Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Тема номера

№21 от 24 мая 2017 года

Умный дрон: а где же закон?
Умный дрон: а где же закон?

В последние годы такая разновидность беспилотных летательных аппаратов, как квадрокоптеры, которые называют еще дронами, переживает стремительный рост популярности. Превратившись из фантастической мечты в реальность, сегодня они доступны не только военным и специальным государственным службам, но и радиолюбителям, фотографам, видеооператорам – всем тем, кто видит в них полезное для себя применение.

Что такое квадрокоптер?

Квадрокоптер (он же дрон) – сравнительно компактный, дистанционно управляемый летательный аппарат, который приводится в движение при помощи четырех винтов (поэтому и «квадро»). Корректнее было бы, конечно, называть такую технику мультикоптерами, т. к. существуют модели и с 6-8  винтами, они предназначены для выполнения более сложных задач, но в любительской сфере практически не встречаются. Поэтому в дальнейшем будем придерживаться названия самой распространенной разновидности таких летательных аппаратов – квадрокоптер.   Одна пара винтов вращается у него по часовой стрелке, другая – против. Скорость и направление движения аппарата выбирается за счет изменения индивидуальных скоростей этих винтов – по принципам, схожим с работой вертолета. Питание такой техники осуществляется от высокоэффективных перезаряжаемых литиевых батарей, мощность которых варьируется в зависимости от класса аппарата. Классность же, в свою очередь, определяется размерами. Например, нанодроном называют квадрокоптер, расстояние между роторами которого – всего около 5 см, мини-дрон имеет размер около 12 см, аппарат средних размеров – около 20-30 см. Все, что больше, относятся к дорогим профессиональным моделям. Управляют дроном при помощи  пульта дистанционного управления (многофункциональным джойстиком). Как правило, большинство моделей имеют три основных режима управления:

GPS

Если квадрокоптер оснащен модулем GPS, ему можно задать маршрут полета. Этот автоматический режим хорошо подходит для съемки видео или простого перелета в конкретный пункт назначения.

Стабильный полет

Этот режим предназначен для тех, кто впервые осваивает такую технику. Он очень необходим для полноценного освоения управления аппаратом.

Ручной режим

Предназначен для опытных пользователей и предоставляет широкие возможности для уникальных и полноценных трюков и фигур. Новичкам здесь делать нечего: в этом режиме у неопытного пользователя возрастает риск уничтожить машину.

Основные летные характеристики

На сегодняшний день возможности литиево-полимерных аккумуляторов, несмотря на их высокую энергоэффективность, ограничивают основные летные показатели.

Например, при массе в среднем в 1-4 кг время полета составляет от 10 до 30 минут. Некоторые модели могут находиться в воздухе и до 50-60 минут, что является пока исключением.

Грузоподъемность современных коптеров среднего размера – от 500 грамм до 2-3 кг. Этого достаточно, чтобы держать в воздухе небольшую фото- или видеокамеру. Более крупные модели аппаратов (оснащаются 6-8 винтами) способны поднимать в воздух груз массой 20-30 кг.

Скорость полета может составлять от 0 (зависание в воздухе) до 120 км/ч.

Отдельные модели коптеров оснащены батареями, способными обеспечить дальность полета около 10-12 км, однако практика показывает, что так называемый радиус действия (максимальное расстояние, на которое дрон способен удалиться с последующим возвращением в точку вылета) ограничено прямой видимостью 100-200 м, при условии ручного управления, или дальностью действия аппаратуры радиоуправления и видеоканала.

Лучшие образцы аппаратуры такого типа позволяют сохранять стабильное радиоуправление и устойчивый видеоканал на расстояния до 100 км. Очевидно, что максимальное ограничение на радиус действия квадрокоптеров вызывает время полета.  

Кто покупает

Наиболее распространенные – квадрокоптеры среднего класса, которые еще называют потребительскими. Их в основном предпочитают три группы пользователей: операторы-профессионалы, операторы-любители и так называемые «гонщики». Кстати, о «гонщиках»: в последнее время во всем мире растет популярность такого вида спорта, как гонки на квадрокоптерах, или дрон-рейсинг. По аналогии с автогонками спортсмены наблюдают за соревнованиями от первого лица при помощи камеры, установленной на дроне. В группу операторов входят кинематографисты и создатели современного контента: видеоблогеры, путешественники, спортсмены и т. д. Любители используют квадрокоптеры для фото и видеосъемки, полетов от первого лица и развлечений. Для всех групп пользователей важны летные характеристики техники, но каждый делает упор на разное: для операторов важны длительность работы аккумуляторов и качество изображения, для гонщиков – вес и скорость, для любителей важны легкость в управлении и невысокая стоимость.

