Культпоход

№16 от 19 апреля 2017 года

Космос. Снаружи и внутри
Космос. Снаружи и внутри

Признаюсь честно, смотреть ленту «Время первых»  пошла вовсе не потому, что интересуюсь «звездно-скафандровой» тематикой. Я откровенно скучала на «Гравитации», на которую сходила с друзьями. Да и «Интерстеллар» как-то не зацепил. Хотя фильмы сильные, безусловно. И уж тем более я не ждала от российского кинематографа чего-то выдающегося с космической идеей: ну как им за Голливудом угнаться, где такие киноглыбы ваяют... Вероятно, увижу очередной шедевр в стиле «ура, мы патриоты!».

Так вот, этот кинопродукт продюсера Тимура Бекмамбетова меня заинтересовал в первую (и во вторую, и в третью!) очередь из-за участия актера Евгения Миронова, талантом которого искренне восхищаюсь и безмерно уважаю за искусство перевоплощаться на «молекулярном» уровне.

И? И почти за два с половиной часа «Время первых» заставило меня вспомнить, черт возьми, в какие времена великой державы я родилась!  Державу эту можно ругать на чем свет стоит, «совчиной» обзывать, вспоминать кучу негативных моментов, но люди, которые жили в то время, действительно могли жертвовать собой во имя идеи! Ладно, еще эмоций чуть позже.

В двух словах – о чем фильм, собственно. 1960-е. Разгар холодной войны. Два супергосударства, СССР и США, бьются за первенство в космической гонке. Пока Советский Союз впереди, на очереди – выход человека в открытый космос. Условно говоря, каким же флагом – звездно-полосатым или огненно-красным – будет размахивать первый человек за пределами родного корабля? Ответ на этот вопрос дают космонавты Алексей Леонов (Евгений Миронов) и Павел Беляев (Константин Хабенский).

Несмотря на все сложности при создании картины, в том числе смену режиссера почти на половине пройденного пути – над проектом работали в разное время Юрий Быков и Дмитрий Киселев, – перед творческой группой смело можно снимать шляпу. Более того, в финале мне просто хотелось встать и рукоплескать, настолько сильной была эмоциональная подпитка от «Времени первых». Буквально на разрыв аорты! И при этом фильм абсолютно не претендует на слезоточивый псевдопатриотичный фьюжн из неудачно подобранных «ингредиентов», топорно смикшированный неумелой рукой. Наоборот! Минимум слащавой патетики, максимум суровой реалистичности. И не гротескные образы-монументы советских космонавтов, а жизнь обыкновенных людей.

Я не могу сказать, что старательно посещаю абсолютно все российские кинопремьеры, но из того, что видела, – это лучшее. Добротнейший сценарий, в котором не провисает действие. Удачный сплав многожанровости:  и триллер, и мелодрама, и фильм-катастрофа, и драма, и притча. Потрясающая работа актеров старой советской школы, в том числе Владимира Ильина, который сыграл Сергея Королева, главного основоположника практической космонавтики СССР. Спецэффекты, которых можно не стыдиться даже на международных фестивалях, мастерство художников-постановщиков, высококлассная операторская работа. Безупречные макеты и модели, технически точнейшие детали космической машинерии того времени, трепетно до малозаметных мелочей реконструированный быт 1960-х.

И главное – дыхание!.. Космоса и человека. Оно чувствовалось даже сквозь экран.

Алексей Леонов после просмотра фильма: «Только теперь я понял, насколько это было страшно».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Авторские фильмы ужасов — крайне редкие гости в нашем кинопрокате, но тем интересней их смотреть. В этом году в жанре «хоррор» ярко выделяются «Реинкарнация», лента дебютанта Ари Астера, фильм, удостоенный оваций стоя

У вас часто бывает ощущение: как же хорошо, что именно сейчас, в эту минуту я здесь? Ни там, ни вот там, а именно тут.

В понедельник, 26 ноября, на 78 году жизни в Риме скончался Бернардо Бертолуччи, самый младший из плеяды титанов итальянского кино.

Часто ли мы в последнее время видели достойные киноальманахи? Вопрос риторический.