Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Тема номера
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Давайте обсудим
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№52 от 28 декабря 2016 года

Дубой
Дубой

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Осенью 15 ноября 1182 года шестилетняя девчонка Анна посла овец. Видит, что что-то светится в траве. Побежала посмотреть, а это крест на солнце сверкает, а на нем Божья Матерь изображена. Взяла она крестик, отнесла домой и спрятала, а сама побежала опять овец пасти. Смотрит — а крест на том же месте блестит опять. Снова понесла крест домой. Опять положила его в коробочку и спрятала. В дом вошел отец. Хотела девочка показать ему свою находку, глядь — а креста не месте нет.  Пошли они вместе с отцом на то место, где она его нашла. Крест там висит и светится удивительным светом...

Местные жители решили строить на месте появления креста храм, в котором поместили крестик. Церковь была освящена во имя Введения Богородицы в храм.

Люди, которые молились у этого образа, излечивались, так и стали ее называть — Купятичская чудодейственная икона Божьей Матери. Но когда татары-кочевники напали на Купятичи, чуда не произошло: сожгли всю деревню и церковь…

Через несколько лет в деревню пришел паломник. Когда он проходил мимо пепелища храма, то заметил, что там что-то светится. Позвал людей из деревни, и они увидели, что их чудодейственная икона лежит нетронутая огнем. Жители Купятичей второй раз построили на этом месте церковь.

В 1519 году Сигизмунд Старый дарит эти земли жене. А она передает деревню войту Григорию Войне. С того времени Купятичи становятся родовой собственностью рода Война. Когда умер Григорий, то Купятичи отошли к его жене Апполонии, которая была из рода Воловичей. Она была женщина очень набожная и решила основать здесь православный монастырь.

В 1628 году она едет в Виленский Свято-Духов моностырь, просит монахов о помощи.Из столицы княжества в Купятичи прибывают 30 православных монахов. Апполония отдает деревню со всеми землями монастырю и выделяет деньги на строительство. В 1630 году в Купятичах появился православный мужской монастырь.

В 1817 году монастырь закрыли. Церковь стала приходской и захирела. Новую церковь поставили уже 1894 году и назвали ее в честь святого Николая Чудотворца. Чудотворная икона еще в 1655 году была отдана в Киевский Софийский собор. В купятичской церкви сейчас находится ее копия. Но некоторые местные жители утверждают, что монахи сделали копию и отдали ее в Киев, а настоящая икона находится в Купятичах.

Едем в Пинский район Брестской области смотреть на места, где явилось людям чудо…

Деревня Берёзовичи


Удачный пример архитектуры народного зодчества. Основной объем, а это молитвенный зал, церкви окружен апсидой и притвором, над ними возвышается колокольня. Построен храм в 1878 году.

Агрогородок Бродница


В 1865 году в стиле народного зодчества здесь была построена Крестовоздвиженская церковь. В храме хранится особо почитаемая икона Божьей Матери, написанная в 1712 году. В 1865-м икона получает новый богатый оклад.

Деревня Дубой


Имение Дубае (так оно раньше называлось) принадлежало иезуитам с середины XVII до конца XVIII столетия. И поскольку в Пинске был иезуитский коллегиум, то Дубае они превратили в свою летнюю резиденцию. Иезуиты открыли школу для детей-сирот, разбили парк, начали строить на искусственном острове часовню Воздвижения Святого Креста (1832). Построили ее в стиле барокко, и с тех самых пор она внешне практически не изменилась. От имения Куженецких, которые владели землями с XVIII столетия, сохранились брама, жилой дом, хозпостройки.

В стиле классицизма из кирпича в 1811 году в деревне была построена церковь Рождества Богородицы.


Во время Первой мировой войны здесь шли бои, Дубой несколько раз переходила из рук в руки. Погибло множество немецких и российских солдат. Местные жители собирали их тела и хоронили в старом иезуитском парке, где и по сей день русские солдаты лежат рядом с немецкими — перед Богом все равны.

Деревня Заполье


Имение упоминается с 1488 года. Принадлежало Тишковичам, Вишневецким, Друцким-Любецким, Пусловским. Последний владелец Марьян Стефан Вандлин построил здесь скромный усадебный дом в начале XX века. Он сохранился до сих пор. Но стоит поторопиться на него посмотреть. Вокруг него и старинного усадебного парка ведется современная застройка без соблюдения охранных зон. Усадебный дом отдан под жилье и без должного досмотра разрушается. А сам парк вокруг него захламлен и неухожен.

Деревня Вороцевичи


По одному из типовых проектов здесь в 1869 году построен православный храм. Крестовоздвиженская церковь возведена в ретроспективно-русском стиле.

Деревня Вороцевичи — родина знаменитого художника, прекрасного пианиста и композитора Наполеона Орды. В деревне восстанавливается деревянный усадебный дом Орд и действует музей художника.

Поселок Садовый


Церковь Параскевы Пятницы возведена в 1788 году. Капитально отремонтирована была в 1863-м. Храм — памятник традиционного народного творчества.

