Давайте обсудим

№41 от 12 октября 2016 года

Обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо

Так уж повелось: в суете дней мы забываем, что счастье — в мелочах. Однако есть люди, которым эта истина хорошо знакома. Тем, кто ежедневно борется за каждое сказанное слово, легкое движение, услышанный звук и увиденный образ. Наш материал о жизни детей с особенностями психофизического развития, их родителях и педагогах. Не терять надежду и веру в свои силы, совместно совершать настоящие подвиги им помогают учреждения специального образования. Мы расскажем о жизни одного из них — Вилейском районном центре коррекционно-развиващего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). К слову, подобных учреждений на Минщине — 24.

Приглашая нас войти в центр, директор Светлана Клемячиц вспоминает мудрую мысль Ролана Быкова: дети — это те же взрослые, только немного лучше. Поэтому одиннадцать воспитанников учреждения специального образования особенны вдвойне, ведь они всегда живут в мире детства — мире искренности и чистоты.

Центр коррекционно-развиващего обучения и реабилитации находится в здании Дошкольного центра развития ребенка. Ежедневное общение с дошкольниками помогает детям с особенностями познавать мир вокруг, учиться навыкам коммуникации, чувствовать все краски жизни. Воспитанники двух учреждений ходят на совместные прогулки, посещают общий бассейн, выезжают в театр, конноспортивный комплекс, цирк, на различные экскурсии, создают захватывающие представления, спектакли и сказки.

Но самое главное — они принимают друг друга такими, какие есть. Безотносительно того, что большинство воспитанников ЦКРОиР из-за речевых нарушений не могут разговаривать со своими друзьями-соседями. Теплые и доверительные отношения позволяют им все понимать без слов. Постоянный контакт с обычными ребятами — вот ключ к успешной социализации детей-инвалидов.

— Если бы наш центр располагался особняком, то уверена, что такого результата в обучении и коррекции детей мы бы не достигли, — считает Светлана Святославовна.

В ЦКРОиР не только заботятся о развитии воспитанников, но и проводят диагностику детей Вилейского района в возрасте от 0 до 18 лет, координируют деятельность специального образования, а также занимаются ведением банка данных детей с различными психофизическими особенностями. На 15 сентября 2016 года в Вилейском районе их количество превысило 660...

Ребята с самыми тяжелыми нарушениями обучаются в центре. Возраст учащихся ЦКРОиР — от 6 до 15 лет. Все они имеют различные диагнозы: аутистического спектра, детский церебральный паралич, синдром Дауна, нарушения слуха. Вместе с родителями и педагогами они всеми силами стремятся к успехам, которых приходится достигать годами. Но от этого они еще ценнее.

Кто-то за несколько лет обучения научился писать и читать, другой — держать в руках столовые приборы, третий — улыбаться, когда этого просит душа. Победы у всех разные, но объединяет их безмерное счастье за каждое случившееся чудо.

— Егор у нас обучается с 4 лет, а скоро ему исполнится 14, — поделилась руководитель. — Когда он только к нам пришел, то не говорил ни слова, постоянно забирался под кровать — и наша учитель-дефектолог Ольга Ардяко вместе с ним проводила там занятия и игры. Сейчас Егор говорит, читает, считает. Пусть на своем уровне, но он это делает!

У каждого воспитанника — своя история и коррекционно-развивающая программа. В центре функционируют кабинеты ранней комплексной помощи, диагностической работы, два учебных класса, ресурсный кабинет и т.д. Кроме того, есть возможность использовать помещения Дошкольного центра развития ребенка: театральную студию, музыкальный, спортивный зал и другое. Сделано многое для создания безбарьерной среды: вход в ЦКРОиР оборудован пандусом, а для того, чтобы ребята самостоятельно передвигались, в санузле и на коридоре установлены поручни.

Педагоги — вторые мамы для этих одиннадцати борцов, а порой и для их родителей. Помимо консультирования для мам и пап здесь нередко проводят тренинги, спортивно-развлекательные мероприятия, собрания, День семьи, который стал уже традиционным. У родителей есть возможность провести свой мастер-класс. Каждый день психологи, воспитатели, учителя-дефектологи и другие специалисты центра в тандеме с ребенком преодолевают его трудности, радуются настоящему, вдохновляют родителей на дальнейшие подвиги.

