Культура

№21 от 24 мая 2017 года

Фолк-прорыв Ирены Котвицкой
Фолк-прорыв Ирены Котвицкой

Недавно закончились одиннадцатые по счету гастроли белорусской фолк-группы «Акана» в совместном белорусско-швейцарском фестивально-гастрольном проекте KAZALPIN. За прошедшие годы написано два совместных альбома, сняты видеоролики, «Акана» вошла в круглогодичную ротацию на лучших радиостанциях и рок-тусовках Швейцарии, Франции и Германии. Почему же большинство из нас не слышало ранее об этом музыкальном явлении? Попробуем разобраться.  

Солистка и автор аранжировок – белорусская певица Ирена Котвицкая – на родине более известна по выступлениям в потрясающе талантливом и аутен­тичном дуэте аккордеон-вокал AGATA.  Ее голосу подвластен как оперный репертуар, так и джазовые импровизации. Она выбрала фолк-направление, несмотря  на то что первый ее учитель из столичной музыкальной школы 20 лет назад сказал: «Этот ребенок петь не будет». Сегодня Ирена Котвицкая и белорусско-швейцарский проект KAZАLPIN поднимают статус белорусского фолк-стиля. Корреспондент газеты встретился с певицей, композитором и преподавателем в области этно-музыки, чтобы побеседовать о феномене белорусского этно-стиля.

– Ирена, вы сочетаете в своем творчестве и оперную силу, и зажигательность поп-композиций, и безграничность, которую дает фолк. Откуда это все?

– Я получила классическое музыкальное образование – от музыкальной школы до аспирантуры Академии наук – как этномузыколог, но глубоко убеждена, и жизнь лишь подтверждает это: ценность всего, что человек делает – музыка, педагогика, управление или бизнес, – не в профессионализме, а в человеческом выборе. Конечно, искусство нас подводит к этому раньше.

В 1999 году, будучи дипломированным специалистом, Ирена Котвицкая начала собирать по белорусским селам и райцентрам не слышанные до сих пор напевы, народную поэзию и записывать обрядовые и магические действа. Она работала как искусствовед и ученый. Был накоплен огромный багаж материала, культурных деталей, просто знакомств, которые в студии, на сцене трансформировались в стиль Ирены Котвицкой. В 2013 состоялись дебют на сцене Белгосфилармонии и рождение проекта «Этно Фантазия», еще ранее, в 2008 году, появилось фолк-трио «Акана», а в 2015-м – и дуэт «Агата» с аккордеонистом Алексеем Ворсобой. 

Все эти проекты знают разную Ирену Котвицкую – пианиста, аранжировщика, композитора и певицу. А в школе №17 на Каменной Горке знают еще и учителя народного вокала с таким именем!

– Расскажите о прошедших гастролях Kazalpin в десятке городов Швейцарии…

– Девять лет назад, когда аккордеонистка Патриция Драгер, саксофонист Альбин Брюн, барабанщик Марко Каппэли, контрабасист Клаудио и три певицы из Беларуси решили выступать вместе, мы предлагали все, что умеем: свои голоса, инструментальную аранжировку и мое «фирменное многоголосие» в вокальных фактурах. Зная исконную любовь швейцарцев к фолк-культуре, понимаем, что Kazalpin существует благодаря этой удивительной публике.

Здесь совершенно особенно, трепетно относятся к культуре и артистам. Никто не знал о нас как о профессионалах. Все воспринималось через призму личного и индивидуального общения, через наше отношение к работе, к своему делу. Мы получили и финансовую, и общественную поддержку – все, о чем может мечтать музыкант. Восхитило нас то, что в Швейцарии нет каких-либо регламентирующих органов, стоящих между зрителем и артистом. Например, из уважения к искусству производитель может перечислить адресно 1% или более от своей прибыли, но именно в тот местный отдел культуры, где хочет, чтобы его деньги потратили на искусство.

– В чем секрет вашего успеха?

– Мы предложили именно то, что было нужно. Нас принимали, и мы приходили в гости ко многим почти не знакомым людям, которые занимаются сельским хозяйством или производством, бизнесом, но при этом трепетно относятся к культуре. Они никогда не запрячут диск с вашей записью на полку, если уж попросили вас подарить его. Будут слушать и обсуждать с соседями. 

– Kazalpin удался?

– Это очень плодотворный проект. Нас посещали новые идеи, объединяли совместные взлеты, успехи и неудачи. Мы очень повлияли друг на друга. Kazalpin научил меня, как конструктивно сотрудничать с коллегами, раскрыл нюансы профессиональной этики, показал механизмы существования долгосрочного проекта. Параллельно, за прошедшие 12 лет, в Беларуси  у меня появилось много учеников. Я могу дать тот вектор своим и чужим постановкам, который поможет выйти за рамки только национальной школы. 

Лариса КАШТАНОВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики