Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Минску — 950 лет

№27 от 06 июля 2017 года

Михаил Высоцкий: сотворивший сенсацию в машиностроении
Михаил Высоцкий: сотворивший сенсацию 
в машиностроении

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: что нужно сделать, чтобы остаться в истории страны или города на долгие-долгие десятилетия? Ответ прост: живите своей работой и своим делом. Имя нашего героя, Михаила Высоцкого,  на веки вписано в историю отечественного машиностроения.

Ведь именно этому человеку принадлежит создание первых белорусских автомобилей с минской маркой, более полувека он возглавлял в республике разработки прогрессивной автомобильной техники, создавал многие конструкции прославленных МАЗов и других мобильных машин, внес основополагающий вклад в развитие фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок в области механики машин и механизмов и ряда направлений технических наук.

Михаил Высоцкий родился 10 февраля 1928 году в деревне Семежево Копыльского района Минской области. Трудовую деятельность начал на Минском автомобильном заводе рабочим, а после окончания Минского автомеханического техникума продолжил работу, но уже в качестве конструктора, одновременно будучи студентом Всесоюзного заочного машиностроительного института в Москве, который окончил в 1955 году. Минский автозавод стал своеобразной альма-матер для нашего героя: именно там он прошел путь от простого рабочего до главного конструктора – начальника управления главного конструктора производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики. Позже он стал директором созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, впоследствии – генеральным директором Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси, генеральным директором Государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроенияНациональной академии наук Беларуси».

Интересно, что еще в 80-е годы прошлого века на выставке в Париже автопоезд нашего героя стал настоящей сенсацией и опередил мировое автомобилестроение на полвека. В Британии его в свое время назвали «Человеком года», а в США имя Михаила Высоцкого включили в список ученых, внесших наибольший вклад в развитие мировой науки в XX веке.

С именем Высоцкого и его неустанной кипучей деятельностью связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем», которая в дальнейшем получила распространение во всем мире, создание концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка», признанного автомобилем XXI века и получившего золотую медаль на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 году.

Также Михаил Степанович является одним из инициаторов организации на Минском автозаводе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем созданных первых моделей совместно с немецкой фирмой «Неоплан».  Это послужило основой современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов, ориентированного на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт.

Высоцкий вел обширную и плодотворную научно-организационную, научно-педагогическую и общественную деятельность. Он автор более 450 научных трудов и 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых на деле стали основой для создания и повышения конкурентоспособности новых видов автотракторной техники. Им подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук и создана получившая широкое международное признание белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой впервые в стране заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.

Указом Президента Республики Беларусь от 1.03.2006 г. № 135 за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров академику Максиму Высоцкому присвоено звание «Герой Беларуси».

Генеральный конструктор по автомобильной технике Объединенного института машиностроения, академик Национальной академии наук Беларуси Михаил Высоцкий ушел из жизни на 86-м году после продолжительной болезни. Но память и наследие великого человека продолжает жить.

В 2014 году, во время торжественного открытия мемориальной доски в честь генконструктора, размещенной на здании государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси», жена Михаила Высоцкого Валентина Королева выразила благодарность за оказанное внимание и память о супруге. «Михаилу Степановичу везло при жизни на внимание общества и правительства. Он был награжден многими наградами, а главное – его и сейчас не забывают. Очень приятно, что в его честь назвали учреждение, в котором он учился», – сказала она.


Из воспоминаний Михаила Римжи, друга М. С. Высоцкого:

«Мы едем в деревню выступать перед школьниками. Одели пиджаки. Я говорю, Михаил Степанович, надо звезду Героя прикрепить. Мы прикрепили, едем дальше. На подъезде в деревню он вдруг оборачивается и говорит: «Знаешь, Михаил Иванович, я сниму пиджак».  Спрашиваю, почему? «Ну как я поеду в деревню, к своим землякам, и как я выйду с этой звездой? Нескромно будет». Говорю, это нам стыдно должно быть, это мы должны снять пиджаки».

К малой родине у Высоцкого было особое, трепетное отношение. В Семежево, где родился Михаил Степанович, он был родным для каждого.

«Как-то я был у него в кабинете, куда зашел один его коллега, тоже академик, – вспоминает еще один случай Михаил Римжа. – Коллега спрашивает: «Вы сегодня уезжаете в Семежево?» Знаете, как он ответил? «Да, я еду на Родину». Когда мы приезжали, он не пропускал ни одной скамейки. Выйдет, подойдет к старушкам, всех обнимет, расцелует.  Посидит хотя бы минуточку с ними, обязательно побеседует».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Игорь Михайлович отмечает, что не имеет ничего против того, чтобы его песни считали народными, но ему все же хотелось бы, чтобы люди знали авторов слов и музыки тех или иных произведений.

Когда меня представляют, всегда прошу, чтобы обязательно называли почетным гражданином Минска. И стараюсь – как гражданин – соответствовать этому высокому званию».

Генеральный план развития и реконструкции г. Минска и ПДП центра (1982 г.); Дом приемов СМ БССР на Минском водохранилище (1972 г.); Дом литератора (1976 г.); Крытый каток (1976 г.); жилой район Зеленый Луг (1976 г. ); комплекс Института культуры и Института повышения квалификации (ныне Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 1977 г.); международный аэропорт «Минск-2» (1980 г.); комплекс Управления метрополитеном (1984 г.); культурно-деловой центр Москвы в г. Минске (2009 г.) и многие другие.

За строительство Минского метрополитена Виктор Мицкевич удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.