— Самое главное для нас, специалистов центра, чтобы мамы и папы не замыкались, а чувствовали, что они действительно в этой жизни значат многое. Тогда у них вырастают крылья для новых побед, — отмечает учитель-дефектолог Ольга Ардяко.

Особенности в развитии — творчеству ничуть не помеха. Так, за авторский спектакль «Обыкновенное чудо» на фестивале «Вясёлкавы карагод» ребята и педагоги ЦКРОиР отмечены дипломом. Постановка рассказывала зрителям о маленьком наследнике короля и королевы, который с рождения ничего не слышал. Так сделал злой волшебник. И вот однажды мальчик увидел плачущую девочку и вдруг догадался, что она не может перейти через дорогу. Он помог ей — и оба ребенка были очень рады новой дружбе, а волшебник превратился в доброго старичка, который забыл, что был когда-то злым и подлым. Вот такое оно — обыкновенное чудо: в добром и простом. Каждый воспитанник центра приложил свою руку к созданию представления, а главную роль сыграл Тихон, который действительно ничего не слышит. Но зато все чувствует.

По пятницам, после уроков, в ЦКРОиР уже третий год подряд всегда ждут гостей — волонтеров из Вилейской гимназии №2. Так как педагоги и воспитанники центра всегда гостеприимны, то встречать гостей с пустыми руками — не в их правилах. Поэтому в последний будний день недели они готовят что-нибудь вкусненькое: на этот раз ароматное печенье в шоколадной глазури.

Перед тем, как приступить к чаепитию за круглым столом, волонтеры и воспитанники центра мастерили разноцветные подарочные коробочки, в которых — сюрприз — печенье для мамы и папы.

Как говорит классный руководитель юных волонтеров Оксана Павловская, за два года такой дружбы гимназисты сплотились, стали спокойнее, добрее, перестали осуждать и высмеивать других, напротив, пришли к глубокому пониманию характеров и потребностей тех, кто рядом.

В центре детей подвозят к месту учебы, для этого был модернизирован школьный автобус: сделали подъемник для колясок, заказали специальные сиденья с ремнями безопасности. Особую благодарность за это родители высказывают в адрес начальника отдела образования, спорта и туризма Вилейского райисполкома А.Ч. Пуцейко.

...14-летнюю Дианку к автобусу везет мама. После долгой депрессии, вызванной  диагнозом дочери, — ДЦП — и распада семьи Анастасия нашла верного спутника жизни, родила еще двоих здоровых и крепких сыновей.

— Знаете, наверное, правильно говорят: «Насколько любишь жизнь, настолько судьба посчитала зубы». В свое время у меня было два варианта: или я замыкаюсь, или борюсь. Решила, что хочу жить, — говорит Анастасия.

Педагоги, дети и их родители замечают даже самые небольшие успехи в борьбе за полноценную жизнь, невзирая порой на неудачи, на ненужную жалость или смущение общественности.

...Автобус со старой еще надписью «Школьный» завелся. На прощание дети радостно машут нам руками. И никакие слегка обветренные пылью автобусные окна не могли скрыть их счастливых улыбок.

Виктория ГОМЗА.
Фото Юлии ДЕДКОВОЙ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

22 октября в эфир вышел очередной выпуск программы телеканала ОНТ «Наша жизнь», посвященный актуальной теме защиты Родины. Ведущий программы Дмитрий Бочков обозначил основной вопрос передачи: «Что нужно сделать, чтобы возродить былой престиж срочной военной службы?». Спикерами программы выступили эксперты в области обороны, законодательства, политологии, общественные и политические деятели. Однако, несмотря на близость взглядов по целому ряду позиций, участники обсуждения, по моему мнению, к единой позиции относительно основного вопроса прийти не смогли. Почему?

Архитектурное строение – не шкаф или комод, которые можно передвинуть с места на место, продать, купить, поменять…

Выслушать и помочь – одна из главных задач руководителей министерств, ведомств, областных и районных центров.

Выслушать и помочь – одна из главных задач руководителей министерств, ведомств, областных и районных центров.