150 золотых маршрутов моей Беларуси

№46 от 16 ноября 2016 года

Столин
Столин
 
Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Олеши — великолитовский шляхетский род герба «Брохвич». Происходят от волынского боярина Александра, называемого Олешей или Олешко, который был женат на Елене Макасей. Их сын — Федор (Теодор) Олеша Олешкович в 1482—1486 годах был секретарем короля Казимира Ягеллончика и был женат на княжне Анне Острожецкой. У Федора и Анны был сын Петр, женат с Ольгой Челганской. Старший сын Петра и Ольги — Петр Петрович Олеша  получил от князя Федора Ивановича Ярославича в 1508 году имение Бережное на Полесье. В 1524 году королева Бона подтвердила права Петра Петровича Олеши на Бережное, Городок и Парканы, что на Столинщине.

К XIX веку  владения Олешей значительно выросли. Двенадцатым хозяином Старого и Нового Бережного, Теребежова, Городища, ряда других имений и домов в Вильнюсе, Риге и Пинске был Цезарий Антоний Олеша (1820—1892). Цезарий Антоний имел 11 детей: 6 сыновей и 5 дочерей. Еще при жизни он разделил между детьми имущество. Из рода Олешей происходит писатель Юрий Карлович Олеша. Он рассказывал: «О моем отце я знаю, что он был когда-то, до моего рождения, помещиком. Имение было порядочное, лесное, называлось «Юнище». Оно было продано моим отцом и его братом за крупную сумму денег, которая в течение нескольких лет была проиграна обоими в карты».

Сегодняшнее наше путешествие — на Столинщину, расскажем и о Бережном — селении, откуда истоки древнего рода и корни прекрасного драматурга, тонкого лирика, писателя, чье творчество еще хорошо не изучено, — Юрия Олеши.

Деревня Бережное

Поселение известно с 1508 года. В деревне долгое время существовал храм, возведенный еще в XVII веке. Но в 1884 году, возможно, на его фундаменте, возвели деревянную церковь в стиле народного зодчества. Через несколько десятков лет и его перестраивают, а в 1898 году церковь Святой Параскевы Пятницы реставрируется. Изменяют проемы окон, появляется основной объем здания.

Город Столин

Столин издавна считался еврейским местечком, поэтому неудивительно, что древнейшим городским сооружением является здание Белой синагоги, входящей в комплекс синагогального двора в историческом центре города. Белая синагога была построена в 1793 году в стиле позднего барокко и за свою долгую историю неоднократно разрушалась. Здание дошло до наших дней в плачевном состоянии.

В городе была когда-то усадьба Радзивиллов «Маньковичи». Усадьба, построенная в
1885 году в ретроспективных формах Несвижского замка, была разрушена в годы Первой мировой войны, отстроена в 1922 году и снова разрушена во время Великой Отечественной. Но сохранился приусадебный парк, разбитый Марией Радзивилл у берегов реки Горынь. И сегодня в нем можно прогуляться под тенью вековых дубов и насладиться красотой природы. В глубине парка находится памятный знак в честь его основательницы, установленный Станиславом Радзивиллом.

Сохранилась в Столине рядовая застройка, торговые ряды конца XIX века. В городе можно увидеть здание староства (начало XX столетия). В 1938 году была здесь построена деревянная Вознесенская церковь в неорусском стиле.

Деревня Бухличи

Известно поселение с XVII века. Деревня раскинулась между рекой Горынью и дорогой, ведущей на Столин. На открытой местности в самом центре деревни возносит к небу свои купола церковь Пресвятой Богородицы. Построена в неорусском стиле с чертами конструктивизма в 1928 году. Ее перестроили из старинного храма, возведенного еще в XVII веке.

Деревня Ворони

В стиле народного зодчества храм в честь Святого Николая Чудотворца построен в деревне в 1912 году. В 1993-м церковь реставрировалась и достраивалась, рядом  с храмом появилась колокольня.

Деревня Нижний Теребежов

В письменных источниках этот населенный пункт упоминается в 1558 году. Одно время эти земли принадлежали известному шляхетскому роду Олешей. Здесь в 1908 году Цезарь Олеша построил дворец по проекту архитектора Юлиана Лисецкого.  Это было красивейшее неоготическое двухэтажное здание, рядом разбили чудесный парк. Дворец в 1943 году был взорван фашистами и на его месте теперь большой котлован.

В 1872 году в стиле народного зодчества из дерева здесь была возведена церковь в честь святого пророка Ильи. Храм и сейчас украшает деревню.

