Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Тема номера

№34 от 24 августа 2016 года

Образование: среднее или хорошее?
Образование: среднее или хорошее?

Родители и школьники, педагогическая общественность страны в эти дни активно готовятся к новому учебному году. Для учителей в каждом регионе по традиции он начинается с августовских конференций педагогических работников, которые представляют собой в совокупности своеобразную дорожную карту развития системы образования Беларуси на ближайшую перспективу. Для учащихся год начинается с покупок школьных аксессуаров и ожидания чего-то волнующе-нового. А новаций в системе школьного образования — предостаточно. Об этом — в сегодняшней теме номера.

Учебники нового поколения

Около 200 новых учебников будет издано в Беларуси к 2020 году. Первые учебники нового поколения получат учащиеся уже к 1 сентября — будет издано два новых учебника по истории для 6-го класса. Они действительно интересные, доступные, в них больше иллюстраций, акценты сделаны на основных направлениях и понятиях. Такой учебник является своего рода навигатором, потому что есть еще дополнительные справочно-информационные материалы — печатные и электронные.

По словам заместителя министра образования Раисы Сидоренко, разработаны учебные программы по всем предметам, модель базового учебника. Все разработанные материалы широко обсуждались в школах, с педагогами. «Мы получили от учителей реальную помощь и поддержку, много конкретных конструктивных предложений поступало на наш портал», — сказала Раиса Сидоренко. Базовый учебник будет содержать необходимый набор знаний, которыми должен владеть каждый ученик. «Наряду с традиционными функциями этот учебник будет выполнять навигационную функцию, то есть ориентировать учащихся и педагогов в учебных и учебно-методических изданиях, электронных образовательных ресурсах, которые разработаны по учебному предмету. Приложения к базовому учебнику (печатные и электронные) позволят удовлетворить образовательные запросы высокомотивированных учащихся», — сказала она.

Трудовое обучение

Более практико-ориентированными станут программы по трудовому обучению. Об этом рассказала методист высшей категории по трудовому обучению и черчению отдела естественно-математических и технических дисциплин Минского городского института развития образования Валентина Шарапова.

«По направлению «Технический труд» введен такой раздел, как ремонтные работы в быту. Учащиеся смогут не только ремонтировать мебель, столярную фурнитуру, пользоваться ручными инструментами, но и заниматься ремонтом электрического оборудования. Особое внимание при этом уделяется технике безопасности при выполнении этих работ, — отметила Валентина Шарапова. — По направлению «Обслуживающий труд» учли пожелания преподавателей и родителей. При изготовлении швейных изделий у учителя появится возможность с учетом дифференцированного подхода выбрать, что может сделать ученик. У учеников появляется возможность пошить для себя».

По новым программам

Новые программы в Беларуси разработаны по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Они будут вводиться поэтапно. Вся же линейка будет введена в 2021/22 учебном году, сообщил директор Национального института образования Сергей Важник.

Проведена огромная работа по обновлению содержания общего среднего образования. В целом изменения претерпели 233 учебные программы.

Директор института рассказал, что в новых программах уменьшен объем теоретического материала, он адаптирован с учетом возрастных особенностей учащихся, а также исключена сложная терминология. «В связи с тем, что ученик, окончивший 9 классов, должен знать основное содержание того или иного предмета, сформирована относительная завершенность содержания программ 5 и 9 классов. Программы пересматриваются с точки зрения преемственности и впервые с точки зрения межпредметных связей, усилено практико-ориентированное содержание программ, при сохранении его фундаментальности и системности», — пояснил Сергей Важник.

По новым программам в следующем году будут работать 1 и 2, 5 и 6, 10 и 11 классы.

Профильное обучение

Около 70% педагогов считают себя готовыми к реализации профильного обучения, сообщила заместитель министра образования Раиса Сидоренко.

«Требования, предъявляемые к учителям, работающим в профильных классах, довольно жесткие. В профильных классах не может преподавать учитель второй категории. Только первой либо высшей категории, либо учитель-методист», — сказала Раиса Сидоренко.

Она выразила уверенность, что уже существующие классы с профильным обучением продолжат свое существование. Они, кстати, с 1 сентября 2015 года работают в 1 118 учреждениях среднего общего образования (37% от общего количества). Предметы на повышенном уровне изучают 29 тыс. десятиклассников. «Но мы ни в коем случае не собираемся делать акцент на количестве. Профильные классы будут открываться там, где создана соответствующая материальная база, есть квалифицированные кадры», — подчеркнула замминистра.

Третьеклашки — первоклашкам

С нового учебного года появится факультатив по информатике — он будет проводиться со второго полугодия второго класса. На занятиях, к примеру, третьеклашки на основе программного материала других учебных предметов с помощью среды Scratch будут готовить мини-тренажер для детей первого-второго классов — это компьютерные мини-игры, которые будут способствовать закреплению алфавита, формированию навыков устного счета. В учебной программе представлены все предметы, в том числе «Человек и мир», «Мая Радзіма — Беларусь», «Литературное чтение», «Математика», языки — русский и белорусский. 

