Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Тема номера

№28 от 13 июля 2017 года

Время новой архитектуры отношений
Время новой архитектуры отношений

В Минске 5-9 июля проходила 26-я летняя сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Повестку дня составляли доклады трех общих комитетов: по политическим вопросам и безопасности, по экономическим проблемами, науке, технологии и окружающей среде, по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам. Резолюции, принятые по результатам дискуссий, легли в основу Минской декларации, в которой сформулированы рекомендации для национальных правительств, парламентов и международного сообщества по реагированию на встающие перед ним актуальные вызовы и угрозы. В декларацию также вошли несколько дополнительных резолюций, которые инициировали отдельные парламентарии самостоятельно. Они затрагивают вопросы противодействия терроризму, миграционных вызовов, недопустимости разжигания межрелигиозной вражды, укрепления энергетической безопасности и др.

От конференции – к ассамблее

Парламентская ассамблея ОБСЕ была создана в апреле 1991 года в Мадриде (Испания), в ее работе участвовали 323 парламентария, которые представляли 57 стран. Основными задачами были: содействие межпарламентскому диалогу, поддержка демократических институтов в государствах-участниках ОБСЕ, развитие сотрудничества и безопасности в Европе. Главное событие в деятельности ПА ОБСЕ – ежегодная летняя сессия, на которой выбираются руководство и должностные лица ассамблеи, принимаются декларации и резолюции. За 25 лет своего существования Парламентская ассамблея ОБСЕ не раз меняла прописку: были Будапешт, Вена, Женева, Стокгольм, Рим – все ключевые дипломатические столицы Европы, в которых и до ОБСЕ формировались актуальная европейская политика и стратегия Старого Света. Но сегодня даже они не подошли: нужен был символ успешной дипломатии и связи Востока и Запада, символ безопасности и надежности. Таким символом стал Минск: от Ванкувера до Дальнего Востока лучшей переговорной площадки сегодня нет – это мнение разделяют и на Востоке, и на Западе.

Кристин Муттонен, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ:

– Минск давно стал площадкой, на которой собираются важные форумы и обсуждаются вопросы по построению мира. Мы уже видим Беларусь не только как мост между Востоком и Западом, но и между разными государствами – это уже важная международная площадка.

Для Беларуси самый авторитетный парламентский форум в Европе, и даже, пожалуй, в Евразии, – ключевое событие, в котором приняли участие около 700 человек из 57 стран. Так мы укрепляем суверенитет и делаем невозможным откат к прохладным отношениям с Евросоюзом, отстаиваем свою позицию на дороге европейской политики. Да и просто, по-человечески, любой европейский депутат, однажды посетивший Беларусь, не будучи глухим, слепым и ангажированным, зачастую становится нашим другом. А иметь 450 друзей в европейских парламентах – прекрасный результат.

На роковом распутье

Четверть века, тогда еще конференции, а не ассамблеи ОБСЕ, для тактической политики срок огромный. Но для безопасности и вопросов сотрудничества –
практически одно мгновение. За 25 лет Европа, к сожалению, не стала безопаснее. Наоборот, мы словно обречены заново переживать все трагедии и ошибки прошлого: блоковое мышление, политический и экономический сепаратизм, гонку вооружений. И это все на общем трагическом фоне локальных и региональных войн, массовой миграции и терроризма. Больше нет времени откладывать решения этих главных проблем. Такова основная мысль послания белорусского Президента Александра Лукашенко, с которым с самой авторитетной трибуны он обратился к депутатам.

Нелегальная миграция, транзит наркотиков, торговля людьми – эти негативные процессы в Европе только растут. Ответ на общие вызовы должен быть коллективным, об этом говорили не только на официальных встречах, но и на полях форума. Все депутаты осознают историчность события для Европы, но вслух о близости к опасному краю говорили немногие – недипломатично. Президент Беларуси откровенно говорил о наболевшем. Наша Европа находится на роковом распутье, бездействие –
губительно, размеренный европейский шаг в истории ведет к коллапсу:

– Историчность момента заключается еще и в том, что мы как никогда почувствовали, что значит бездействие. Недолгое время не решая проблемы у себя в Европе, мы получили собственный конфликт в центре Европы – это Украина...   Наконец настало время серьезнейшим образом обратиться к тем проблемам, которые уже невозможно откладывать и которые просто вопиют. Это проблемы нелегальной миграции, это терроризм, это трафик наркотиков, это торговля людьми, это загрязнение воздуха, нашей атмосферы, потепление климата и наши неадекватные действия в отношении этих проблем...

Двойных или тройных стандартов быть не должно

Президент откровенно и без ретуши рассказал о том, какие наболевшие проблемы существуют в отношениях Беларуси и ОБСЕ. По вопросу о демократии: у республики есть свой план национального развития в этом отношении. Есть желание помочь – милости просим, но без понуканий и давления. Или вопрос о смертной казни: народ решил в свое время – быть, и чтобы изменить настроение в обществе, необходимо время. Процедуры выборов развиваются в диалоге с БДИПЧ ОБСЕ. Есть желание ускорить – давайте примем единый устав и правила, единые для всех, чтобы не было двойных-тройных стандартов. Тогда и сядем все вместе за демократические парты:

– Напомню историю: эти претензии к постсоветским республикам звучали и раньше. И многие прежние парламентарии до вас настаивали, чтобы в Беларуси народ высказался по поводу отмены смертной казни. Мы, как молодое суверенное государство, прислушались к вашим советам, вынесли этот вопрос на референдум и получили результат. Теперь, чтобы от этого отказаться, нужно время... Теперь о выборах. Этот вопрос вы здесь поднимали. В последние годы у нас развивается достаточно конструктивный диалог с БДИПЧ ОБСЕ. Для анализа рекомендаций Бюро, данных по итогам прошедших президентских и парламентских выборов, создана специальная межведомственная экспертная группа. Ее наработки будут использованы при дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства и практики его применения. Эту работу мы намерены проводить постепенно, вдумчиво, без спешки и шараханий. Хочу подчеркнуть, уважаемые друзья: здесь не должно быть никаких двойных стандартов, когда тот же БДИПЧ требует от одного государства одно, а от другого государства не требует ничего вообще. Двойных или тройных стандартов быть не должно!

