Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Награды
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



Как это было

№18 от 03 мая 2017 года

Огненный партизанский поезд
Огненный партизанский поезд

Эта уникальная партизанская операция на белорусской земле стала настоящей боевой легендой: осенью 1942 года группа народных мстителей отряда имени Г. Димитрова Брестской области в коротком жестоком бою с фашистами захватила вражеский эшелон с награбленным у местного населения добром и с боями прошла по железной дороге под красным флагом по оккупированной врагом территории.

Подготовка к операции

В апреле 1942 года в лесном урочище Гута-Михалин неподалеку от Ивацевичей из объединенных партизанских групп сформировался партизанский отряд имени Г. Димитрова под командованием Д.С. Дмитриева. Боевая деятельность отряда проходила на территории Коссовского, Ружанского и Березовского районов. Диверсионной группой в отряде руководил отважный партизан Александр Иванович Самуйлик, прозванный боевыми товарищами «белорусским Чапаем» за внешнее сходство с известным командиром дивизии Гражданской войны: лихо закрученные усы и безграничную смелость. Родом Самуйлик был из деревни Мохро Ивановского района, где до войны работал председателем сельсовета. Когда фашисты напали на нашу страну, сельский активист ушел в лес, где скрывалось немало советских воинов-окруженцев и местных жителей. Патриоты собирали оставшиеся на местах недавних боев оружие и боеприпасы, создавали партизанские группы, участвовали в боевых действиях и диверсиях против оккупантов.

…В октябре 1942 года партизанские разведчики установили: со станции Любешов Волынской области, расположенной на левом берегу реки Стоход – притоке Припяти, по узкоколейке фашисты регулярно отправляют в город Камень-Каширский железнодорожные составы с награбленным у местного населения добром, а затем увозят его в Германию. Александру Ивановичу Самуйлику поступили предложения партизан – захватить вражеский эшелон и проехать по железной дороге по тылам фашистов с красным флагом. Для осуществления этой дерзкой операции решили отобрать добровольцев. Первым отозвался отважный и находчивый разведчик Юрий Логинов. До войны он работал помощником машиниста паровоза на Южно-Уральской железной дороге, хорошо разбирался в технике. По замыслу операции ему отводилось место машиниста паровоза, который предстояло в бою захватить у врага.

В диверсионную группу попросилась и доброволец-партизанка Анна Рудько. В отряде она одинаково хорошо умела стрелять, кашеварить, перевязывать раны. В состав исполнителей этой операции также вошли Леонид Бессоновский, Иван Владимиров, Зиновий Абакумов, Василий Пукемов, Иван Савин. Все они были настоящими универсалами: умели поставить мины, подорвать рельсы, бесшумно снять часового, стрелять без промаха. С каждым из них Самуйлик не раз бывал в бою, ходил на диверсии и поэтому был уверен, что в любой, самой неожиданной и рискованной ситуации они не подведут.

Самуйлик со своей группой оказался под Любешовом 5 ноября 1942 года. По просьбе партизан местный житель Феликс Репетович ночью написал на красных полотнищах плакаты: «Смерть фашистским оккупантам!», «Да здравствует 25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

По тылам врага

Чуть забрезжил ноябрьский рассвет, как партизаны, уложив в вещмешки написанные лозунги, снялись со стоянки, подобрались бесшумно к железнодорожному полотну неподалеку от полустанка Своротная. На этом месте в засаде они пролежали всю ночь и утро 6 ноября. К одиннадцати утра к полустанку приблизился поезд из 16 вагонов и платформ, в каждом из которых находилась вооруженная охрана. Как только поезд показался из-за поворота, переодетый в форму железнодорожника партизан Леонид Бессоновский, энергично размахивая красным сигнальным флажком, двинулся навстречу приближающемуся железнодорожному составу. Машинист паровоза, заметив тревожные сигналы железнодорожного обходчика, означающие какую-то опасность, резко сбавил ход. Это позволило Юрию Логинову, ухватившемуся за поручни паровоза, подняться в будку машинистов. Паровозная бригада, состоявшая из двух машинистов, местных жителей, беспрекословно подчинилась партизанам. Из вагонов показалась встревоженная охрана, по которой одновременно с обеих сторон железнодорожной дороги ударили партизанские автоматы. Часть полегла под прицельным огнем из засады, остальные охранники разбежались по лесу.

Логинов занял место машиниста, подал сигнал отправления. Так начался сорокакилометровый рейс горстки патриотов, которых впоследствии фашисты окрестили «крупными десантными силами большевиков». Партизаны Абакумов и Савин обошли все захваченные вагоны, переписали награбленное немцами добро и составили соответствующий акт, на котором командир диверсионной группы А.И. Самуйлик красным карандашом наложил резолюцию: «По случаю праздника Октября раздать продукты населению».

Станцию Мохро, где стоял крупный немецкий гарнизон, партизаны пролетели на полном ходу, обстреляв из пулемета и автоматов опешивших от неожиданности гитлеровцев. На одном из полустанков Самуйлик приказал остановиться и подготовить обоз, загрузить его продуктами и доставить в партизанский лагерь. Для сопровождения обоза командир выделил группу во главе с Павлюковцем, знатоком здешних мест и отважным партизанским разведчиком, в составе Анны Рудько, партизан Абакумова, Савина, Пукемова.

На станции Вулька сделали очередную кратковременную остановку, выгрузили остатки продуктов, сняли красный флаг и лозунги. Крестьяне помогли загрузить железнодорожный состав соломой. Бессоновский с зажженным факелом быстро обежал вагоны. Солома моментально воспламенялась, языки пламени пробились к оконным рамам, стали лизать крыши вагонов. В кабине локомотива горящего поезда остался машинист Логинов. Состав набирал скорость, приближаясь к разрушенному мосту через реку Пина. В самый последний момент Логинов выпрыгнул из паровоза, скатившись вниз под откос, и тут же услышал взрыв парового котла, страшный скрежет металла. В условленном месте в урочище Клубок его поджидали боевые товарищи.

Борьба против оккупантов продолжалась, вскоре А.И. Самуйлика назначили командиром партизанского отряда им. С.М.Кирова Брестской области. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, Александр Иванович был награжден орденом Ленина.

После войны более тридцати лет Самуйлик проработал на различных должностях в Каменецком районе, удостоен звания «Почетный гражданин» города Каменца. Умер белорусский Чапай в 1989 году. Благодарные земляки назвали в его честь одну из новых улиц райцентра. Материал о герое-партизане А.И. Самуйлике и легендарной операции бережно собран в историко-краеведческом музее ГУО «Мохровская средняя школа» Ивановского района.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Осенью 1943 года партизаны провели второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт»: было взорвано более 90 тыс. рельсов, свыше 1 тыс. эшелонов, разрушено 72 железнодорожных моста, уничтожено 400 километров телефонно-телеграфных линий.

На Международном кинофестивале в аргентинском Мар-дель-Плата в 1960 году Анне Каменковой была присуждена специальная премия за лучшую детскую роль.

Согласно архивным данным, на 188 объектах столицы саперы сняли и обезвредили 1884 фугаса, 1474 авиабомбы, 294 противотанковых, 859 противопехотных мин, 85 мин-сюрпризов, 622 стандартных трехкилограммовых заряда, большое количество взрывчатых веществ, снарядов, мин и других боеприпасов.

Приходя на кладбище на Радуницу или 9 Мая, я тихо говорю ему: «Спасибо!». За жизнь, за Победу. Я знаю – он слышит… Ветеpaн Великой Отечественной войны, награжденный орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», Владимир Аблажей испытан был судьбой не один раз.