Современный квадрокоптер находит не только любительское и потребительское применение, но и с успехом используется в коммерческих целях: для доставки грузов, охраны объектов, осмотра и наблюдения, картографии. Дроны также используют СМИ, страховые агентства, сельскохозяйственные и добывающие предприятия, спасатели, различные государственные службы.

А как у них?

Правила использования мультикоптеров в различных странах постоянно меняются. Тем не менее, например, в США, нельзя летать на высоте свыше 120 м, над многолюдными местами и на расстоянии менее 3 миль от аэропортов. Полеты в коммерческих целях запрещены.  

В Великобритании необходима лицензия. Полеты разрешены на высоте до 150 м в людных местах и в пределах 50 м от человека.

В Австралии без разрешения можно летать при ясной погоде, не выше 120 м, в пределах прямой видимости, вдали от густонаселенных областей и на расстоянии не менее 30 м от людей, судов, транспортных средств и зданий.

В Германии без разрешения можно летать с аппаратом не более 25 кг. Работают стандартные правила насчет аэродромов, мест скопления людей и т. д. Действует и закон  о частной жизни: если в видео присутствуют другие люди, его нельзя выкладывать в общий доступ.

В России нельзя летать без регистрации и сертификации любому аппарату весом больше 250 грамм.

ПРАВО ЛЕТАТЬ

Казалось бы, покупай и пользуйся в интересах дела или хобби, но все на самом деле не так просто, как кажется на первый взгляд. Правовое обеспечение использования подобных летательных аппаратов на сегодняшний день – самое слабое звено в вопросах эксплуатации мультикоптеров. Своим опытом и видением разрешения спорных вопросов с читателями поделился Глеб Бондарик, заместитель председателя общественного объединения «Белорусская федерация беспилотной авиации».

Есть проблема

– На данный момент технологии, к сожалению, значительно опередили законодательство. Беспилотные системы пришли к нам из военной сферы, стали доступнее, дешевле и с успехом развиваются в гражданской области. Опять же, к сожалению, сегодня мы не имеем в качестве примера государства, которое имело бы образцовое законодательство, регулирующее использование дронов, – все находятся на уровне становления и совершенствования. Мы, как пользователи малых гражданских беспилотных систем, почувствовали эту проблему еще год назад. Использование гражданами беспилотников переходит из количества в новое качество. Сейчас идет активная деятельность по разработке нового авиационного кодекса. Вместе с тем, пока отсутствует правовое описание мультикоптера. Есть много мнений по этому поводу: называть его беспилотным летательным комплексом, беспилотным летательным судном и т. д. Наша федерация начала совместную работу с государственными службами, чтобы упорядочить использование подобных систем.

Частоты управления

Первая проблема, которая возникла, – это управляющие частоты. Системы работают дистанционно, основная частота, которая используется для их управления, – 2,4 Мгц. Это частота была ограничена у нас мощностью 10 мВт.  Аппараты же требуют мощность передатчика до 100 мВт. Федерация провела системную работу с БелГИЭ – направила в Государственную комиссию по радиочастотам наше видение этого вопроса. Надо отдать должное – мы были услышаны, и все идет к тому, что будет принято положительное решение в ближайшее время. На данный момент, так как этот вопрос находится в проработке, БелГИЭ уже не может оштрафовать пользователя за превышение этой частоты. 

Де-факто и де-юре

Пока не существует четкого правового определения мультикоптера. Федерация организовывала совместный круглый стол с Департаментом по авиации, Министерством обороны, представителями военпрома. В результате обсуждения решили пока действовать на основе 81-го Указа Президента «Об использовании авиамоделей». Несмотря на то, что де-факто и де-юре мультикоптеры не являются авиамоделями, этот указ наиболее близок к правовым актам, способным на данный момент регулировать в какой-то мере их использование.  

Правила использования

Владелец мультикоптера перед его использованием должен ознакомиться на сайте Министерства обороны с запретными зонами для полетов. Их в Беларуси сравнительно немного – на данный момент 16. Вне этих зон, на высоте не более 100 метров – летайте и управляйте своими аппаратами в пределах прямой видимости, без использования автоматических режимов управления.

Фото- и видеосъемка

Пока находимся в правовом вакууме: Указ не регламентирует фото- и видеосъемку беспилотниками. Мы на практике, делая коммерческие проекты при помощи коптера, готовим запрос в Министерство обороны на получение разрешения и в течение 5 рабочих дней его получаем. Затем отснятый материал предоставляем в министерство на просмотр. Надо отдать должное этому ведомству: все процедуры проходят четко, быстро и, что немаловажно, бесплатно. Однако согласитесь, это все же затрудняет оперативную работу с данными, что очень важно для СМИ. Идет процесс проработки решения этого вопроса, и мы надеемся, что рациональные пути будут найдены. Частному лицу посоветовать что-то сложно, но можно рекомендовать пока придерживаться методики, о которой я рассказал.

Пилот или фотограф?

Чтобы не возникало правовых казусов, мы предлагаем системы весом до 30 кг вывести из описания Воздушного кодекса. В противном случае получится, что аппарат весом в 1,5 – 2 кг, распространенный, например у свадебных фотографов, подпадет под понятие выполнения авиационных работ, что вызовет двойное налогообложение (налог на фотосъемку + налог на выполнение авиационных работ). Более того, с таким маленьким коптером фотографу еще придется обращаться на авиаремонтное предприятие, к примеру, на 558-й завод в Барановичах, для сертификации аппарата. Фотограф в таком случае становится авиационным персоналом, который обязан сдавать экзамены, проходить медкомиссии и т. д. Согласитесь, такая перспектива вряд ли кого-то обрадует и, прежде всего, серьезно затруднит работу государственных органов. Малые беспилотники – часть новой зарождающейся индустрии. Перспективы огромны: исследования газопроводов, анализ провисания и состояния проводов в линиях электропередач, сканирование крыш зданий, работа в сельском хозяйстве и т. д. Внесение этих аппаратов в Воздушный кодекс не даст возможности развиваться данной индустрии, а это рабочие места и налоги для государства. Наша федерация является твердым сторонником того, чтобы этот тип летательных аппаратов классифицировать по другим законодательным актам. 

Made in Belarus

Мультикоптеры белорусского производства с успехом эксплуатируются. Например, у НПО «Агат» достаточно перспективных разработок, успешно этим занимается и НАН Беларуси. Специфика Беларуси в том, что у нас проектируются и производятся хорошие и перспективные системы, с успехом идут на экспорт, но они имеют узкоспециальное назначение.  К сожалению, пока нет сегмента массового производства коптеров для любителей и фотографов.

Перспективы  

Эффективность и перспектива применения малых беспилотников в сельском хозяйстве огромны. Крупные мировые производители сельскохозяйственной техники сегодня имеют так называемые «облачные» средства обработки данных. Для того, чтобы получать эти данные, используют малые беспилотники. Например, трактор   может отклониться на пару сантиметров от правильной  траектории. А в масштабах поля это могут быть большие потери – до 20% пахотных земель! Используя небольшой беспилотник, можно отследить эту траекторию и откорректировать ее. Оборудовав аппарат мультиспектральной камерой, можно получать индексы всхожести растений – это новая актуальная тема так называемого «точного земледелия», которая становится популярной во всем мире.

Беспилотные летательные системы – новая транспортная парадигма, которая активно развивается. На фоне беспилотных автомобилей, беспилотного грузового транспорта на электротяге выглядит очень перспективным направлением. Это  транспортная система будущего, которая поможет крупнейшим мегаполисам с их плотным и сложным трафиком движения транспорта своевременно и качественно выполнять различные задачи.  

В ПОЛЕТЕ 

Как это работает на практике? Давайте проверим работу дрона вместе.

Одна из самых замечательных особенностей дрона – видеть на экране смартфона или планшета то, что видит в воздухе сам аппарат при работающей на борту камере. Подключаешь свой девайс на Android к пульту управления, запускаешь специальное приложение и видишь на экране картинку высокого разрешения.

Взлетаем: сводим два рычажка на пульте, лопасти заводятся, коптер жужжит и поднимается вверх. Набираем необходимую высоту и отпускаем  рычажки – аппарат зависает в воздухе.

Квадрокоптер способен стремительно набирать высоту:  по паспорту скорость взлета – до 5 м/с. Вниз опускается на максимальных 3 м/с, вперед летит на максимуме – до 16 м/с. Наш экземпляр – довольно шустрый аппарат весом 1,28 кг, способный наблюдать и снимать достопримечательности с высоты в 500 м и добираться до отдаленных мест в радиусе 2 км –  на таком расстоянии гарантирована стабильная передача данных между аппаратом и пультом управления.

Трудно себе представить, какие усилия должен приложить фотограф, чтобы снять подобную панораму над нами, недалеко от редакции, а для камеры квадрокоптера – никаких проблем!

Еще одна уникальная способность квадрокоптера: при включении специального режима дрон руководствуется данными с GPS  и корректирует свою позицию при любой погоде и порывах ветра. Проверяем работу этой функции: не трогаем рычажки, хватаем дрон, уводим его на несколько метров и отпускаем: он плавно возвращается обратно, на свою позицию!

Откровенно говоря, аппарат удивил нас своими летными и видеовозможностями, простым и понятным управлением. Для любителей будет, пожалуй, только один не очень приятный момент – цена: аппарат такого уровня и функционала стоит сегодня около 1200 долларов. Но для тех, кто профессионально занимается фото- и видеосъемкой, будет настоящей находкой и незаменимым помощником.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.