Минску — 950 лет

№17 от 26 апреля 2017 года

Иван Жижель: Величина строительства
Иван Жижель: Величина  строительства

Город живет благодаря людям, которые его восстанавливают, развивают и преображают. Именно таким человеком и был строитель, государственный и политический деятель Иван Матвеевич Жижель. Благодаря его организаторскому таланту и кипучей энергии выросли  десятки промышленных предприятий,  возрождены города и села, возведены  жилые кварталы Минска с его уникальным по красоте главным проспектом.

Родился Иван Матвеевич 16 июня 1904 года в деревне Сыроежки Гродненской области. Когда отец Ивана, который служил на железной дороге путевым обходчиком, умер от тифа, вся тяжесть забот о семье легла на плечи пятнадцатилетнего паренька. Чтобы его приняли на работу на станцию Минск Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги хотя бы чернорабочим, пришлось приписать два лишних года. Лопатой, тяжелым ломом и киркой он очищал железнодорожные пути от снега, льда, потом стал учеником слесаря. Парень брался за любую работу, лишь бы прокормить семью.

В 1922 году по направлению райкома комсомолец Иван Жижель идет учиться в железнодорожное ремесленное училище. Здесь в 1924 году становится коммунистом.

В первой пятилетке партия выдвинула лозунг: «Кадры решают все». Тысячи коммунистов направились в технические вузы, был среди них и Иван Жижель. После окончания института он работал прорабом, а затем был назначен инженером-конструктором  Белгосстроя. С 1938 по 1941 год –  директор Белорусского государственного института промышленного проектирования.

Но началась война, положившая конец мирной жизни. Бомбы посыпались на Минск. Под непрерывной бомбежкой пришлось срочно эвакуировать институт. В июне 1941 года, получив отказ в отправке на фронт (у него, как инженера-строителя, была бронь), Иван Матвеевич с болью в сердце покинул горящий город и добрался до Смоленска, где на призывном пункте отказался от брони и попросился на фронт.

Человеку, который по профессии должен был строить, пришлось разрушать: ставить минные заграждения, наводить переправы. Уже осенью 1941 года под Москвой он командовал ротой понтонно-мостового батальона и через некоторое время удостоен высшей солдатской награды — медали «За отвагу». Позже был награжден орденом Красной Звезды за успешную операцию по минированию подступов к Москве у деревни Акулово.

...В 1944 году после освобождения Беларуси Иван Матвеевич был направлен на работу в Минск. Об отдыхе думать в то время не приходилось. Тысячи минчан по выходным расчищали завалы после бомбардировок. Среди них был и он – Иван Жижель.

«...В годы Великой Отечественной войны жена И. М. Жижеля, Зинаида Семеновна, с трехлетней дочерью Галей осталась в оккупированном Минске. Старший сын Геннадий находился в детском санатории в Железноводске. Долгое время Иван Матвеевич не имел никаких известий о семье. В начале 1942 года нашелся сын — его приютила семья брата жены в Москве. Ходили слухи, что жена и дочь погибли при бомбежке, но бывалый фронтовик этому не верил.

Рано утром 5 июля 1944 года Иван Матвеевич Жижель вернулся в Минск, и семья воссоединилась.

Он сразу приступил к работе заведующего отделом стройматериалов Госплана БССР, затем стал инженером Главного управления промышленного строительства, а с 1951 года Иван Матвеевич возглавил Главное управление по строительству Минска. Теперь вся ответственность за восстановление и развитие города была возложена на него. Проблем было много. Горожанам нужно было жилье, республике — новые учебные заведения, промышленности — новые корпуса заводов и фабрик.

У строителей Минска первоначально был только один башенный кран и несколько экскаваторов. Первую очередь строительства главного проспекта — от Главпочтамта до площади Победы — возводили пять лет. В пригородных урочищах вырастали тракторный, автомобильный заводы, жилые микрорайоны, магазины и школы.

В быстрых темпах восстановительных работ и поистине суворовском натиске строительства за небывало короткий срок сыграли свою роль личные качества Жижеля-руководителя. Известный девиз «каждый знай свой маневр» он постоянно осуществлял на практике и требовал смелых и решительных действий от своих подчиненных любого ранга.  Конкретную задачу получал каждый бульдозерист, каждый шофер, каменщик, инженер...»  (Отрывок из материала правнука Ивана Жижеля Виктора Гутарова «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», опубликованного в газете «Беларус-МТЗ обозрение» в 2010 году).

В 1955 году Иван Матвеевич Жижель назначается министром строительства БССР. Выполняя правительственные задания по строительству таких гигантов, как Гродненский азотно-туковый завод, Солигорский калийный, Полоцкий нефтеперерабатывающий комбинаты, он умело организует работы, добивается досрочного ввода названных объектов в строй действующих, за что в 1964 году удостаивается звания Героя Социалистического Труда. К боевым орденам и медалям прибавились награды за трудовую доблесть – орден Ленина и два ордена «Знак Почета».

Иван Матвеевич был не только крупным организатором производства, талантливым инженером, но и мудрым человеком. Он никогда не забывал, что технический прогресс в отрасли невозможен без серьезного научного задела. Именно поэтому всегда поддерживал развитие строительной науки и людей, ее творящих. В эти годы в строительстве республики был внедрен ряд принципиально новых творческих решений, имеющих союзный приоритет, таких как производство высоконапорных труб, железобетонных и центрифугированных конструкций, строительство заводов и комбинатов крупного панельного домостроения. Министр Жижель был инициатором формирования новых строительных трестов: туда набирали десятки тысяч, как правило, сельских юношей и девушек, которых надо было научить строительной специальности. Во многих городах республики были созданы строительные училища.

На XX и XXII съездах КПБ Иван Матвеевич избирался кандидатом в члены ЦК, на XXI съезде – членом Центральной ревизионной комиссии, на XXIII, XXIV съездах КПБ – членом ЦК.

Ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель Беларуси, министр промышленного строительства БССР, Почетный гражданин Минска, Иван Матвеевич Жижель ушел из жизни в 1982 году.

Через 12 лет в доме на углу улицы Захарова и Войскового переулка, где жил герой, открыли мемориальную доску в его честь. Имя заслуженного строителя Республики Беларусь Ивана Жижеля носит Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Игорь Михайлович отмечает, что не имеет ничего против того, чтобы его песни считали народными, но ему все же хотелось бы, чтобы люди знали авторов слов и музыки тех или иных произведений.

Когда меня представляют, всегда прошу, чтобы обязательно называли почетным гражданином Минска. И стараюсь – как гражданин – соответствовать этому высокому званию».

Генеральный план развития и реконструкции г. Минска и ПДП центра (1982 г.); Дом приемов СМ БССР на Минском водохранилище (1972 г.); Дом литератора (1976 г.); Крытый каток (1976 г.); жилой район Зеленый Луг (1976 г. ); комплекс Института культуры и Института повышения квалификации (ныне Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 1977 г.); международный аэропорт «Минск-2» (1980 г.); комплекс Управления метрополитеном (1984 г.); культурно-деловой центр Москвы в г. Минске (2009 г.) и многие другие.

За строительство Минского метрополитена Виктор Мицкевич удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.