храм не был закрыт.

Поречье

Просторное, громадное здание вокзала напоминает дворец. Построен он в начале XX века. Из дерева в 1901 году возведена в деревне церковь Казанской иконы Божьей Матери. На краю деревни, рядом с кладбищем, в стиле неоготики в 1904 году построен костел Девы Марии.

Озеры

Из бутового камня возведена эта церковь, которая носит название Сошествия Святого Духа. Здесь же, в Озерах, сохранилась могила участников восстания 1863–1864 годов.

Легенда от автора проекта

Сломанный плуг

История, рассказанная бабушкой-проводницей по дороге к старой заброшенной мельнице.

Все было бы здесь хорошо, если бы однажды хозяин этой мельницы не отправил сына в соседний фольварк за плугом. Свой сильно затупился, да и ручки у него разболтались – починки требовал. Отвез мельник свой плуг к кузнецу, а кузнец, на то несчастье, обгорел при тушении пожара, что случился в деревне. Лежал дома, обложенный пластырями с заячьим жиром. Но тем не менее мельнику им было дано обещание, что вот-вот с кровати встанет и плуг починит.

Мельник ни с чем возвращается домой, а время пахоты на исходе. Проезжая мимо фольварка, заметил, что вся пашня блестит перевернутыми пластами жирной земли – значит, у хозяина инструмент исправен.

«Да и отношения у нас как между соседями хорошие, надо думать, в просьбе не откажет», – рассудил мельник.

И, как было уже сказано, отправил он сына за плугом. Пока молодой человек ждал арендатора фольварка, чтобы обратиться к нему с просьбой, познакомился с его молоденькой дочерью.

В просьбе парню не отказали, как-никак соседи, плуг ему дали. Но сердце свое юноша оставил в фольварке. Влюбился.

Мельник был с сыном занят на мельнице, и пахать послал наемного человека. И у того плуг наконечником напоролся на большой камень. Подпруга порвалась… Да это не беда… А вот плуг – имущество чужое.

И что на мельника нашло? Он отправляет сына со сломанным плугом к соседу: мол, так получилось, и возвращаю тебе назад твое имущество с извинениями. Наверное, он посчитал себя гораздо выше по статусу, чем какой-то там арендатор.

Но парень со сломанным  плугом вернулся домой. Взбешенный отказом на его извинения, он лично отвозит сломанный плуг в фольварк, бросает его во дворе и возвращается домой.

Все – семя раздора брошено…

Спустя какое-то время узнает арендатор, что сын мельника вместо отца хозяйничает на мельнице. Отец уехал по делам.

И тут как тут арендатор на подводе да с мешками у мельницы. Говорит молодому мельнику, что сам засыплет зерно из мешков в бункер, и тот соглашается. А в мешках – песок.

Пока увидели вредительство да мельницу остановили, немало времени прошло, а жернова-то песок испортил.

Арендатор фольварка, ясное дело, на подводу – и бежать. 

Вернувшись, мельник подает на соседа в суд. Того признают виновным и отправляют на каторгу.

Но на этом история не заканчивается. Сын мельника заявляет отцу, что любит дочь арендатора фольварка и имеет намерения на ней жениться. Мельник был взбешен и отказал ему в благословении. Объяснения и мольбы сына отцовское сердце не услышало, и юноша уходит из дома. Проклятье и угрозы лишения наследства слышал он в спину от отца.

Оставшись без сына, мельник старается успокоиться и занимает себя ремонтом мельницы. Но при работах случается несчастье: жернова срываются с подъемника и мельник погибает.

– А с влюбленными что стало? – спрашиваем мы у бабушки.

– Вот с ними-то все и ладно, – отвечает она. – Любовь их была сильнее вражды и ссоры родительской. Уехали они отсюда и больше никогда не возвращались… А вот и мельница. Я тут отдохну, а вы делайте свои дела, фотографируйте, если у вас к этому есть интерес…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.