Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Репортаж «7 дней»
>>>
Здоровье
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№40 от 05 октября 2016 года

Поставы
Поставы


Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Свое название местечко получило от названия реки, которая протекает через него, – Лынтупки. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Впервые Лынтупы упоминаются в 1385 году. Однако известно, что люди здесь жили еще в X веке н.э., и  доказательством тому служат  74 кургана рядом с Лынтупами. При их раскопках археологами были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни – предметы, которыми пользовались балтийские племена в те далекие времена.  В этой местности встречаются древние балтийские капища с огромными валунами. На них наши предки приносили жертвы, поклонялись своим многочисленным богам.

В 1908 году, во времена правления шляхтичей Бишевских, в Лынтупах на месте старого сгоревшего деревянного костела начали строить новый – кирпичный. Строительство продолжалось шесть лет.

В местечке этом никогда не было православных храмов, нет церкви и сейчас. Напротив костела на центральной площади когда-то стояла синагога.

Дворец Бишевских в Лынтупах был возведен в 1907 году Юзефом Бишевским по проектам известного архитектора Тадеуша Растваровского. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждое помещение отличалось своей уникальной цветовой гаммой и выделялось богатым убранством. Были покои китайские, мавританские, японские. Здесь провели центральное отопление и канализацию.

Вокруг дворца был выкопан пруд. Поэтому казалось, что здание находится на острове. Рядом был разбит парк. Украшали его мраморные скульптуры и гранитные лестницы при спуске на воду. Также в нем был построен амфитеатр, где организовывались музыкальные вечера. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и крестьяне.

Про само строительство дворца Бишевских в Лынтупах в народе ходит романтическая и, как это часто бывает, грустная легенда.

Шляхтич Юзеф Бишевский во время одной из своих многочисленных поездок в Европу влюбился в Париже в красивую французскую актрису. Она пообещала выйти за него замуж при условии, что он построит для нее великолепный дворец. Вскоре на пустыре вырос роскошный усадебный дом.

Но француженка не захотела жить в Лынтупах, а может, нашла себе нового покровителя  и укатила к себе на родину.

Юзеф продолжал жить в деревянном домике возле прекрасного дворца, так и оставшись холостяком, а в большом прекрасном  доме, как правило, веселились его гости.

На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские, и другие шляхтичи. Будете в тех местах, посетите могилу Юзефа. Человека, который остался верен своей любви….

Поселок Лынтупы


Костел Святого Андрея был построен в стиле барокко из кирпича. В нем находится алтарь в стиле модерн. На кладбище стоит пятнадцать одинаковых часовен. Возведены они были в середине XIX века. От усадьбы Бишевских сохранился усадебный дом, арочный мост, флигель, служебные постройки, бровар, башня-ледовня, коптильня и др.

Город Поставы 


В этом городке любопытный турист может увидеть старую водяную мельницу XIX века, которая является памятником архитектуры позднего классицизма. Вблизи центральной площади местечка  Антонием Тизенгаузом был заложен большой каменный дворец, строительство которого  закончили лишь в первой трети XIX в.

Надворный подскарбий Тизенгауз был видным политиком и одним из талантлевейших финансистов своего времени. Он переписывался с Жан-Жаком Руссо, дружил с последним королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. Антоний стремился превратить город на Мяделке в промышленный и культурный центр. Этот человек открыл 47 производств в различных местечках, а также создал художественную, военную и медицинскую школы. Для реализации своих задумок граф пригласил лучших зодчих из Италии. Им удалось превратить Поставы в одно из красивейших мест белорусского края. Кроме того, Тизенгауз основал  первые мануфактуры, где делали ковры, карабельные паруса, модные головные уборы, выпускали кареты и дилижансы. Делали здесь и гербовую бумагу.

Благодаря стараниям графа в городе появился театр. В Поставах была создана и первая в Речи Пасполитой балетная школа, которая впоследствии стала основой всемирно известного русского балета. 


С тех славных времен сохранилась в местечке рядовая застройка, здесь можно увидеть синагогу XIX века, церковь Святого Николая (1894).  Украшение Постав - костел Антония Подуанского в стиле неоготики. Он был возведен в 1900 году, восстанавливался в 1920-м. Был закрыт в 1939 году, а спустя пятьдесят лет возвращен верующим. 

Деревня Груздово


Церковь Иоанна Предтечи построена из кирпича и камня в 1875 году. Ретроспективно-русский стиль. Восстановлена церковь была в 1996-м.

Деревня Камаи


Уникальный по своей архитектуре и культурной значимости, камайский костел не имеет аналогов ни на Беларуси, ни за ее пределами. До сих пор стены костела, толщина которых от 2 до 2,5 метра, хранят в себе шведские ядра времен Северной войны. Удивительное архитектурное сооружение было возведено в 1603 году на месте, которое изначально было для местных жителей определяющим — перекресток пяти дорог. Ведь, согласно поверьям, именно на перекрестках лютует злая сила.

Известно, что первоначально на перекрестке был установлен огромный двухметровый валун. Из него не позднее XV века вытесали крест, который стоит напротив костела и сейчас. Этот крест также является своего рода символом Камаев.

