Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Наука и образование

№4 от 25 января 2017 года

В ответе за тех, кого обучили
В ответе за тех, кого обучили

Игорь Котляров,
директор Института социологии НАН Беларуси,
доктор социологических наук, профессор


Студенты, родители и работодатели до недавнего времени были довольны качеством образования. Однако, как оказалось, сегодня работодатели хотят получить более профессионального специалиста и не тратить время на его «доработку».
Это с одной стороны. С другой —  выпускники вызов, колледжей желают найти престижную, высокооплачиваемую работу. Таким образом, обострилось огромное количество проблем, которые необходимо было давно решить, но Министерством образования ничего не было не сделано.
Одной из проблем является эффективность работы белорусских вузов. Как показывают социологические исследования, некоторые из них работают если не вхолостую, то существенно пробуксовывают. Мы задавали своим респондентам вопрос: «Работаете ли вы по специальности, полученной в профессиональном учебном заведении?» и получили довольно неожиданные результаты (рис. 1).
Почему так происходит? Почему только каждый второй работает по полученной специальности? В стране, например, не хватает социологов. В нашем институте существует явный дефицит высококвалифицированных кадров. В то же время в Беларуси работает несколько кафедр, которые готовят социологов. Куда идут работать их выпускники?
На этот вопрос мы попытались ответить социологическими методами. Респондентам был задан вопрос: «Почему вы не работаете по специальности?». Вот здесь ответы оказались предсказуемыми (рис. 2). Большинство неработающих по специальности просто-напросто не смогли найти работу. Это, как показывает анализ, экономисты, юристы, бухгалтеры. Их явный перебор в стране, и с каждым годом число растет  — вузы продолжают штамповать и штамповать.
Отсюда вытекает еще один вывод, который подсказали нам респонденты: вузы и колледжи должны отвечать за своих выпускников, «за тех, кого они приручили», прослеживать их жизненный путь, при необходимости приглашать на переподготовку. Сегодня ничего подобного не происходит. О выпускниках забывают очень быстро, а в частных учебных заведениях — практически сразу же после вручения диплома.
Сегодня абитуриенты имеют огромное желание получить диплом о высшем образовании. Это, в принципе, хорошо. Однако, даже имея невысокий балл по ЦТ, дети вместе с родителями вычисляют непопулярные специальности, на которые небольшой конкурс и есть реальная возможность поступить, и подают туда документы. Таким образом, основным критерием выбора специальности является не будущая профессия, а проходной балл и, как результат, диплом о высшем образовании.
Образование как важный неэкономический фактор роста производительности труда в долгу перед белорусским государством. Учитывая то, что с 2017 года абитуриенты могут сдавать ЦТ по четырем предметам, надеемся, что это будет способствовать тому, что выпускники станут работать по полученным специальностям.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Почему премию за открытие черных дыр вручают сейчас, когда об их существовании говорят уже много лет? 

В 2017 году в среднюю школу №1 имени А.Р. Соловья городского поселка Октябрьский по распределению приехали сразу пять молодых специалистов – почти четверть педагогического коллектива.

Заветную «сотню» на централизованном тестировании в этом году получили 323 человека.

1 сентября по предварительным данным за парты должны сесть 2 тыс. 477 юных жителей Ивьевщины.