Культура

№25 от 22 июня 2017 года

Через книги – к волшебству
Через книги – к волшебству

«Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Ведь сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга», – уверена моя собеседница, российская детская писательница Светлана Фадеева. О том, почему наша героиня выбрала именно жанр сказки, как решила стать писательницей и чему учат персонажи ее произведений, узнала корреспондент газеты «7 дней».

– Светлана, как вы решили стать писательницей?

– Писателем я стану тогда, когда люди, для которых я создаю свои произведения, будут считать меня таковым. А пока я пишу сказки для детей и для взрослых, сохранивших в себе душу ребенка, когда жизнь полна волшебства и новых открытий. Что касается первой книги («Червячок Чарли» – Прим. ред.), то идея ее написания пришла неожиданно. В детстве я всегда спасала червячков после дождя, только не знала, отчего их так много именно в это время. Когда же повзрослела и поняла, что ливень для них – настоящее стихийное бедствие, сердце стало особенно екать при виде потерявших дом малышей. Однажды в дождь я обнаружила у себя под ногами почти безжизненного червячка. Взяв веточку, бережно перенесла его на сухое место – и несколько минут спустя он зашевелился. В ту самую минуту я решила, что он непременно станет героем моей сказки, маленьким, едва заметным даже самому внимательному взрослому, но храбрым, ответственным и находчивым. Очень уж мне хотелось на примере червячка Чарли показать, что неважен размер существа, попавшего в беду, а важны доброта, милосердие и забота об окружающем мире.

– Почему решили реализовать себя именно в жанре сказок?

– Сказки – это первые книги, с которыми мы знакомимся на жизненном пути. Подсознательно мы выбираем себе героев, которым хотим подражать, воображаем себя на их месте, заводим друзей, то есть отчасти строим модель своей будущей жизни.

– Знаю, что ваша новая книга «Таинственное исчезновение» (вышла весной 2017 года. – Прим. ред.) появилась в издательстве «Беларусь», а еще именно она стала лауреатом международного конкурса «Лучшая книга года», который проходит в Германии. Расскажите, как началось сотрудничество с белорусским издательством?

– История появления книги «Таинственное исчезновение» связана с драматичными событиями моей жизни. У меня тяжело заболел папа, мы почти полгода провели здесь, в Минске, борясь с недугом. И это был тот самый случай, когда ужасное и прекрасное идут рядом. В очень сложный для нас момент поступает предложение сотрудничества с белорусским издательством. Первая мысль: «В нынешних условиях это невозможно». Но папа очень хотел, чтобы я переключилась на что-то позитивное. И работа над книгой явилась той соломинкой, которая помогала мне долгие месяцы держаться на плаву. Именно в творчестве я черпала силы для каждого нового дня, вселяющего нам надежду.

Большую часть времени приходилось работать над книгой в больнице, создавая макет буквально на коленках. Но результат того стоил. Книга получилась замечательная. Все иллюстрации добрые, яркие, красочные, с обилием мелких деталей, что позволяет ребенку еще больше окунуться в мир сказки, заставляет его фантазировать и мечтать. С иллюстратором всех моих книг, талантливой художницей Еленой Солодун, над рисунками работали достаточно долго и вдумчиво. Этот этап очень интересный. Видеть, как то, что у тебя описано словами, оживает на бумаге, становится осязаемым, – непередаваемое ощущение. Макетами занимаюсь сама: подбираю шрифт, цвет, оформление. То есть, по сути, передаю в издательство готовый к печати макет.

– Победа в международном конкурсе «Лучшая книга года» – это достойный результат. Что помогло вам достичь такого уровня?

– В конкурсе померились силами более 800 авторов из 35 стран мира. И особенно приятно, что награды удостоилась белорусская детская книга. С одной стороны, для меня большая честь представлять Республику Беларусь на международной арене, но в то же время это двойная ответственность. Я очень рада, что не подвела директора издательства «Беларусь» Сергея Пешина, своего редактора Юлию Оверченко, с которыми мы работали над выпуском книги. Как актер находит своего режиссера, так и писатель – издателя. Когда тебе с людьми комфортно, когда у вас схожие убеждения и видение конечного результата работы, тогда и дело спорится.

– Какие персонажи в ваших книгах выступают в роли главных героев? Чему они учат?

– В своих произведениях стараюсь ребят учить добру, заботе об окружающем мире и его обитателях, изображая героев сказок необычными, что еще раз подтверждает, насколько многообразен мир. Хочу, чтобы дети фантазировали, мечтали и непременно задумывались после прочтения. Например, «Таинственное исчезновение» – это философско-юмористическая сказка о двух братьях, пытающихся спасти лес и вернуть все краски осени, которые давно перестали замечать занятые взрослые. Вместе с героями сказки мы попытаемся понять, почему люди стали отдаляться от природы и можно ли вернуть все назад; как преодолеть свои детские страхи и не умереть от тоски в черно-белом мире, а также решить, что важнее: заметят ли другие твой хороший поступок или то, что в твоей личной копилке стало на одно доброе дело больше?

– Сейчас популярность набирают аудиокниги. Некоторые родители предпочитают их вместо того, чтобы лично почитать ребенку сказку перед сном. Как вы относитесь к этому?

– Для меня это просто еще один способ донесения информации до читателя. Визуалам важно рассматривать картинки, представлять героев и события, описанные в книге, кинестетикам хочется потрогать книжные листочки, аудиалы же любят слушать. Поэтому вы можете понаблюдать, что больше нравится вашему малышу: слушать, видеть или чувствовать. Но это вовсе не означает, что аудиокниги должны заменить личное общение. Чтение сказок дает очень много маленьким и взрослым, помогает им стать ближе.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики