Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Тема номера
>>>



Наука и образование

№48 от 30 ноября 2016 года

Первый народный учитель
Первый народный учитель

Наш корреспондент встретился с первым народным учителем Беларуси Валерием Васильевичем Барашковым, который поделился своими эмоциями и секретами мастерства.

— Валерий Васильевич, когда вы поняли, что ваше призвание — быть педагогом?

— Наверное, когда учился в школе №2 в Чаусах. У нас было много хороших преподавателей, и я был восхищен многими, но больше всех на мой выбор жизненного пути повлияла учитель математики Диана Константиновна Алейникова. Если бы не она, мне трудно даже представить, как бы сложилась моя дальнейшая судьба. Мы с ней до сих пор общаемся. Она меня также поздравила по телефону, произнесла очень много теплых слов, я даже прослезился. Поэтому сегодня с уверенностью могу сказать, что я счастливый человек. И рад, что именно так сложилась моя судьба.

— В вашей трудовой биографии есть период работы в филиале Института физики АН БССР. Не жалели, что не сделали карьеру ученого?

— Карьера, может быть, и сложилась бы, но отработав два года в филиале Института физики, я уехал работать в Осиновскую среднюю школу Чаусского района, где получил жилье, создал семью и задержался на целых 17 лет. Конечно, с высоты позиции молодого ученого я был поначалу чрезвычайно требователен к детям: давал сложные задания, заставлял много работать, старался вытянуть за пределы школьной программы. Но в один момент понял, что таким образом могу отбить у детей желание учиться, и мне пришлось почти полностью изменить подходы и научить ребят любить физику. Только это дало положительные результаты, пошли победы на областных и республиканских олимпиадах.

— А есть у вас и ваших учеников изобретения, которыми вы гордитесь?

— Мы с детьми буквально каждый день открываем что-то новое, поскольку физика — практическая наука. Больше всего я горжусь созданной в лицее лабораторией. Здесь тысячи вещей и экспонатов. Это целая вселенная, где физику мы изучаем не в теории, а на практике и собственном опыте. Я очень люблю приборы, поэтому, когда переезжал сюда из Осиновской школы, привез с собой самосвал радиодеталей, множество всякой литературы, очень многое сделано собственными руками. И эта тяга — сделать что-нибудь новенькое — осталась. Например, где-то разобрали старый компьютер, а мне уже хочется из него что-то сконструировать. И если нужен какой-нибудь прибор, чтобы объяснить ученикам то или иное явление в физике, стараюсь его сделать и продемонстрировать процесс, насколько это возможно, более наглядно. 

— За годы работы в лицее вы подготовили немало победителей областных и республиканских олимпиад, дали путевку в жизнь многим молодым людям. В чем секрет такого успеха?

— Прежде всего в желании ребят изучать предмет. Я никогда никого не заставляю учиться. Всегда говорю, что победа на олимпиаде — это еще не значит, что вы станете физиками или учеными. Это процесс подготовки, вы тренируете свой мозг, память, учитесь трудолюбию. Это еще, в конце концов, возможность выйти «за флажки» школьной программы, иногда и вузовской. Главное — правильно организовать подготовку. Ведь в классе 20-25 человек, и здесь нужен индивидуальный подход к каждому. Мой предмет крепко завязан на математике, в тандеме с прекрасными математиками, в том числе моей женой Лидией Казаковой, нам удавалось сформировать сильный физико-математический класс. Дети полноценно развивались, формировались как личности, и многие стали известными людьми. До сих пор некоторые звонят и благодарят, что судьба их связала с лицеем и с нами. Ведь задача учителя не только в том, чтобы ребята правильно решали задачи, но чтобы научились аналитике, в том числе критическому отношению к себе и к окружающему миру.

— Как умение анализировать и критически оценивать ситуацию проявлялось в ваших учениках?

— Мои ученики не раз подвергали сомнению правильное решение тех или иных задач и выступали за справедливость оценки к самим себе, даже если это было не в их пользу. Был у меня такой ученик Михаил Гущин, который заставил членов жюри областной олимпиады снизить себе оценку на 7 баллов, которая была завышена ему по ошибке. Учитель, проверявший задание, был не согласен с этим, но в итоге комиссия согласилась тогда с десятиклассником.

Для меня самое приятное, что мои дети конкурируют между собой по-доброму, помогают друг дружке и радуются за победы друзей, а не завидуют черной завистью.

— У вас за долгое время работы в образовании сформировалась какая-то собственная методика? 

— Каждый год все по-новому. Стандартов четких нет. Все зависит от того, какие дети, какой класс, уровень требований. Мир вокруг слишком быстро меняется, и молодежь принципиально стала иной, стало сложнее с ней работать, потому что изменилось фоновое образование. Молодые люди много получают информации извне: интернет, СМИ, улица и т.д. К тому же у детей и некоторых родителей появилось больше материальных возможностей для самообразования. Если бы в моей юности такие возможности были, то неизвестно, кем бы я стал.

— Кто-то из ваших собственных детей пошел по стопам родителя?

— Мои сыновья Михаил и Андрей окончили физфак БГУ, оба пробовали связать жизнь с наукой, но из-за сложившихся жизненных обстоятельств ушли из нее. Образование позволило им найти хорошую работу, они создали свои семьи и живут в России. Да и многие мои ученики по разным обстоятельствам не связали своей деятельности с наукой. Из десяти победителей международных олимпиад — только двое остались в науке. Таких ребят нужно нагружать и вовлекать в научный процесс. Считаю, что самый идеальный вариант, когда таких одаренных детей берут под свое крыло ученые, тогда это дает результат.

— Физика — сложная наука, но вам удается ее совмещать с лирикой и творчеством.

— Я играю на гитаре, баяне и даже пробовал играть на альте в духовом оркестре, когда учился в институте. Вообще я заметил, что дети с музыкальным образованием лучше учатся. Будь моя воля, я бы обязал детей при получении начального образования заниматься музыкой, а также научить их играть в шашки или шахматы. Пусть это будет на начальном уровне и не в напряг, а в удовольствие. Но если бы каждый через это прошел — было бы очень полезно. У музыкантов, если говорить языком биологии, образуется больше нейронных связей, их мозг более подвижно работает и они все быстрее схватывают.

— Еще манит вас романтика песен у костра?

— Все меньше, но гитару в руки иногда беру. Буквально на днях пел для лицеистов — они снимают фильм выпускникам к 25-летию окончания нашего учреждения образования.   

— Появилось ли у вас больше времени с выходом на пенсию? На что его тратите, увлеклись ли чем-то новым?

— Да, сейчас в лицее уже работаю на полставки, но сидеть без дела все равно не могу. Больше переключился на дачу, немного строю и плотничаю. Еще в свободное время составляю задачки по физике, помогаю готовить детей к олимпиаде, консультирую молодых педагогов, пишу задания для олимпиад, в общем, не скучаю. 

— Что бы вы пожелали тем, кто еще не стал педагогом с большой буквы, но хотел бы этого добиться?

— Главное — уважительно относиться к детям и критически к себе. Как бы мы ни учили, мы все равно делаем ошибки. Это сложнейшая область человеческой деятельности. Много нюансов, не всегда угадаешь, как правильно поступить, ведь мы многих деталей жизни детей просто не знаем. Поэтому все совершаем ошибки, и взрослым эти ошибки прощаются, поэтому детям замечания, конечно, нужно делать, но прощать в 10 раз больше.

Сергей КУЛЯГИН.
Фото Олега ФОЙНИЦКОГО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Этим летом белорусские лицеисты побывали в Германии. Причем программа была весьма насыщенной: от заводов до музеев. И хотя вояж длился всего 10 дней, для 16 юных путешественников он запомнится надолго.

Генетика может и должна играть большую роль в жизни современного общества.

Медицина развивается стремительно. Сегодня изобретают новое лекарство, а уже завтра оно спасет тысячи жизней. Но есть и такие результативные методы лечения, которые применялись еще в далеком прошлом, вот только известно о них далеко не всем.

В Москве подведены итоги летней школы «Европа и Евразия: форсайт-2030» и конкурса молодых экспертов-международников Беларуси и России.