Деревня Струга

Чтобы попасть в эту деревню из Столина, нужно переехать реку Горынь по понтонному мосту.  В центре деревни величаво возвышается деревянный храм — церковь Святого Михаила Архангела. Была она возведена в стиле народного зодчества в 1911 году. Непривычно устроен вход в храм. Он расположен в боковой части притвора в виде крылечка с четырьмя столбами, поддерживающими двускатную крышу.

Деревня Белоуша

Наверное, это самая длинная деревня в Беларуси. Протянулась она больше чем на семь километров.  На пологой возвышенности посреди деревни еще в 1833 году стоял старинный храм, сегодня на его месте возвышается церковь, построенная в 1905 году. Возведен храм из дерева в неорусском стиле и назван в честь святой Троицы. Богатый внешний декор придает храму нарядный и торжественный вид.

Поселок Ново-Бережное

Поселение известно с 1508 года как имение шляхетского рода Олешей. Тринадцать поколений Олешей были полноправными хозяевами этих земель. Усадебный дом, который мы можем видеть, построен Константином Олешей  в 1890 году. Дом окружен хорошо сохранившимся пейзажным парком. Уцелела ледовня, хозпостройки.

Деревня Ольманы

Приехав в Ольманы, надо понимать, что дороги дальше нет. За деревней начинается ландшафтный заказник «Ольманские болота». В самой деревне можно полюбоваться Воскресенским храмом. Построена церковь в ретроспективно-русском стиле из дерева в 1888 году. И возведена эта святыня на месте другого храма 1824 года постройки.

Легенда от автора проекта

Черные Озера

Легенда, которую мы сегодня предложим вашему вниманию, собиралась в единое целое по крупицам из разных мест этого удивительного уголка нашей Беларуси. Урывками узнавали у старожилов о том, что да, действительно, в далекие времена были на этих землях языческие капища. Рассказывали, что слышали от старших поколений, как они были обустроены. Ну и, конечно, о самих Черных Озерах. Вспоминали, по какой причине получили они это название, говорили, что когда-то сами озера были местами поклонения великим грозным богам наших  предков.

А начиналось все с малого. Поинтересовался, можно ли где-нибудь увидеть камни-валуны и как к ним добраться. Оказалось, что таких нет. Правда, когда-то были за рекой. Да и вообще, теперь  в этой местности камней нет, одна мелочь осталась.

А ведь очень давно лежали огромные валуны за рекой, вернее, между двумя реками — одной полноводной с разливами и порогами и другой, намного мельче, бегущей среди пней да буреломов в лесу. Был среди двух этих рек холм, который люди сами насыпали, отвели от него воды и перекинули на возвышенности через реки три дубовых мостка. На вершине холма кругом стояли черные камни. И каждый из них обозначал божество или явление природы. А чего эти камни были черными, неизвестно, может, цвет у них такой природный, а может, почернели они от воска и меда на них пролитого, от дыма костров, шугающих вверх, во время молитв и приношений в угоду божеств разных.

Есть еще одно мнение о том, почему камни были черными. Говорят, что становились они такого цвета от того, что брали на себя все беды и горести людей, приходящих к ним помолиться. Все их печали и болезни откладывались на каменных боках. 

В центре этого капища стояли дубовые изваяния языческих божеств. Повернуты они были лицами к центру, где разжигался священный жертвенный огонь.

По-разному складывалась судьба таких святилищ. В основном они были уничтожены во время прихода на наши земли новой веры. И вот какая же участь постигла капище черных камней. Дубовые изваяния богов погибли в огне, мостки разобрали, а черные камни сбросили в реку. Но на следующий год весенний паводок размыл насыпь и оставил камни на поверхности. И тогда их перетащили волоком к лесной реке и бросили в ее воды. Река за несколько лет образовала себе новое русло, и камни святилища опять обнажили свои черные бока. Хоть их и было уже намного меньше: многие камни затянулись илом.

И тогда была предпринята последняя попытка уничтожить камни. Их на гужах, запряженных волами, дотянули выше по течению реки и сбросили в озера. И тут же вода в них стала черной.

Увидели это люди и еще долгое время приходили к озерам и делились с ними своими бедами и радостями, задобряя богов, бросая в воды разные подношения.

…Очень хотелось попасть в эти места, но меня сразу предупредили, что местность там давно заболотилась, а озера исчезли в осоке  и трясине, и только память народная сохранила название этих таинственных мест — урочище Черные Озера.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый.


Деревня Опса принадлежала когда-то Плятерам. Род этот большой и древний, но наиболее яркая его представительница – Эмилия Плятер. Графиня, революционерка, собирательница белорусского фольклора, участница ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд, а затем была командиром роты польских пехотинцев в звании капитана – небывалый случай для армии той поры. Ближе к концу восстания Эмилия, которой едва исполнилось двадцать пять лет, неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Имя и необычная судьба графин