Постсоветские республики, насколько я помню, обратились в ОБСЕ: давайте, во-первых, примем Устав ОБСЕ. Удивительно, уважаемая организация сегодня не имеет своего устава. И, во-вторых, коль речь идет о выборных процессах и они наиболее острые и вызывают сомнения в европейских государствах, давайте выработаем перечень требований по выборному процессу и по ним будем предъявлять претензии или одобрять тот или иной выборный процесс.

О свободе прессы: в Беларуси идут все каналы (Euronews в том числе). А много ли белорусских или российских каналов на Западе? Атомная станция: Беларусь строит ее по лучшим мировым стандартам. Если, например, Литва очень переживает по поводу ее безопасности, можно строить и эксплуатировать станцию вместе. Отношения с Евразийским Союзом: кого-то пугают интеграционные успехи Беларуси? Давайте сложим взаимные потенциалы на платформе ОБСЕ, тогда и безопасность, и сотрудничество обретут реальное содержание. Мало того, Европе необходимо расставить приоритеты: сначала уничтожить терроризм, спасти беженцев, остановить бесконтрольную миграцию. Мир требует новый стандарт, новый договор, новую архитектуру развития и доверия. Президент предложил «Хельсинки-2», перезагрузку эпохи разрядки – эпохи, когда падали стены и друг на друга смотрели не в прицел, а глаза в глаза:

– Предлагаем начать в рамках ОБСЕ дискуссию о необходимости организации нового Хельсинкского процесса, который  в конечном итоге содействовал бы заключению ведущими мировыми державами некоего глобального документа, поставил бы жирную точку в давно завершившейся холодной войне, исключив возможность ее возобновления и перерастания в более трагическую форму. Обозначил бы стратегическое видение новых конструктивных отношений в регионе ОБСЕ. Мы понимаем, что сформулировать уже сейчас приемлемую для всех сторон модель такого условного «Хельсинки-2» непросто. Поэтому сначала важно определить общие, устраивающие всех принципы и цели, направленные на укрепление доверия как минимум в политической и военной сферах. В их числе может быть объединение усилий в борьбе с терроризмом, снижение напряженности и предотвращение военной эскалации, координация действий по регулированию миграционных процессов, а также обеспечение кибербезопасности. Словом, мы должны отреагировать на вызовы современности. Сегодня важно прекратить геополитическое соперничество в регионе, отказаться от создания «сфер влияния» и навязывания государствам определенной модели общественно-политического устройства. Всем нужны сопряжение интеграционных процессов, исключительно мирное урегулирование споров.

Резолюция «О ситуации в Восточной Европе»

Наибольшие споры и разногласия вызвал проект резолюции «О ситуации в Восточной Европе». В документе в том числе содержится критика в адрес Азербайджана, России и Беларуси. Автором проекта выступил представитель шведского депутатского корпуса. Несмотря на то, что документ был одобрен, белорусская делегация сочла его неконструктивным. Голоса разделились поровну – 43 человека проголосовали «против» и столько же «за». В соответствии с регламентом было принято решение не включать резолюцию в Минскую декларацию. Участник сессии председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Валерий Воронецкий в процессе дебатов подчеркнул, что «резолюция очень непрофессиональная, некомпетентная, конфронтационная». Против резолюции, помимо Беларуси, проголосовали Азербайджан, Армения, Россия, Швейцария и ряд других стран.

Минская декларация

В основу Минской декларации, принятой на заключительном заседании сессии 9 июля, легли резолюции, принятые по итогам дискуссий. В документе сформулированы рекомендации для национальных правительств, парламентов и международного сообщества по реагированию на встающие перед ним актуальные вызовы и угрозы.

Так, парламентарии с обеспокоенностью отмечают существующие вызовы в области безопасности на всем пространстве ОБСЕ, включая угрозы кибербезопасности, терроризм, затяжные конфликты и общее ухудшение атмосферы доверия, безопасности и сотрудничества. ПА ОБСЕ в этой связи настоятельно призвала государства подтвердить свою приверженность многосторонней дипломатии в деле обеспечения всеобъемлющей безопасности, существенно активизировать свои усилия по решению наиболее острых социальных проблем. Ассамблея вновь заявила о своей поддержке Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого в феврале 2015 года в белорусской столице. В декларацию вошли также несколько дополнительных резолюций, которые отдельные парламентарии инициировали самостоятельно. Они затрагивают достаточно широкий круг вопросов: противодействие терроризму, миграционные вызовы, недопустимость разжигания межрелигиозной вражды, укрепление энергетической безопасности.

Резолюция «Разработка своевременных и эффективных законодательных, нормативных, административных мер реагирования на появление новых психоактивных веществ», подготовленная белорусской стороной, была поддержана парламентариями ОБСЕ и вошла в Минскую декларацию. Кроме того, Беларусь выступила соавтором нескольких резолюций, разработанных зарубежными коллегами. Эти документы, например, касаются борьбы с терроризмом (Россия), проблем нетерпимости и дискриминации на религиозной почве (Россия), предотвращения сексуальной эксплуатации детей в интернете (США), вопросов демократического развития ценностей мультикультурализма (Азербайджан). Все они были включены в итоговый документ 26-й летней сессии ПА ОБСЕ.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.