Финансировал строительство костела Ян Рудомина Дусяцкий — герой Хотинской битвы с турками и владелец местечка в те далекие времена. Имя строителя-архитектора неизвестно. Сначала храм был трехапсидным, имел сводчатое перекрытие над нефами, которое опиралось на четыре колонны. В годы русско-польской войны середины XVII века костел сильно пострадал от пожара. Своды рухнули. Их и колонны разобрали и заменили деревянными. Вместо трех апсид была сделана одна.

Оборонительный характер зданию придают две цилиндрические башни, замыкающие фасадную стену. Ярусы бойниц позволяли вести активный огонь и фланкировать вход. Верхний ярус давал возможность вести огонь на далекое расстояние. Два нижних яруса бойниц редкой чашеобразной формы, с большим сектором обстрела, использовались для обороны  подступов к храму. В 1778 году к костелу пристроили 6-оконную часовню с криптой, а также хоры, что значительно изменило его внешний вид.

Деревня Саранчаны


Здесь можно увидеть два камня с высеченными крестами и  надписями. Камни лежат на берегу озера Саранчаны.

Урочище Шиновщина


Кирпичная часовня рода Снарских в стиле позднего классицизма была построена в середине XVIII века. Она находится в 500 метрах от дороги Р45 Вильнюс—Полоцк, между деревнями Кубарки и Заболотье. Часовне необходима срочная консервация.

Деревня Маньковичи


Недалеко от деревни, через речной мост, на возвышенности стоит в руинах часовня-усыпальница князей Друцких-Любецких. Построена она была в стиле классицизма из кирпича и камня (вторая половина XIX века). В деревне из камня в ретроспективно-русском стиле в 1871 году возвели Успенскую церковь.

Деревня Романишки


В стиле народного зодчества воздвигнута здесь часовня из кирпича в середине XVIII века. Стоит она при въезде в деревню. От старинной усадьбы Довгялов, которая известна еще с XVI столетия, сохранились остатки въездной аллеи и афицина. Сначала усадьба в течение трех веков принадлежала Гедройцам-Юрахам, а  около 1814 года последняя наследница этого рода Анастасия Гедройц вышла замуж за Винсента Довгялу и внесла Романишки в свое  приданое. Довгялы владели усадьбой до Второй мировой войны. Последний хозяин, Владислав Игнатий, занимался преподавательской деятельностью. Хозяйственные дела в Романишках вела его жена Елена. С приходом советской власти Елена вынуждена была выехать за границу. Жила в Польше, работала учительницей в Лодзи, умерла в 1960-х .

Деревня Мягуны


На кладбище в первой половине XIX века из кирпича в стиле позднего классицизма построена католическая часовня с арочным въездом. Сооружения эти отреставрированы и ухожены.

Легенда от автора проекта

Камень и ручей

Рядом с этим огромным валуном сегодня нет ни ручья, ни реки, ни даже крошечного озерца. Но жители близлежащей деревушки утверждают, что у этого камня ручей был. И был он необыкновенный.

Ручей пробегал по околице, огибал камень, будто обнимая, и недалеко в глубине оврага уходил в землю.

Со временем ручья не стало, потому что засыпали люди недобрые криничку, что была в трех километрах в старом лесу, из которой и вытекал этот ручей. А у кринички этой стояли крест и часовенка. Ходили люди туда к ней воды набрать целебной и помолиться: Богу  мысли свои поведать в месте уединенном.

Сегодня там нет ни креста, ни кринички, исчез и ручей…

Но сохранился большущий камень да легенда. Ее-то нам местные жители с удовольствием и рассказали, показав дорогу к камню. 

А дело вот как было…

В сильную непогоду, с большого шляха заблудившись, заехал в деревню со своим обозом богатый купец. В первую попавшуюся хату постучал.

Если бы знали хозяева дома, какую беду им принесет этот стук и сам гость нежданный!

А была у хозяев дочь еще совсем молоденькая,  красоты такой, что поискать и можно не найти. Сразу купец и влюбился в это милое создание. Родителям с поклоном, мол, отдайте в жены дочку —  озолочу. Мать и отец красавицы в золоте не купались. Может, на предложение торгового человека и согласились бы, да дочь воспротивилась. Жених у нее был — здешний, деревенский парень. Ни уговоры, ни подарки дорогущие никаких результатов не принесли. Не хотела она замуж за приезжего идти. Купеческое богатство в грош не ставила.  Злился купец: соперник-то у него был роду незнатного, а так, местный голодранец…

И удумал купец недоброе. Прознав, что соперник его в лес собирается, подговорил он обозников своих на дело черное…

Весть страшная громом грянула — молодой хлопец лежит в лесу зарубленный. Девушка вскочила на лошадь и туда. Вся слезами изошла она над любимым и превратилась в криничку, а та потекла ручьем по оврагам.

…Парня еще похоронить не успели, а купец с прихвостнями своими уже кинулся бежать из деревни, боясь людской мести за убитого. Сразу же за деревней за ними увязалась большая стая голодных волков. Обоз в галоп пустили, но не судьба была им уйти от кары за содеянное. Телеги на камень налетели, опрокинулись, а волки тут как тут… На шеях многих волчьи челюсти сомкнулись. Погиб и купец.

Люди долго недоумевали, откуда прямо на дороге камень этот оказался. И решили, что это парень погибший в камень превратился и таким способом наказал своих убийц. А по весне прибежал ручей и остался у камня, омывая его водою чистой.

Так и встретились влюбленные безгрешные души, превратившись в камень и ручей.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.