150 золотых маршрутов моей Беларуси

№14 от 05 апреля 2017 года

СЛОНИМ
СЛОНИМ

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В живописном уголке Беларуси, в верховьях Немана, на реке Щара, там, где в нее впадает река Исса, около восьми столетий назад возник город Слоним. Это один из древнейших и красивейших городов нашей земли с богатой и славной историей. По археологическим данным, укрепленное селение на территории современного города могло возникнуть в 1036 году. По письменным источникам (Ипатьевская летопись), впервые Слоним упоминается в 1252-м как Услоним, Вслоним (вероятно, от старославянского «услона», «вслона» —  барьер, укрепление). В конце XIII столетия город вошел в состав Великого Княжества Литовского. Еще в начале XV века Слоним был внушительным военным укреплением. Не случайно Слонимская хоругвь (полк) принимала участие в Грюнвальдской битве (1410), итогом которой стал разгром крестоносцев. В 1531 году город получил Магдебургское право. Расцвет Слонима пришелся на вторую половину XVIII столетия  и связан с деятельностью великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского (1728−1800). Слоним XVIII века современники называли полесскими Афинами, а что наши современники могут найти для себя интересного в этом городе, узнаем, отправившись в путешествие. 

Альбертин


На окраине Слонима расположен усадебный комплекс Альбертин.  Возведена была усадьба Войцехом Пусловским и названа в честь трагически погибшего сына.  Первоначально усадебный комплекс состоял из трех зданий: зимнего, праздничного и летнего дворцов. Кроме этого, на территории находились подсобные помещения, где жила прислуга, коптильни, маслобойня, конюшня и прочие хозпостройки.

Зимний дворец сохранился до наших дней в практически неизменном виде. Праздничный дворец также уцелел, претерпев лишь минимальные перестройки (например, была изменена форма окон). Безусловным украшением дворца являются скульптуры львов на входе: спящего и рычащего. Летний дворец, к сожалению, не сохранился. Однако в 2005 году на его фундаменте был возведен молодежный центр с гостиницей.

Деревня Савичи


По дороге из деревни Большие Шиловичи на Савичи можно увидеть красивый каменный крест со следами от пуль.

Слоним


Костел Святого Андрея был построен в городе в 1775 году в стиле позднего виленского барокко. Особенность храма в том, что его башни повернуты на 45 градусов. Костел был закрыт после восстания 1830–1831 годов. Храм сильно пострадал во время Первой мировой войны. Но в 1925 году, когда Слоним входил в состав Польши, по инициативе местного ксендза святыня была отреставрирована. После Великой Отечественной в изысканном Андреевском костеле солили огурцы, там располагался склад солений. Храм был возвращен католической общине лишь в 1990 году.

Костел Непорочного Зачатия Девы Марии был отстроен в камне к 1670 году и обращен к улице алтарем. Художественную ценность ему придают семь алтарей, амвон и исповедальня, мастерски исполненные в стиле рококо по эскизам знаменитого виленского архитектора Иоганна Глаубица. Приставленная вплотную к западному фасаду костела трехъярусная колокольня соединена с монастырским корпусом, который был пристроен к храму лишь в 1760-х годах.
Преображенская церковь появилась в Слониме еще в XVI веке, но в 1832 году полностью сгорела во время сильного пожара. В те времена белорусские земли уже входили в состав Российской империи, и было решено возродить православный храм в соседнем, католическом. До того как здание было передано Спасо-Преображенскому собору, здесь размещался костел Божьего Тела монастыря каноников латеранских. После передачи костела православной конфессии святыня сохранила свою прежнюю структуру, «украсившись» минимумом псевдорусского декора. Но для большей убедительности перед храмом возвели трехъярусную колокольню с шатром и луковичной главкой. В 1963-м храм, уже сильно разрушенный во время войны, взорвали. В 1994 году началось строительство новой церкви, по формам напоминающей прежнюю. Сейчас величественная православная святыня наряду с храмами других конфессий украшает центр города.

Есть в городе и ратуша XVIII века. На ней нет традиционной башни, и сейчас это помещение занимает библиотека. В городе можно увидеть архитектурный ансамбль монастыря бернардинцев. Его образуют примыкающие друг к другу здания костела (ныне Свято-Троицкая церковь) и жилые корпуса. Деревянный храм в 1645 году стал каменным, в стиле барокко.

Слонимская синагога была возведена в 1642 году еврейской общиной. Квадратное кирпичное сооружение под высокой крышей являлось главным архитектурным объектом старой торговой площади. Частично в ней сохранились фрески и лепнина. Сейчас здание не используется.

Сохранились в городе и железнодорожный вокзал в стиле модерн (1922), здание банка (1905), рядовая застройка начала XX века. Часовня Святого Доминика была построена в 1745 году в западной части Слонима и когда-то означала его границу. Возведена она на месте доминиканского монастыря, сожженного в 1848 году.

Большие Шиловичи


Церковь в деревне была возведена из кирпича и бутового камня в первой половине ХIX века (1818) в стиле классицизма. Архитектура храма Казанской иконы Божьей Матери очень сдержанна. А вот вставленная в ограду — намеренно не по центру — двухъярусная колокольня, тоже с куполом, который увенчан маковкой, не в пример церкви, богато украшена классицистическим декором. Возведена она была в 1822 году. В деревне также сохранилось здание спиртзавода Пусловских  (1903).

