Тема номера

№43 от 26 октября 2016 года

Кому работа в охотку
Кому работа в охотку

Прошло 25 лет с момента принятия первого Закона «О занятости населения Республики Беларусь». Но нет ничего постоянного и вечного, что подтверждает сегодня ситуация на рынке труда. Законодательство не один раз подвергалось корректировкам. В июле 2016 года в закон вновь были внесены  изменения: Президентом утверждена новая редакция, вступившая в силу 24 октября. Какие новшества в последней редакции закона? Какие правила устанавливаются для нанимателей, безработных и органов государственной службы занятости? На эти и другие вопросы корреспонденту «7 дней» ответила Юлия Давиденко, заместитель начальника отдела организации работы государственной службы занятости населения и альтернативной службы управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты.

В первую очередь закон направлен на повышение эффективности вовлечения в трудовую деятельность незанятого населения, создание условий для развития и мотивации к поиску места работы у безработных граждан.

Впервые законодательством определено понятие «свободного рабочего места» (вакансии). Под вакансией теперь понимается предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии). То есть если мы говорим о должности на период отпуска основного работника по уходу за ребенком — это не вакансия, которая подлежит обязательному заявлению в органы занятости. Если же, соответственно,  речь идет о должности, которую не занимает никто из работников и по ней не заключен трудовой договор, — это определяется как вакансия, которая должна быть заявлена в обязательном порядке в органы государственной службы занятости населения.

Наниматели

В то же время ужесточена ответственность нанимателей. В частности, теперь наниматель обязан  предоставлять сведения о наличии свободных рабочих местах не в течение двух недель, как это было в старой редакции закона, а в пятидневный срок. Наниматели обязаны информировать о заполнении вакансий в этот же день, что позволит более оперативно актуализировать банк вакансий — это позволит повысить оперативность и эффективность работы специалистов, трудящихся на местах. Согласно новой редакции закона, наниматель должен информировать о предстоящем высвобождении работников (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников) не менее чем за 2 месяца — это позволит прогнозировать количество людей, выходящих в недалекой перспективе на рынок труда, для заблаговременного оказания этим людям необходимых мер содействия. Это поможет людям заново трудоустроиться, минуя  при возможности стадию безработицы.

Статьей 1 новой редакции закона введено понятие «граждан, находящихся под угрозой увольнения». К этой категории теперь относятся и работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, или предупрежденные о сокращении численности или штата работников, или работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, или находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника.

Кадровые агентства

В статье 15 теперь вводится понятие «агентство по трудоустройству». Это сделано для защиты прав граждан, которые обращаются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за получением услуги по содействию в трудоустройстве. Статьей 6 закона о занятости (в старой и новой редакции) определено, что граждане имеют право выбора места работы, которое они реализуют, как самостоятельно ища работу, так и обращаясь в органы государственной службы занятости населения  и к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,  оказывающим услуги по трудоустройству. Новая редакция статьи предусматривает обязательную регистрацию таких организаций в государственном реестре агентств по трудоустройству. Планируется, что реестр будет формироваться и контролироваться Министерством труда и социальной защиты. При включении в данный реестр будет выдаваться свидетельство установленного образца. Административная процедура в отношении юридических лиц будет проста: для включения в реестр необходимо подать соответствующее заявление.

Одним из основных требований, предъявляемых к агентствам трудоустройства, — при оказании услуг по трудоустройству с гражданами должен заключаться письменный договор, а оплата услуг должна производиться по факту их оказания. 

Безработные

Новой редакцией закона в одной статье закреплены и систематизированы нормы, определяющие обязанности безработных:
* самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию;
* являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения — не реже одного раза в месяц в установленный день;
* явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу;
* возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации;
* информировать в течение двух рабочих дней орган по труду, занятости и социальной защите об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности), наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

Теперь с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, можно заключать гражданско-правовые договоры (ранее это был только срочный трудовой договор), что должно увеличить количество нанимателей, готовых принять новых работников: гражданско-правовой договор не предусматривает большого количества формальностей при оформлении. Но есть право выбора: никто не запрещает заключать с работниками и срочный трудовой договор.

Максимальный срок нахождения на учете сокращается в 2 раза и теперь составляет 18 месяцев. Но это не означает, что по истечении этого периода человек не сможет получить содействия в трудоустройстве. В случае его обращения в службу занятости он получит необходимую помощь в подборе подходящего места работы.

Ужесточены требования для получения пособия по безработице

Возможность сокращения пособия за несоблюдение установленных норм и требований законодательства о занятости увеличилась  до 50%. В случае неявки гражданина к нанимателю по направлению в течение двух рабочих дней, выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев. Эта мера принята  для того, чтобы стимулировать человека к более активному и эффективному поиску места работы.

В период ухода за ребенком до трех лет можно пройти обучение новой специальности

Статьей 18 закона вводится норма, которая предоставляет возможность гражданам, осуществляющим уход за ребенком до трех лет, пройти обучение по направлению службы занятости населения. Это вызвано тем, что граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до трех лет, как правило, ранее не работали либо не имеют профессии (специальности), что снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Данная мера расширит возможность их трудоустройства.

Что касается граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, то трудовым законодательством для них предусмотрен ряд гарантий. Прежде всего, и самое важное, за ними сохраняется место работы с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия.

