Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



История и современность

№17 от 26 апреля 2017 года

Музей лошадиной силы
Музей лошадиной силы

Интересный факт: бывая в качестве  туристов в зарубежных странах, мы стараемся посетить как можно больше достопримечательностей, узнать историю каждого храма, памятника, сооружения. Но вот в своем городе почему-то дух приключений в нас угасает. То времени нет посетить музей, то откладываем поход на другой раз... А ведь вначале неплохо бы узнать свою родную землю, а уж потом отправляться за впечатлениями в дальние края! Вот и мы отправились в открывшийся недавно Музей минской конки за новыми впечатлениями. А помогла нам ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска Лидия Маркович.

Переступаю порог музея и тут же останавливаюсь: прямо на меня смотрит строгий мужчина, облаченный в одежду прошлого столетия. Потребовалось время, чтобы понять, что это манекен в форме служащего минской конки (управляющего). Браво творцам! Так натурально смогли передать мимику, вены на руках, неровности кожи...

«О, с нашим мужчиной многие здороваются и за билетиками к нему идут. Пора уже ему имя давать», – улыбаясь, сказала кассир музея.

Чтобы описать все предметы в музее, к сожалению, не хватит газетной полосы, да и видеть это надо самим, поэтому остановлюсь лишь на некоторых экспонатах.

Центральный экспонат – реконструкция конного вагона. В него можно зайти и совершить виртуальную поездку по городу. Путешествие в конном вагоне проводит кондуктор-манекен, который встречает гостей с билетиками у ступеней вагона. Во время поездки можно сделать остановку и заглянуть в витрины рубежа XIX-XX веков – магазин «А. М. Левинъ», аптеку Староневича.

– Мы не случайно выбирали именно эти объекты. Они находились по пути следования вагонов. Магазин «А. М. Левинъ» имел достаточно широкий ассортимент товаров. Поэтому нам было легче подобрать предметы, которые пользовались спросом в то время: одежду, обувь, бытовые вещи. Аптека интересна большим количеством аптечной посуды, которую нам подарили горожане, а некоторые пузырьки мы выбрали из археологических раскопок, проводившихся как раз на улице Кирилла и Мефодия, – отметила Лидия Геннадьевна.

Замечаю под ногами (именно под ногами!) еще один экспонат. «Это те фрагменты рельс, по которым ездила когда-то конка. Был вопрос, как их экспонировать. Согласились, что рельсы должны находиться на земле, но никак не быть подвешенными или приставленными. Это уже не то», – пояснила научный сотрудник.

Диорама «Депо Минской конки» представляет структуру конного парка – вагонные сараи, конюшни, лазарет, павильон для пассажиров, кузницу. А если вы снимете телефонную трубку одного из аппаратов, то сможете прослушать новости и пожелания от служащих и горожан прошлого столетия.

Погрузиться в жизнь города губернского периода помогает электронная игра-квест «Маршруты минской конки», по прохождении которой на ваш e-mail придет удостоверение кучера минской конки либо свидетельство посетителя экспозиции.

Тут же в интерьере конторы есть электронная карта Минска. На ней видно, как конка перемещалась по всем четырем линиям – все они находились в центре города.

– Однажды к нам пришли дедушка с бабушкой и внуками. Они все прошли, изучили. Были в музее где-то полтора часа. Нас радует, что они прививают внукам любовь к городу, знакомят с историей, – поделилась своими наблюдениями смотрительница музея.

В музей минской конки часто приезжают гости из других городов Беларуси –  Витебска, Жодино, России – Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска. Есть и туристы, которые проделывают более длинный путь: из Бразилии, к примеру, США, Китая и Великобритании. Многие приходят семьями, а дети от музея просто в восторге! Вдобавок здесь экспонаты можно трогать.

Музей работает почти два месяца. Конечно, это малый срок, чтобы подводить масштабные итоги, но о каких-то значимых результатах уже говорить можно. Ожидалось, что посещаемость не будет маленькой. Главное, что эта экспозиция нравится и привлекает посетителей.

К слову, расположение экспозиции, посвященной первому городскому общественному транспорту Минска в здании по улице Кирилла и Мефодия (бывшая Монастырская), выбрано не случайно – с 1892-го по 1928-й год здесь проходила Центральная линия конных железнодорожных путей.

Еще одним значимым результатом работы экспозиции за месяц стал визит в музей Аллы Малыхиной – внучки одной из служащих минской конной железной дороги. Она пришла через пару дней после открытия, узнав об экспозиции из новостей. И не просто пришла, а принесла с собой фотографию одной из своих бабушек, которая работала кондуктором на минской конке, – Веры Гордевич. «Семья Малыхиных оставила заметный след в истории Минска, если можно так говорить. Сами они выходцы из Гродненской губернии, но во время Первой мировой войны прибыли и осели в Минске. Семья была большая, и две сестры (Надежда и Вера) устроились кондукторами на минскую конку. После того, когда конка была закрыта, а на ее базе создан электрический трамвай, они продолжили свой профессиональный путь уже кондукторами трамвая. Безусловно, мы принесенную нам фотографию увеличим и поместим в экспозицию с аннотацией», – рассказала научный сотрудник.

Лидия Маркович также уверена, что их музей не станет проектом одного месяца или года: «Я думаю, что пользоваться популярностью экспозиция будет долго. Да, важно, что у музея выгодное расположение. Но он еще цепляет посетителей и новизной подачи материала. Здесь существует язык музейных экспонатов, которые логично расположены и увязаны между собой. Благодаря этому и создается наш маленький музейный мир».

Говорить о впечатлениях можно много, но лучше всего заглянуть в книгу отзывов и узнать, какие эмоции остались у посетителей этого замечательного места. «Были приятно удивлены, что в Минске есть такой музей: теплый, уютный, добрый. Окунулись в прошлое столетие. Огромное спасибо! Придем сюда еще обязательно! Людмила и Кирилл (26 марта, 2017 года)». По-моему, такие строки – лучшая награда для тех, кто осуществил этот проект.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В возрасте 103 лет умерла старейшая представительница влиятельного магнатского рода пани Эльжбета Радзивилл, дочь предпоследнего владельца Несвижского замка. Для нее главная достопримечательность Беларуси была родным домом. Корреспондент «7 дней» узнала, какой Эльжбету помнят в Несвиже и кому княжна доверила опекать фамильную усыпальницу.

В начале 30-х руководство БССР всерьез задумалось о переносе столицы. Альтернативой Минску стал Могилев.  Окончательный срок переноса столицы был определен 20 апреля 1939 года: ноябрь 1939-го. Но несмотря на начавшиеся действия, областной город не поменял статус.  Рассказываем, почему партийные чины отказались от своей задумки, во сколько бы советскому бюджету обошелся этот «переезд»
и каким бы был столичный Могилев.

В небольшом райцентре Докшицы, где живет меньше 7 тысяч человек, можно найти кладбища сразу четырех конфессий: православное, католическое, иудейское и мусульманское. Мы побывали на каждом и узнали, в чем причина такого необычного ист


Что связывает Беларусь с освоением космических просторов? В первую очередь, летчики-космонавты, уроженцы нашей страны: Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий. Мы побывали на малой родине Героя Советского Союза  Владимира Коваленка, который трижды летал в космос. В общей сложности он провел на орбите 216 суток, в том числе два часа – в открытом космосе.