Деревянчицы 


В бывшей усадьбе Орд сохранилось красивое здание часовни-усыпальницы, построенное здесь в 1852 году. Заезжать к часовне лучше всего с дороги, ведущей на Новодевядковичи, через деревню Братово. В деревне от всей помещичьей усадьбы уцелела  лишь хозпостройка XIX века.

Якимовичи


Рядом с деревней находится чудо природы – уникальный камень Альбертинский. Этот гость попал сюда из Скандинавии в первом тысячелетии до нашей эры. Как говорит предание, однажды граф Пусловский возвращался к себе домой, но в дороге его настигла сильная гроза. Рядом с дорогой лежал огромный камень, за который граф решил спрятаться от разбушевавшейся стихии. И как раз в этот момент в камень ударила молния, расколов его надвое. В знак того, что камень сохранил ему жизнь, граф приказал поставить рядом с ним крест, который до наших дней не сохранился.

Сегодня камень часто навещают влюбленные пары, и местные жители его называют камнем влюбленных.

Жировичи


Здесь находится самый известный крупнейший православный мужской монастырь Беларуси. Основан он был в 1470 году. Согласно преданиям, на месте будущей обители была чудесным образом явлена икона Пресвятой Богородицы. Для нее возвели деревянный храм, сгоревший в 1520-м. Вскоре казавшаяся уничтоженной икона снова явилась людям.  Святыню поместили в новый храм, вокруг которого впоследствии и возник Жировичский монастырь. В 1609 году обитель на 220 лет перешла к униатам. Тут появляются Успенский собор (1650), построенный в стиле барокко и классицизма, Богоявленская (1676) и Крестовоздвиженская церкви (1776), возведенные в стиле виленского барокко, жилые корпуса, здание семинарии (1710) и хозяйственные постройки. Однако после падения Речи Посполитой слава монастыря угасла. В 1828 году тут была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения унии. Базилиане покидают Жировичи — сюда прибывают православные монахи. В Первую мировую войну имущество и архив монастыря были вывезены в Россию, а икона Божьей Матери Жировичской оказалась в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) в Москве. Лишь в начале 1920-х годов святыня вернулась на родину.


На старом кладбище на высоком холме недалеко от монастыря стоит Георгиевская церковь XVIII века. Храм — образец простой архитектуры с чертами барокко.

Легенда от автора проекта

Спаситель зайцев

Засев в луже, с трудом из нее выбравшись, тут же застряли в следующей. Обидно было, что терялось драгоценное время. Нам в этот день еще надо было посмотреть четыре масштабных объекта. Но становилось понятно, что своими силами машину из глубокой колеи не достать и придется звать подмогу. Мы и пошли напрямик через поле, отведенное под выпас скота, до ближайшей деревни, чтобы попросить трактор.

Вначале шли в гору, обогнули небольшой лесок, за которым в низине виднелись заборы и крыши домов деревни. И тут у нас из-под ног выпрыгнуло несколько серых комочков. Зайцы! И мы, как малые дети, стали их ловить. Зверьки, хоть и маленькие, оказались шустрее нас. Но мы вошли в азарт: что,  вдвоем не поймаем хоть одного зайчонка?! Наверное, смешно смотрелось со стороны, как двое взрослых дядек, пригнувшись, хаотично бегают по полю… И вдруг как из-под земли — огромный валун. Зайчата спрятались за него. А мы с двух сторон тихонечко стали камень обходить с уверенностью, что поймаем, наконец, ушастых. Но они как провалились. Немного потоптавшись возле камня, разочарованные, мы поплелись к деревне…

Говорливый нам попался тракторист: шутил все да анекдоты рассказывал. И мы ему тоже рассказали, как ловили недавно зайчат на поле, как они неожиданно словно растворились у камня. Весельчак наш посерьезнел и ошарашил своими словами: «Спрятал камень зайчат. И думать нечего — спрятал». Поначалу мы и не знали, что сказать, но, посчитав это за очередную шутку нашего нового знакомого, все тоже свели к шутке. Мол, надо было нам смотреть внимательнее — охотники вышли из нас никакие.

— Я говорю, спрятал камень зайчат и все тут! — еще серьезнее произнес наш знакомый. — Вы же не здешние и вам откуда знать про камень наш.

Вот, стало быть, как дело повернулось. Мы случайно, можно сказать, наткнулись на еще одну, возможно, очень интересную легенду. Уговаривать парня рассказать о камне долго не пришлось. И вот что мы узнали.

Старожилы уверяли: еще от дедов слышали, что этот камень из-под земли неожиданно появился. После долгих затяжных дождей вдруг люди обнаружили на поле возле деревни валун. Еще помнят они, что перед посевной каждый год старики к камню ходили. Читали заклинания, зерно на его бока сыпали, молоко да мед проливали — так просили у камня урожайного года.

И вот уже в советское время решили дорогу на деревню расширять, песком посыпать. Посмотрели в управлении, что камень им будет мешать, и решили его взорвать, а то, что от него останется, уложить потом на дорогу. Завезли динамит. «Завтра поутру и рванем», радостно оповестили об этом деревенские активисты.

Продолжение следует.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.