Время не лечит

Многие граждане, регистрируясь  в органах по труду и занятости, посещают службу занятости для получения содействия приблизительно 1 раз в месяц. Сегодня уже многие понимают, что этого недостаточно для того, чтобы трудоустроиться: работу необходимо искать ежедневно и постоянно, определив перечень организаций, в которых хотелось бы работать, обращаться к потенциальным нанимателям, рассылать резюме и т.д. Если не предпринимать таких действий, оказание содействия утрачивает свой основной смысл. Поэтому все меры ответственности, предусмотренные новой редакцией закона, направлены на повышение мотивации безработных, сокращение периода их нахождения на учете для того, чтобы они не потеряли со временем свои профессиональные навыки. Статус безработного — своеобразный стресс, который накапливается со временем и негативно сказывается на морально-психологическом состоянии человека. Необходимо помнить, что чем меньше человек будет находиться в состоянии стресса, связанного с потерей работы, тем меньше  вреда это окажет на его душевное состояние.

Субсидии для начинающих предпринимателей

Действенной мерой по поддержке безработных, которые решили открыть собственное дело, является финансовая поддержка, предоставляемая службой занятости населения в виде субсидии. 

В течение первого месяца после регистрации в качестве безработного граждане при содействии службы занятости должны предпринимать все возможные шаги для трудоустройства.

Если по истечении этого срока по причинам и обстоятельствам, не зависящим от человека, этого сделать не удалось, он может  подать в службу занятости заявление о выделении субсидии для организации собственного дела и приложить к нему технико-экономическое обоснование (бизнес-план).  Если комиссия, рассматривающая такие заявления и обоснования, примет решение об оказании безработному финансовой поддержки для открытия собственного дела, то с безработным заключается соответствующий договор. При необходимости безработных направят для обучения основам предпринимательской деятельности. Воспользоваться возможностью получить субсидию на развитие собственного дела  можно будет только один раз.   

Цена вопроса

В Беларуси субсидии на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, агроэкотуризма в январе-сентябре текущего года получил 1271 безработный. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.

Среди получателей субсидий — потенциальные бизнесмены, которые намерены стать предпринимателями, создать частное унитарное предприятие или фермерское хозяйство, организовать ремесленную деятельность или оказывать услуги в сфере агроэкотуризма. Причем большинство получивших финансовую поддержку от госслужбы занятости прошли обучение основам предпринимательской деятельности (по направлению органов по труду, занятости и соцзащите).

Подпрограммой «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы предусматривается в текущем пятилетии оказать содействие в организации предпринимательской деятельности как минимум 9,2 тыс. безработным, в том числе в нынешнем году — 1792. Годовое задание за девять месяцев выполнено на 70,9%. Среди регионов республики больше всего субсидий на открытие бизнеса выдано безработным в Гомельской области (276), меньше всего — в Минске (118).

По словам специалистов, в 2011-2015 годах воспользовались господдержкой для организации самозанятости почти 12 тыс. безработных. Причем будущим бизнесменам оказывают не только финансовую помощь в виде субсидии, но предоставляют консультативную, методическую и правовую помощь, обучают правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности.

Как пояснили в управлении политики занятости Минтруда и соцзащиты, субсидия предоставляется безработному в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ с 1 августа по 31 октября в расчете на месяц составляет Br175,50). При организации безработными предпринимательской деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, а также в сельских населенных пунктах субсидия предоставляется в размере 15 БПМ. При организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок, размер субсидии достигает 20-кратной величины БПМ.

Нашли СВОЕ ДЕЛО

Дмитрий Истомов, г. Минск, занимается производством верхней одежды:

— Желание открыть собственное дело было у меня всегда, даже в период, когда я имел официальный статус безработного.  Для осуществления такого плана я прилагал все усилия. Однако была некоторая обеспокоенность, или даже боязнь, поначалу много было неизвестного для меня. На сайте Министерства труда и социальной защиты нашел информацию о возможности получить государственную субсидию на открытие своего дела — это было толчком для того, чтобы предпринять конкретные шаги в этом направлении. Что очень важно, специалисты оказали мне огромную информационную поддержку, помогли правильно сформулировать свои цели и грамотно составить бизнес-план — реальность его реализации является решающим фактором в положительном решении о предоставлении субсидии. Мне помогли и в оформлении необходимых документов, открыл ИП (это обязательное условие), затем получил деньги. Сумма была достаточной для того, чтобы докупить необходимое оборудование и быть полностью готовым к работе. Хочется поделиться опытом с теми, кто решил стать предпринимателем: не бойтесь решиться сделать первый шаг, он самый непростой, но за ним вам обязательно улыбнется удача!

Вадим Константинов, г.п. Смиловичи, занимается диагностикой и ремонтом автомобилей:

— Когда я  был официально зарегистрированным безработным, узнал о возможности получить государственную субсидию на открытие собственного дела. Обратился с заявлением в центр занятости. Было принято решение отправить меня на курсы (около месяца) обучения основам предпринимательской деятельности. После окончания курсов составил бизнес-план, его утвердили. На полученную субсидию купил диагностический сканер и кое-что из недостающего инструмента. Самое главное — быть уверенным в  реализации своего проекта и прилагать для этого максимум усилий. В противном случае, согласно условиям заключенного договора, сумму субсидии придется вернуть.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.