150 золотых маршрутов моей Беларуси

№20 от 17 мая 2017 года

Порозово
Порозово


Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Знакомим вас, дорогие читатели, с еще одним шедевром усадебной архитектуры. Усадьба в поселке Порозово была построена в конце XIX – начале XX века Тадеушем Буттовт-Андрейковичем. Сегодня «Богуденки» называют жемчужиной белорусского деревянного зодчества. Кстати, такое название пошло от польских слов Bogu dzieki, что значит «Слава Богу!».

Тадеуш был одним из богатейших помещиков Гродненщины. Он первым в этих местах купил автомобиль и, говорят, иногда ездил обедать в Варшаву.

Усадебный комплекс состоял из дома, хозяйственных построек, парка и широкой въездной аллеи.

В 1937 году жители Порозово выкупили усадьбу, чтобы создать здесь госпиталь. Но присоединение территории к СССР, а позже и Великая Отечественная война изменили планы. В доме какое-то время был организован приют для потерявших жилье, позже – лесничество. А после войны все же была открыта больница.

Порозовская больница размещалась в усадьбе до 2002 года, а потом здание стало понемногу разрушаться. Несколько лет назад усадебный дом перешел в частную собственность. Остается надеяться, что усадьбу смогут восстановить и она еще долгие годы будет радовать любителей белорусской истории. 

Краски

Усадьба представляет собой соединение старого деревянного, но оштукатуренного дома (1839), принадлежавшего семейству Булгариных, и каменной пристройки, добавленной новыми хозяевами усадьбы (Сегенями) в 1905 году – в пору расцвета модерна и увлечения зодчих готикой.

Усадьба расположилась на склоне холма и выровненной у его подножия террасе вдоль левого берега реки Зельвянки. Парк с годами ужался до трех гектаров, но продолжает удивлять своими экзотическими растениями: его поляны и аллеи украшают 30 видов деревьев. Сохранились руины нескольких хозпостроек.

Подороск

Усадьба Бохвицев в деревне Подороск является памятником усадебно-паркового искусства. Известна также как усадьба Чечотов. Дело в том, что именно Чечотам первоначально принадлежал фольварк в Подороске. Однако в 1854 году фольварк перешел к Роману Бохвицу (сыну известного писателя, философа и адвоката Флориана Бохвица), который в 1854-1856 годы значительно перестроил усадебный дом и прилегающую территорию. В результате получился прекрасный особняк в стиле позднего классицизма.

Главный фасад с террасой и колоннами, точеные формы портика, непропорционально высокая крыша – все это придает легкость и изысканность прямоугольному в плане зданию с двухэтажной центральной частью с мансардой. Окружает усадебный дом прекрасный парк.

В советские времена в усадьбе располагалась школа, а позднее – контора совхоза.

До наших дней уцелели усадебный дом, парк, кирпичный бровар, фундамент сукновальни, хозпостройки и флигели, въездная брама и часть кирпичной ограды.

Порозово

Порозово известно с XV века как королевское местечко Волковысского повета Новогрудского воеводства в составе Великого Княжества Литовского. В 1523 году Порозово получает Магдебургское право, а в 1616-м – собственный герб. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году местечко вошло в состав Российской империи. В XIX веке Порозово находилось во владении рода Буттовт-Андрейковичей. В Порозово есть костел Святого Михаила Архангела, возведенный в 1828 году. Перед костелом – несколько необычная брама-колокольня. Возле костела сохранилась двухэтажная плебания. Построена она была в 1907 году. Во второй половине XIX века в деревне была сооружена Свято-Троицкая церковь. С конца XIX столетия сохранилось здание синагоги. Также в Порозово есть старая рядовая застройка, здание бывшей мельницы.

Гриневичи

При монастыре францисканцев из кирпича в 1792 году здесь был возведен костел в стиле барокко. Позже, в 1832 году, монастырь закрыли, а костел в 1839-м был перестроен под церковь. Сохранились остатки брамы и ограждения, руины дома из кирпича XIX века. В виде пирамидки на католическом кладбище стоит часовня-надмогилье (XIX век).

Верусино

Огромный бровар из кирпича XIX века был частью богатой усадьбы «Кобыляки».

Горностаевичи

В XIX веке здесь была построена церковь Святых Петра и Павла. От шляхетской усадьбы сохранились флигель и хозпостройки.

Коревичи

В костеле Христа Пантократора, построенного в 1942 году, как уверяют местные жители, хранится икона, написанная немецким солдатом во время Второй мировой войны.

Задворяне

Каменная церковь Святой Анны построена в 1790 году, а возможно, и раньше. Местные жители говорят, что это когда-то был костел.

Матвеевцы

Усадьба «Кобыляки»: комплекс служебных и хозяйственных построек. Конец XIX – начало XX века. Добротно сложенные постройки из качественного кирпича, кажется, не подвластны времени.

Легенда от автора проекта

Петух и цыганка

Страшным забиякой был этот петух. Дрался со взрослыми людьми, а дети так его просто боялись. «Зачем тебе собаку держать, – шутили соседи, обращаясь к хозяину, – на кормежке столько сэкономишь, ведь петух твой лучше собаки. Кто может в дом войти, если он рядом с крыльцом?»

И правда, даже дворового пса, который был не робкого десятка, и того загонял петух в будку и потом гордо выхаживал, хлопал крыльями и кукарекал на всю деревню.

На улицу петуха не выпускали, а во двор кто заходил – быстренько перебегал от калитки к дверям дома, улучив момент. Не обижались на петуха, говорили: «Вот бы таких храбрецов побольше! Дома бы без замков держали. Вот раньше и правда в здешних краях дома без замков стояли, – добавляя то ли в шутку, то ли всерьез: – Или петухов имелось по паре в каждом дворе, или люди другими были». И вот однажды приключилась такая история.

Цыганский табор шел туда, куда ему только было ведомо, да недалеко от деревни, разбив шатры, на несколько дней остановились отдохнуть. И, как водится, цыганки со своей ребятней стали шастать по дворам. Начали торговать всякой мелочью ну и погадать стали предлагать. Не без этого.

И вот одна из таких цыганок поймала за рукав хозяина нашего петуха. Да как раз тогда, когда он с улицы во двор входил, прямо у калитки. Как и что там было – не известно, но, повертев зеркальцем перед его глазами, цыганка деньги, что у него были, все вытянула. Опомнился хозяин, да уже поздно. Говорит он цыганке: «Обокрала ты меня. Но я сам дурак, что в разговоры с тобою вступал. Уходи по-хорошему и больше ко двору и близко не подходи!».

Та вначале ушла, но спустя час-другой решила вернуться: авось еще повезет ей с зеркальцем. Вот она калитку открывает – и во двор без спросу и разрешения. А в доме никого и дверь закрыта на крючок. Как что там было – не известно, свидетелей не было. Только когда соседи страшные вопли да ругань цыганки во дворе услышали, на шум сбежались сразу.

Сцепился петух с цыганкой не на шутку. Напал он на нее внезапно, неожиданно. И только на улице обступившие ее люди увидели, что лицо цыганки все в крови. И больше того – петух ей чуть было глаз не выклевал.

Тут же ее в медпункт определить хотели. Отвезли, правда, по ее настоянию прямо в табор.

Цыгане собрались всем табором – и в деревню. Обступили вокруг хозяина петуха и пригрозили сдать его в милицию. А тот в ответ:

– Предупреждал я цыганку даже ко двору не подходить. Может статься, что за обман да воровство она еще одно наказание понесет, страшнее этого.  Так ни с чем табор и ушел вместе с цыганкой.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.