Электронные или бумажные?

Министерство образова­ния не ставит задачу отказаться от бумажных учебников, речь идет о сочетании печатного и электронного компонентов.

— Задача электронной составляющей — в первую очередь внести интерактив, расширить представления учащихся. Он не может дать исчерпывающую информацию», — считает заместитель директора образовательного центра Парка высоких технологий Ирина Васильева.

Все бумажные учебники, которые сейчас получают дети, размещены в PDF-формате на Национальном образовательном портале.

Что касается электронных учебников-навигаторов, то такой помощник уже разработан по химии для 10 класса. Этот учебник позволяет активно использовать в образовательном процессе иные компоненты учебно-методических комплексов, имеет анимационные ролики, оснащен интерактивными заданиями. В этом учебном году планируется выпустить и электронный учебник-навигатор по физике для 10 класса. В ближайшей перспективе — учебники-навигаторы по таким предметам, как «Человек и мир», «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура».

К слову, по данным заместителя директора по научно-методической работе Национального института образования Валентины Гинчук, почти 70% педагогов считают, что традиционные бумажные учебники должны параллельно использоваться с электронными образовательными ресурсами. Около 30% учителей думают, что наиболее оптимальным и эффективным будет использование бумажных учебников. Только 4% педагогов выбирают электронный учебник.

Искусство

В новом учебном году отметки по предмету «Искусство» отменят. Изучать предмет школьники будут без отметок в баллах, рассказала старший научный сотрудник Национального института образования Светлана Колбышева.

По ее словам, «главное для такого предмета — заинтересовать ребенка». Эксперт отметила, что «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» будет преподаваться в следующем году в пятых и шестых классах. Ученикам будет выставляться «зачтено», «не зачтено», а домашние задания задаваться не будут.

Школа – давайте без «давайте»!

В свое время белорусская, как и другие постсоветские системы среднего образования, напоминала ежика в тумане: суета и лишние телодвижения под лозунгом «давайте все менять». Родители, учителя и ученики едва поспевали подстраиваться под все новые и новые «фишки»: десятибалльная шкала, ЦТ, «обрезание» программ по литературе, языкам и математике… Потом наоборот, начали усложнять программы по предметам, добавив огромное количество разнообразного материала и превратив учебники в унылое, навевающее скуку чтиво. Затем пробовали ввести в школе платные образовательные услуги, сделав из учителя еще и репетитора. Со всех сторон только и слышалось: «Давайте, давайте». Друзья мои, давайте, наконец, без «давайте»! При слове «реформа школы» у многих родителей уже появляются симптомы вегето-сосудистой дистонии: сердцебиение и ознобоподобный тремор.

Педагогическому сообществу пора определиться: на кого равняемся? Что берем за основу: знакомую многим из нас советскую школу или западный вариант среднего образования? И только потом, в зависимости от размера этого резьбового соединения, инженерам человеческих душ надо начинать тачать деталь.

Стандарты среднего образования, в отличие от высшего, в каждой отдельной европейской стране сильно разнятся, и остановиться на каком-либо одном вряд ли представляется возможным. Где-то вообще дети идут в школу в три года, их лишают детства, набивают головы знаниями и языками, но сказать, что там достигли за счет такого подхода умопомрачительных успехов в науке или культуре, значит, погрешить против истины.

Я голосую за советскую школу, которая давала выпускникам не клиповое сознание, а панорамную картину мира. Конечно, ее следует приспособить к реалиям интернет-поколения, а в остальном — очень даже ничего…. Советская школа ориентировала детей на трудовую жизнь, приспосабливала к реалиям дня и в тоже время способствовала раскрытия творческого потенциала, учила самостоятельно мыслить и анализировать.

Никто не настраивал дитя на обязательное получение «вышки», зная, что с хорошей рабочей специальностью нигде не пропадешь. Но главное — там было много энтузиастов, которые пришли в профессию по призванию, им было интересно возиться с нами, своими питомцами, причем часто в ущерб личной жизни. Современное образование в Финляндии считается одним из лучших в мире. Но не все знают, что Суоми переняла как раз таки опыт советской школы.

Надо признать, что в Беларуси за последние годы проделана работа над ошибками, и многие нововведения, которые в этом году коснутся нашей школы, представляются вполне разумными. Правильно, что открывается все больше и больше профильных классов. Радует, что к написанию учебников привлекают не только ученых, но и учителей-практиков, чувствующих и понимающих психологию своих подопечных. Замечательно, что облегчили предметы, убрав лишние детали, оставив место для творчества и анализа. Надеюсь, что удастся остановить лавину бумажек, накрывшую учителя, и тем самым подарить лишнее, освободившееся от отчетов, время для непосредственного, неформального общения с ребенком.

Что касается престижа профессии: на мой взгляд, заработная плата — далеко не единственный показатель, которым определяется статус учителя. Важно отношение общества к педагогу, осознание значимости его труда.

