150 золотых маршрутов моей Беларуси

№34 от 24 августа 2016 года

Парафьяново
Парафьяново

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Наш маршрут по Витебской области продолжается. Сейчас отправляемся в Парафьяново. Это одно из самых старых поселений Докшицкого района.

Деревня Парафьяново


Отлично сохранилось в деревне кирпичное административное здание у железной дороги. Оно было возведено в 1904 году. Трехэтажный амбар из бетона, старая ледовня в руинах, деревянные здания казарм при железной дороге — все это можно увидеть в этом населенном пункте. И украшение  Парафьяново — костел Девы Марии.


В 1630 году в деревне построили деревянный костел и назвали его в честь Девы Марии. Однако в 1654 году началась тяжелая и кровопролитная война с Россией. Костел был разграблен и разрушен. Обновили его в 1675-м. А в 1908 году на месте старого деревянного костела  на сбережения местных жителей началось возведение нового, камненного, храма. Его строительство закончили в  1913-м.

Деревня Кияково

От имения Кияковских, которое было простроено в середине XIX века, в хорошем состоянии сохранилась часовня-усыпальница этого рода. Она была построена в стиле классицизма в 1907 году. Здесь захоронены семь представителей рода Кияковских. Сам усадебный дом, в котором было 14 комнат, во Вторую мировую сожгли партизаны.  В руинах дошли до наших дней здание ледовни, дом для прислуги, кухня. В хорошем состоянии две кирпичные хозпостройки и деревянный амбар для зерна.

Городской поселок Бегомль

На улице Советской сохранился комплекс промышленных зданий 1870 года постройки. Рядом — руины православной церкви, которые сегодня пытаются разумно законсервировать.

Деревня Березовка

На краю деревни в руинах стоит деревянная часовня. Рядом с рукотворным озером хорошо сохранилось здание винокурни из кирпича. Оно было возведено в конце XIX века.

Деревня Гнездилово

От усадьбы сохранился видовый холм, амбар, ледовня и хозпостройки. Что-то в руинах, что-то в довольно сносном состоянии. Это остатки  усадьбы Слотвинских. После них деревней владели Шишки. Их деревянную родовую часовню-усыпальницу (XIX век) можно увидеть и теперь. Стараниями местного ксендза она была восстановлена в 2009 году. 

Город Докшицы

Впервые упоминаются в летописях в 1407 году. В разное время принадлежали Монивидам, Гольшанским, Радзивиллам, Кишкам и др. С 1621 года получили статус местечка. В годы Северной войны (1700—1721) Докшицы были сожжены шведами. С 1793 года Докшицы входят в состав России.  В 1795 году населенный пункт приобретает статус города и годом позднее получает свой герб. В период войны 1812 года разграблен и сожжен французскими войсками. С 1920-го город находился в составе Польши, с 1939 года — в Вилейской области в БССР.

В псевдорусском стиле в 1900-м здесь была возведена из камня и кирпича Покровская церковь на месте старинного униатского храма, который стоял в Докшицах с 1514 года. Во дворах улицы Горького сохранилась водяная мельница из кирпича. Она была построена в 1920-м. У костела современной постройки можно увидеть старинный каменный крест.

Агрогородок Ситцы

В XVII веке в Ситцах существовала укрепленная усадьба, или замок, принадлежавшая сначала Бжостовским, а с конца XVIII века — Домейкам, родственникам известного Игната Домейко, национального героя Чили. Около 1830 года старый усадебный дом, от которого сохранились четыре колонны, был уничтожен пожаром, а вместо него построен деревянный усадебный дом с 12 комнатами и оранжереей. Но и он не сохранился до наших дней, был уничтожен во время  Второй мировой войны. Сохранилась от него в руинах брама с винтовой лестницей и четыре колонны  усадебного дома.

В 1913 году в ретроспективно-русском стиле в деревне  был возведен храм — церковь Святого Георгия.