Город Иваново


Иваново известно с XIV века как деревня Порхово. В 1423 году Великий князь Витовт подарил эту деревню с прилегающими к ней землями кафедральному собору в Луцке. А в 1465-м епископ Ян Ласкович переименовал этот населенный пункт в Янов. Луцкие епископы сделали Янов своей второй резиденцией. Благоденствие и процветание местечка было нарушено пожаром 1575 года, который уничтожил почти все, созданное десятилетиями упорного труда. Но Янов постепенно возродился. Городок и его окрестности в разные времена принадлежали польским королям, а затем Шуйским, Ожешкам, Дмуковским.

Центральную площадь города украшает Троицкий костел, построенный из кирпича в неороманском стиле в
1908 году. С 1950 по 1989 год храм был закрыт. Напротив костела в ретроспективно-русском стиле стоит Покровская церковь, возведенная в 1901 году из кирпича. Здесь же в сквере установлен памятник Наполеону Орде. В городе сохранилась рядовая застройка XIX века.

Деревня Купятичи


В начале XV века Купятичи упоминаются как крупное поселение на этих землях. В XVII веке здесь строится деревянный мужской монастырь. Сегодня в этой деревне мы можем увидеть только деревянную церковь святого Николая Чудотворца, построенную в 1894 году. Возведена она в стиле народного зодчества. Небольшая по размеру и скромная декором эта святыня тем не менее является украшением деревни.

Деревня Огово


Бывший фольварк имения Дубое пинских иезуитов. Сегодня эта деревня известна всей Беларуси тем, что здесь изготавливают расписные сундуки, украшенные особыми солярными узорами. В деревне сохранилось добротное строение жилого усадебного дома, построенного в 1879 году.

Легенда от автора проекта

Постоялый двор

Жители ближайшей деревни вспоминают, как старожилы рассказывали, что уже до Первой мировой войны этот постоялый двор был оставлен людьми. А почему? Вот об этом мы и хотим вам рассказать.

Стоял этот двор рядом с широким трактом, соединяющим Европу с Речью Посполитой. Поэтому путников, спешащих по делам своим, было здесь предостаточно.

В одном из помещений постоялого двора его хозяин организовал комнату для игры в карты. А так как путешественники бывали и состоятельные, то постояльцы проигрывали здесь и выигрывали суммы немалые.

И вот однажды, зимой дело было, ко двору постоялому подъехали сани. А на них извозчик да пассажир. Он оказался военным — бравым гусаром. Ему сразу подали горячий ужин, выделили комнату с натопленной печью. Гусару помимо теплого приема хозяин двора предложил долгий зимний вечер скоротать за карточным столом. Предложение гость с удовольствием принял.

И тут события приобретают неожиданный и трагический поворот…

Служанка молоденькая работала на этом дворе. Гусар после сытного ужина хотел было спуститься в комнату для игры, но к нему вбежала эта девушка. Что побудило ее сделать этот шаг? Скорее всего, гусар ей просто понравился. Закрыв за собой дверь, она шепотом скороговоркой стала говорить постояльцу такое, от чего у него кровь застыла в жилах.

— Уж если собрались играть, не выигрывайте, — умоляла она. — Не выигрывайте. А если выиграете, не ночуйте в этой комнате. — На предыдущем постоялом дворе вы играли? — спросила она. — Возможно, даже выиграли. А еще… Вы сменили кучера?

Гусар подтвердил, что да, он играл и прилично выиграл, а кучер его внезапно залег с горячкой. Этот возница подвернулся ему под руку.

— Они заодно с моим хозяином, — шептала девушка. — Выигравших большие деньги, что заехали к нам, они заселяют в эту комнату. В ней есть потайной ход из шкафа в углу. Ночью, когда постоялец засыпает, хозяин сюда приходит через него и грабит, и убивает несчастных. А тела их закапывают в саду.

Гусар отправляет служанку прочь, а сам все же идет в игральную комнату.

Проиграв совсем немного, он настаивает, чтобы с ним сыграл хозяин двора. После настоятельных уговоров тот соглашается. К середине ночи гусар проигрывает ему немалую сумму и уходит спать. С двумя заряженными пистолетами он лежит до утра, не смыкая глаз. А как только светает, велит закладывать лошадей.

Сидя уже в санях, зовет гусар к себе хозяина двора.

— Поздравляю, — говорит гусар хозяину, — вам вчера повезло. От услуг вашего кучера я отказываюсь, до следующей станции поеду один. За лошадей даю залог. И еще, — сказал он, садясь на место кучера, — в моей комнате сильный сквозняк. Сквозняк прямо из вашего сада воздухом затхлым. И ночевать там неприятно, я бы сказал, даже опасно.

При этих словах хозяин сильно побледнел.

— Я, знаете, непременно вернусь к вам еще.

— Отыграться? — спросил до смерти перепуганный хозяин.

Гусар, ничего не ответив, хлестнул лошадей.

После этого владелец постоялого двора как обезумел: дела все забросил. И нашли его однажды в конюшне — повесился. Видно, жить в ожидании разоблачения было для него гораздо страшней самой смерти.

Сказывали еще, что у постоялого двора видели блуждающего призрака — и на том свете не было покоя преступнику.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.