150 золотых маршрутов моей Беларуси

№26 от 29 июня 2017 года

Рожанка
Рожанка

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В конце XVIII века в Щучине появился уникальный ботанический сад, заложенный известным ученым Станиславом Юндзилом. Известно, что в 1814-м году в саду было 500 видов растений,
за которыми ухаживали студенты и монахи-пиары. В этом местечке Юндзил долгое время возглавлял коллегию пиаров, исследовал растительный мир Беларуси, и во многом благодаря наблюдениям в этом саду появился его учебник «Прикладная ботаника», который считался одним из лучших того времени. Однако дальнейшая судьба сада неизвестна и по сей день, отыскать его невозможно. Правда, существует предположение, что парк в деревне Руткевичи – остатки того знаменитого сада пиаров. Приглашаем посетить Щучин, Руткевичи и другие интересные места Гродненщины.
Наше путешествие по этому региону продолжается.

Кашубинцы

Из дерева в стиле барокко в 1856-м году был возведен в деревне костел Безгрешного Зачатия. Его закрыли в 1962-м, а в 1989-м году вернули верующим. В 1996-м в костеле установили орган. В крипте храма есть три деревянных саркофага. Рядом с костелом стоит плебания (1895) и склеп-усыпальница (1862). Сохранился деревянный усадебный дом XIX века. Последними хозяевами усадьбы были  Марьян и Мария Блавдзевичи.

Микелевщина

В 1823-м году в деревне был построен костел Посещения Девой Марией Елизаветы. Рядом с ним сохранилась плебания и часовня-надмогилье XIX века.

Орля

Приземистое строение Покровской церкви живописно смотрится в обрамлении высоких деревьев. Святыня построена в 1866 году из камня и кирпича.

Щучин

Город основан в XVI веке. К XIX столетию местечко в своей центральной части сложилось в осевую композицию. Прямоугольная площадь раскрывалась в сторону парка, пруда и княжеского дворца, создавая представительный общественный центр в духе градостроительных традиций XVIII— начала XIX в. В застройку площади входили костел с пиарским монастырем и православная церковь, заезжие дома, почта, жилые дома ремесленников и торговцев.

Церковь Михаила Архангела в псевдорусском стиле относится ко второй половине XIX в. Подобные постройки встречаются во многих поселениях Беларуси, нередко они заменяли обветшавшие храмы. Церковь располагается напротив костела Святой Терезы.

Костел построен в 1827-м году на средства князя Друцкого-Любецкого. Памятник интересен как образец классицизма в культовом зодчестве, где монументальные формы сочетаются с деревянными элементами (башенка над входом, фонарь купола, гонтовое покрытие). С 1954 по 1988 год храм был закрыт, но затем возвращен католической церкви. Как и прежде, при костеле сегодня служат монахи ордена пиаров.

В XVIII веке коллегиум монашеского ордена пиаров, основанный в 1718 году, являлся одним из крупнейших учебных заведений на белорусских землях. В 1755-м здесь работали шесть профессоров, преподавались восточные языки, церковная и всемирная истории, теология, логика, метафизика, риторика, ботаника, поэзия и пр. Школа пиаров просуществовала до 1832 года, когда после подавления национально-освободительного восстания большинство католических монастырей на территории Беларуси было закрыто.

Памятником архитектуры переходного периода от барокко к классицизму является Щучинский дворец (архитектор Ю. Пиола, 60–70-е годы XVIII века). Дворец расположен в живописном парке (заложен был С. Юндзилом).

В городе есть целый комплекс различных исторических строений XIX века, которые можно отнести к городской застройке. Эти здания формируют архитектурный ансамбль центральной площади.

Каменка

Впервые Каменка упоминается во второй половине XVI века. В 1580-м году здесь был образован католический приход и построен деревянный костел. А в 1908-м на месте старого деревянного храма построили новый костел Святого Антония в неоготическом стиле.

Рожанка

Основной достопримечательностью деревни является костел Святых апостолов Петра и Павла. Первый храм был возведен здесь в 1512 году. В 1827-м костел был отстроен по проекту Генриха Маркони из бутового камня и кирпича, перестроен в 1924-1925 годах. Рожанковский костел – один из первых памятников архитектуры неоготики на территории Беларуси.

Рожанка  принадлежала знаменитому роду Пац. Костел был возведен при Михаиле Паце, который относился к гетманской ветви рода. При Юзефе Паце была построена чудесная усадьба по проекту итальянского архитектора Карла Спампани с оранжереей и английским садом. Но до наших дней усадьба не сохранилась. Существует предположение, что костел и панскую усадьбу соединял подземный ход, тоннель которого проходил под небольшой речушкой Турьей.

Есть в деревне и другие достопримечательности. Например, церковь Святого Николая, которая недавно была перестроена из синагоги начала XX века. Также отдельного упоминания заслуживает интересное здание железнодорожного вокзала (начало XX века).

Шнипки

Успенская церковь была построена в 1873-м году в деревне Ятвеск. Но этой деревни уже нет на карте Беларуси. А церковь стоит в поле, при дороге на Шнипки.