Семья должна настраивать на то, что школа — это не страшный сон, а обитель знаний и радостного время­препровождения. Но в свою очередь, и учитель должен вести себя соответственно: не истерить по любому случаю и не превращать общение с учеником в формальность, а стараться искать подходы к воспитанникам, среди которых, и это не секрет, есть даже трудные дети.

Школа — это место, где мы впервые влюбляемся и сталкиваемся с первым предательством, где совершаем первые глупости, заводим друзей и учимся нести ответственность за свои поступки. В идеале учитель должен быть проводником во взрослый мир, идя по дороге знаний и параллельно рассказывая о том, что такое хорошо и что такое плохо. И выпускать надо не математика, филолога или химика, а прежде всего — Человека. Все остальное — приложится…

Елена ЕЛОВИК

Форменное безобразие?

Накануне грядущего учебного года в универмагах не протолкнуться. Родители закупают все и вся для того, чтобы дети пошли в школу, готовые от и до. И при этом самые «нервные» покупки, как правило, — школьная форма. Найти нужный фасон, размер, качество зачастую нелегко. Да и вообще, до сих пор не утихают споры: нужна ли она, форма эта?  Не «приглаживает ли всех под одну гребенку», делая из мальчишек и девчонок «форменных оловянных солдатиков»?

Очередную порцию масла подлило недавнее публичное высказывание одной из учительниц, которая к подобному непременному одеянию относится не слишком благосклонно. Дескать, не о том размышляем, господа хорошие. О результатах в тетрадках и дневниках нужно думать, а не о внешнем виде чад за партой. Пусть дети надевают что хотят, лишь бы учились толково. Предвидя реплики несогласных, дескать, а как же английские учебные заведения, где форма — непременный атрибут? — она возразила, что, мол, у них качество образования связано не с этим.

Ну что ж. Возможно, в чем-то педагог и права. Ей виднее как специалисту. Но я все-таки осмелюсь вступить в ряды с ней не согласных.

Да, иногда поиски школьной формы, особенно для старшеклассников, могут свести с ума и родителей, и их отпрысков. Да, она унифицирует детей, как ни крути. Да, широкую фантазию одеться понаряднее да покреативнее не проявишь.

Но, на мой взгляд, есть у школьной формы и плюсы. Вы думаете, когда есть выбор — ходи в школу в чем душа пожелает, — лучше и проще? Отнюдь. Поговорите с родителями подростков, особенно с мамами. Послушайте их разговоры у примерочных и бесконечные споры у торговых прилавков!

У купившей школьную форму мамы не болит голова, каких немыслимых кофточек и юбочек с легинсами прикупить дочке. Как не болит  голова, устроят ли сына  прошлогодние джинсы или и дальше искать непонятные новомодные штаны? «Мам, ну я же сказал: хочу как у Джастина Бибера! А эти я не надену, да меня ж ребята засмеют!» И вот как найти вариант, чтобы устраивал всех? И учителя, и директора школы, и маму, и ребенка. «Мама, ты что?! Я эту блузку носить не буду. Я хочу, как у Леры — розовую, с кружевами и рукавом три четверти! А юбка? Мне что, 90 лет?! Сама такую носи!»

Еще мне кажется, что школьная форма формирует у детей командный дух, учит чувствовать себя частью коллектива, приучает к дисциплине и к тому, что есть какие-то правила, которые нужно соблюдать. Это своего рода символ школьной жизни. Часть школьной атрибутики, если угодно. Разве это плохо? Считаете, таким образом убивается индивидуальность? Не думаю. Мы все соблюдаем правила, ибо живем в обществе. И обязанность носить форму — не травмирует детскую и подростковую психику уж точно. Да и свою индивидуальность дети все равно проявят так или иначе, и не вижу, если честно, как школьная форма может этому помешать. Скорее уж помешают «грызть гранит науки» ежедневные утренние головоломки для ребенка — что же мне надеть?! А достаточно ли круто я буду выглядеть? А будут ли завидовать мне друзья/подруги? А обратит ли внимание на мой свитерок Сашка или Катька из параллельного класса?

Ну и давайте не будем забывать про ценовой фактор. Да, форма нынче недешева, но все-таки не думаю, что по своей стоимости она «переплюнет» экспромтно-учебные наряды сына или дочки, забившие шкаф. Кстати, про экспромты. Недавно видела на одной фейсбучной странице фото старшеклассницы, которую мама решила приодеть к новому учебному году и продемонстрировать, КАК. Бедная 14-летняя девочка выглядела подобно набоковской Лолите. Прозрачные белые гольфики, юбочка, едва прикрывающая ягодицы, кокетливая тончайшая блузочка, сквозь которую отлично был виден верхний предмет нижнего белья. И это был не стеб. Мама реальная и дочка тоже. И ведь девчонка, позирующая как для портфолио в порножурналы, считает себя самой модной и «офигенной». О чем думает ее мать, предполагающая такую одежду для школы, остается только догадываться.

Вполне вероятно, что я несколько сгущаю краски, приводя подобные аргументы в защиту школьной формы, но позволю себе полагать, что и противники оной тоже не всегда могут быть претендентами на истину.

Ольга КОСТЮКЕВИЧ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.