Взгляд

№16 от 19 апреля 2017 года

«Согрешить» милосердием
«Согрешить» милосердием

Подать или не подать, пройти мимо или остановиться, посмотреть в глаза просящему или отвести взор; какая бывает милостыня и чем руководствоваться, подавая ее, — об этом и многом другом беседуем с насельником Свято-Никольского мужкого монастыря в Гомеле игуменом Феодоритом.

— Отец Феодорит, почему люди за милостыней идут к стенам храмов?

— Нужно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказанные им в Евангелии: «Просящему у тебя дай». Поэтому люди немощные, нищие, нуждающиеся в помощи приходят именно сюда, к стенам храма, зная об этой заповеди, зная, что Господь Иисус Христос учил своих последователей милосердию. И они ждут, что христиане откликнутся на их нужду, помогут им в чем-то.

— Кому стоит подавать милостыню?

— В деле милосердия, как и в любой другой добродетели, необходимо проявлять рассуждение. Само по себе рассуждение — это уже христианская добродетель, важность которой особо подчеркивал великий начальник монашества — преподобный Антоний. Поэтому когда мы встречаемся с человеком, который что-то у нас просит, с нищими, стоящими у ворот церкви, думаю, что нам нужно руководствоваться следующим правилом: наша милостыня не должна навредить человеку. Потому что в положении просящих могут оказаться очень разные люди, имеющие различные причины для своих просьб.

Есть действительно те, кто попал в беду и им нужна помощь, есть люди, которые сделали для себя такой образ дохода профессиональным; а есть и такие, кто ввиду каких-то своих вредных привычек (чаще всего алкоголизма или наркомании) ведет асоциальный образ жизни и просит деньги прежде всего чтобы удовлетворить эти свои страсти. Нужно подходить к каждому такому случаю индивидуально, проявляя мудрость. Нет общего правила для всех. Хотя некие принципы, которые необходимо соблюдать всегда,  существуют, и один из них, о котором я уже упомянул, — не навредить. Вот если, скажем, по внешнему облику человека, по его состоянию видно, что он употребит наше подаяние на покупку спиртного и тем самым навредит своему здоровью, милостыню лучше не подавать или, например, дать ее не деньгами, а продуктами. Совсем не помочь человеку, который живет на улице, которому действительно нечего есть, негде жить, будет неправильно. Поэтому помочь ему продуктами — это вполне разумно.

С другой стороны, милостыня бывает разной. Можно, например, подать копеечку, булочку, идя в церковь, — это одно, но есть, например, люди, которые идут, скажем, в детский дом и усыновляют сироту. И всю свою жизнь, все свое время отдают этому человеку. Это уже совершенно иное. Есть такие, кто помогает тем же нищим, стоящим возле храма, например, восстановить паспорт, устроить на работу, обустроить жилье и т.п. Хотя, к сожалению, часто мы встречаемся с таким положением, что бездомным такая помощь не нужна. Люди без определенного места жительства обычно сами выбирают такую жизнь, она им нравится и они не хотят ничего менять. Но это, опять же, не про всех.

— Как в вашем монастыре относятся к оказанию помощи просящим?

— Если люди приходят  в монастырь и просят помощи именно у монастыря, у нас существует неписаное правило: мы даем всегда какую-то работу во благо обители. Такой подход сразу отсеивает любителей легкого хлеба. Оставшиеся все-таки берутся за работу, после чего получают от монастыря помощь или продуктами, или денежными средствами. Такой подход мы для себя избрали и ему следуем.

— А есть ли люди, которым монастырь помог и в дальнейшем это послужило для них толчком к возвращению к нормальной, полноценной жизни?

— У нас, конечно, были попытки возвратить человека к нормальной жизни, но положительных результатов, к сожалению, не получилось. Через какое-то время люди все равно скатывались туда, откуда пытались выбраться. Пагубные привычки оказывались сильнее их воли. Хотя я уверен, что бывает и по-другому, и даже знаю таких людей, которые смогли в корне изменить жизнь после того, как встретили на своем пути отзывчивого, небезразличного к чужой беде человека.

— Был свидетелем такой ситуации: в продуктовом магазине старушка подходила к стоявшим в очереди людям и просила купить ей пачку творога. Как удалось услышать из разговоров продавцов, делает она это ежедневно. Подскажите, как лучше поступить в данном случае?

— Если есть время и желание, можно детально разобраться в данной ситуации, поговорив со старушкой; если нет, то лучше «согрешить» милосердием. Многие святые, надо сказать, придерживались такого правила: они подавали всем, кто бы у них ни попросил. Известно житие антиохийского патриарха Иоанна Милостивого, который отличался великим милосердием и подавал без разбора всем. Отец Иоанн Кронштадтский тоже отличался таким подходом к просящим. Другие же по-другому к этому вопросу относятся, поэтому я бы посоветовал прислушиваться к совести. Но, опять же, лучше лишний раз оказать милосердие, чем поскупиться.

— Со мной в доме живет любитель выпить. Естественно, денег у него никогда не бывает и при случайных встречах он начинает их навязчиво просить у меня. Зачастую приходится дать пару копеек, только чтобы он отстал. Но это, конечно, решение лишь до следующей незапланированной встречи. Что бы вы посоветовали делать в таких случаях?

— Если вы на сто процентов уверены, что ваши деньги уходят на злое дело, то не стоит потакать таким просьбам. Но делать это без скандалов и оскорблений, без каких-то унижений и упреков. Просто спокойно и обстоятельно все обсудите с ним, объясните. Если он не поймет с первого раза, спокойно растолкуйте еще столько раз, сколько нужно, при этом проявляя к собеседнику уважение. Потому что милостыней являются не только материальные средства и советы, но и наше доброе отношение к человеку, наше слово доброе. Можно доставать из кошелька рублик, давать человеку, но при этом осуждая его внутренне, а может, и внешне, показывая свое презрение, пренебрежение к нему, осыпая его укорами, в общем, унижая его. Господь разве примет такую милостыню? Нет, конечно. Поэтому христианское, доброе отношение к человеку — это основополагающий принцип при подаче милостыни. И вот это доброе отношение тоже будет являться милосердием. Тем видом милосердия, которое позволит нам безгранично  расширить пределы нашей благотворительности. Ведь если мы по-настоящему научимся любить людей так, как это заповедал нам Христос, научимся любить всех: и близких, и дальних, и друзей, и врагов, то человек при каждой встрече с нами будет получать в дар от нас частичку тепла, любви и света нашего сердца. А это для многих дороже всех материальных богатств.

Максим ШЕСТАКОВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Финансирование аграрной отрасли можно усилить за счет внебюджетных средств.

То, что Европа самая гуманная и цивилизованная, а остальной мир – варвары, – очередной миф, раскручиваемый средствами массовой информации. Все мировые войны разжигала Европа!

В изрядной степени я – советский человек, потому что привык, что мое – это не только Россия и Беларусь, но еще и Кавказ, Закавказье, Казахстан, которые я очень люблю.

«Мы переживаем самый большой кризис в истории человечества. Вижу, что в этот зал сегодня пришло много молодежи. И я боюсь, что вы на своем веку увидите все, о чем я буду сегодня говорить», — такими словами начал свое обращение к публике один из самых известных итальянских журналистов, политолог, писатель и общественный деятель Джульетто Кьеза, приехавший в Минск по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3».