Храм был закрыт в хрущевские времена, в нем сделали склад зерна. Отреставрировали его и передали верующим уже в 1990-е.

Рядом с деревней сохранилась мемориальная колонна XVIII-XIX веков.

Раковичи

Согласно сохранившимся в церковном архиве документам, временем постройки первой деревянной Рождества-Богородичной церкви в Раковичах можно считать 1748 год. Вероятно, к этому же времени можно отнести и явление чудотворного образа Матери Божьей. Согласно устному преданию, местному помещику по фамилии Мокрецкий во сне явилась Пресвятая Богородица и велела найти на реке ее образ. Наутро помещик вместе со слугой отправился к указанному месту и увидел икону Пречистой Девы, плывшую по реке против течения. Мокрецкий взял икону и на том месте на свои средства построил церковь.

Могилу Мокрецкого можно и сейчас видеть в алтаре храма.

На месте явления иконы возник чудотворный источник, говорят, с исцеляющей водой.  Благодарные паломники соорудили там купель для омовения. Теперь здесь находится часовня и колодец со святой водой.

Обретенная икона была небольшой по размеру и ее решили увеличить. С явленной иконы написали копию больших размеров и украсили серебряной ризой с золочеными нимбами вокруг ликов Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса Христа. Ее доставили в Раковичи и поместили в особом киоте сначала в старом деревянном, а затем и в новом каменном храме, построенном в 1876 году. О судьбе же первоначальной иконы сведения не сохранились.

Руткевичи

Недалеко от Щучина сохранился парк Руткевичи. Памятник садово-паркового искусства начала XVIII века. Заложен в итальянском стиле в имении Патоцких. Здесь есть коллекционный участок парка, где можно увидеть 200 видов сирени.

Легенда от автора проекта

Красная нить и белая

(Продолжение. Начало в № 24)

Жизнь да счастье потихоньку возвращались в деревню. Смехом, пением да гуляньями стала она полниться, детвора по дворам забегала. Новые пашни засеваются, руки силой наливаются. А хвори? А про хвори люди забыли начисто. Вот, говорили они, как хорошо, что в деревню нашу женщина пришла, нам богом посланная.

Но, как говорится – кто горя боится, тому счастья не видать, а кто счастье узнал, тот с горем первый встретится. Так и произошло.

Только зерно в землю бросили – налетели страшные суховеи. И несколько недель не было дождя ни капли, только солнце жаром обжигало. А колдуну это и надо было. Как знать, может, именно он и наслал эту засуху.

– Убить надо, – кричит,– пришлую. Она во всем виновата, она наслала засуху.

А народ что? – куда сильнее ветер, туда ковыль и клонится.

Но женщину предупредили об опасности хозяева дома, куда она просилась на ночлег. Благодарны они ей были за спасение, и, может, были единственные, кто верил в силу ее добрую, вреда людям не приносящую.

Та сразу кинулась бежать, в первую очередь для спасения дитяти своего. А погоню ведьмак снарядил немалую, чтобы наверняка с целительницей справиться.

Кругом леса были огромные и укрыться в них можно запросто. Но это от людей, а вот от колдуна схорониться, как оказалось, непросто.

В белок превращались беглянки, в ланей пугливых, в лис проворных. Колдун их носом чуял. И вот, выбившись из последних сил, поняла женщина, что настал час умереть. Беглянка решила спрятать дочку. В овраге, прикрыв зелеными ветками, схоронила ее, дав ей оберег для защиты.

Преследователей она увела далеко от оврага, превратившись в волчицу, убежала в глубину леса…

Убитая горем дочь нашла мать мертвою в болоте… Соорудив из прутьев волокушу, всю ночь девушка тянула тело волчицы через лес к оврагу, где вчера она схоронилась. Тогда, прислушиваясь к отдаляющемуся лаю собак, она, лежа на дне оврага, понимала, что мать принесла себя в жертву ради ее спасения…

К концу дня уже на месте оврага возвышался холмик, на котором лежала огромная охапка цветов. Постояв над могилой матери, бедная девушка пошла в деревню. Под покровом ночи она пробралась к дому людей, их приютивших. И попросила донести до ушей колдуна, что, мол, когда они с матерью жили у них в доме, то говорили о чудодейственной силе клыков и когтей тех зверей, в которых может превращаться ее мать. И пока тина не засосала тело волчицы, у ведьмака будет возможность заполучить эти ценные трофеи.

Колдун, узнав про это, на утро ушел с собаками в болото. Сначала у берега пытался найти убитую волчицу, а потом осторожно стал ступать в трясину… И вдруг услышал у себя за спиной рычание собак, обернулся – и увидел на берегу болота огромного зверя. Колдун сразу понял, кто пришел в образе волчицы отомстить за свою мать.

Пару ловких ударов лапой, и собаки бездыханные лежат у воды… Ведьмак в панике пятится, и вдруг оступается и тонет в болотной пучине.

…На опушке леса еле виден в предрассветных сумерках силуэт молодой волчицы. Она смотрит на деревню, жителей которой спасла ее мать от чар злого колдуна, ее острый слух улавливает детский смех, песни людей, идущих в поле, залитое золотом спелого колоса.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.