Агрогородок Порплище

Деревянный костел Девы Марии был построен в 1937 году в стиле конструктивизма. Позже его приспособили под мастерские, школу. Возвращен верующим в 1990-м. У костела стоит придорожная часовня XIX века.  Спасо-Преображенская церковь в стиле классицизма вначале была воздвигнута как униатский храм (1627 г.). Обновлялась в 1794-м. В 1827 году реконструирована в православный храм, в 1883-м к ней пристроена колокольня.

Деревня Тумиловичи

На деревенском кладбище возвышается деревянная церковь Святого Георгия. Возведена она была в стиле народного зодчества в 1864 году на месте старинного храма. Правда, к какой конфессии относилась прежняя святыня, уже никто не помнит. Слева от входа в церковь, у ограды, сохранился огромный каменный крест. Возможно, он еще стоял при старом храме. 

Легенда от автора проекта

Стельмашник Никифор

Давно искал два одинаковых деревянных колеса от телеги, чтобы изготовить светильники в самой большой комнате своего дома. И вот, проезжая по улице одной деревни, во дворе краем глаза заметил старую телегу на деревянном ходу. Правда, задняя ось была только с одним колесом. Видать, телега давно была нерабочая. Как только я остановился, вышел мне навстречу хозяин дома, радушно распахнул калитку и пригласил зайти. Присели на узкую скамеечку вдоль забора под старым кустом жасмина. Разговорились. Объяснил, почему я заинтересовался телегой, вернее, ее колесами, рассказал, что хочу из них сделать.

— И вправду хочешь сделать из них светильники? — глядя прямо в глаза, неожиданно спросил мой собеседник.

Я еще раз подтвердил, растерявшись от такого вопроса.

— Просто многие, заполучив вещи, продают их. А дальнейшая  судьба этих вещей их не интересует, — сказал хозяин дома.

Он задумался, потом молча встал и взмахом руки позвал меня с собой.

Вошли в просторные сени дома  с небольшим окошком. По приставной лестнице он поднялся на чердак и подал мне оттуда пару небольших деревянных колес, выполненных очень искусно. Мы вернулись на улицу и опять  сели на скамеечку.

— Те колеса от телеги изношены и местами прогнили. А эти в самый раз для такого хорошего дела. А еще тебе, возможно, будет интересно услышать, откуда они у меня. Расскажу…

Так вот. Дед мой Никифор смастерил их. Знатный он был стельмашник — мастер по изготовлению колес. Очень сложное это ремесло, нужно сказать. Заказал ему колеса для брички хозяин фольварка, что был недалеко от деревни. Задаток уплатил. Это дело было как раз перед страшным 37-м. Увезли хозяина фольварка того на черном воронке. А был он человеком образованным и рачительным. Жители деревни прежде у него за сезон могли столько заработать, что зиму на печи просиживали всей семьей в достатке да с пропитанием.

Шли годы, а хозяин фольварка не возвращался. И дед мой, отложив два готовых колеса, строго домашним наказал их не трогать и не использовать. Вдруг заказчик вернется, деньги-то наперед уплачены. Так они в клети до сороковых и пролежали.

А перед самой войной деда не стало. Но, умирая, он наказал своему  старшему сыну, отцу, значит, моему, колеса беречь с теми же словами, что если вернется человек, не стыдно будет за него, старого, задаток отработавшего.

Отец мой дело деда продолжил. Вся деревня, да и ближайшие, на его колесах ездят и сегодня. Но вот этих, дедовых, колес он не тронул. Наказ выполнил. Так они все время на чердаке и хоронились. Понимаешь, какая ответственность была у людей? Совесть какая, порядочность. Сохраняли традиции, деловую честь. Не то что теперь…

Вот меня не станет, умыкнут ведь их, на деньги обменяют…

Немного помолчав, продолжал:

— А светильники — дело хорошее. На это их и подарить не жалко. Светить, значит, в доме будут. Да и путнику вроде маяка. А для меня, старого, надежда. Ты об этом напиши… Вдруг родственники того хозяина фольварка прознают да на свет твой и придут…

Что можно было сказать после таких слов? Я слушал этого человека и испытывал гордость и уважение за наших предков. Талантливых и трудолюбивых, знающих, что такое достоинство и честь.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.