Культура

№32 от 10 августа 2016 года

Ирония в судьбе Ахеджаковой
Ирония в судьбе Ахеджаковой
На XXV Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» в программе «Театральные встречи» с аншлагом прошел спектакль «Мой внук Вениамин». Главную роль в нем сыграла народная артистка России Лия Ахеджакова. Всенародная любовь пришла к актрисе после роли в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». За роль Верочки в картине «Служебный роман» она награждена Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. Потом были «Гараж», «Небеса обетованные». За роль в «Небесах» Ахеджакова получила российскую Национальную кинематографическую премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана. Второй раз эту награду ей вручили за роль в фильме «Изображая жертву». В 2014 году актриса получила третью премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
–– Лия Меджидовна, вы часто вспоминаете детство?
–– Мое детство было послевоенное. Когда окончилась война, мне было семь лет, и я хорошо помню, что кругом была разруха, нищета, все голодали. Я выросла в театральной семье, где мама была актрисой, а папа — главный режиссер Майкопского  драматического театра, который, чтобы выжить, постоянно гастролировал. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли отвлечься, забыть о проблемах, голоде. Все мое детство прошло за кулисами, я знала наизусть все постановки. Поэтому хотела быть актрисой, как мама. К тому же очень любила кино и мечтала в нем сниматься. Помню, денег на билеты не было, поэтому с друзьями мы приходили к летнему кинотеатру, залезали на забор и, рискуя упасть с большой высоты, смотрели все фильмы. Особенно меня потрясли киноленты Феллини «Дорога» и  «Ночи Кабирии». Их я смотрела по несколько раз.
–– Как вам удалось осуществить свою мечту?
–– Папа согласился отвезти меня в Москву с тем условием, что я поступлю на журфак МГУ и стану журналисткой. Он попросил своего знакомого проверить мой уровень подготовки по литературе. Но в результате тот констатировал, что к поступлению в МГУ я не готова. Оказавшись в Москве, я обошла многие театральные студии. Но видя, что роста у меня нет, голоса нет, слуха нет, все советовали подумать о другой профессии, в глаза мне заявляли, что актрисой я никогда не стану. Но со своей мечтой я не рассталась, и чтобы не уезжать из столицы, поступила в случайный вуз — как сказал папа: «Вот хороший институт — цветных сплавов и золота». Там я проучилась полтора года и с увлечением играла в институтской самодеятельности. А когда узнала, что ГИТИС набирает адыгейскую студию, бросила институт и поступила туда.
–– Но вы не уехали после окончания студии в Майкоп, а стали играть в Московском ТЮЗе...
–– В Московском театре юного зрителя я проработала 16 лет как актриса травести, хотя думала, что буду играть юных прекрасных девочек, например Джульетту Шекспира. А пришлось играть неодушевленные предметы — например, куриные ножки.  Любимые роли были ослик Иа-Иа в «Винни Пухе» и Пеппи Длинныйчулок. Не знаю, сколько бы я еще выдержала, если бы не мое увлечение постановками Анатолия Эфроса. Мы с подругами много раз ходили на его спектакли, а затем мне повезло пообщаться с ним, и Эфрос пригласил на маленькую роль в своем спектакле. Он посоветовал мне уйти из ТЮЗа, где у меня нет развития, и порекомендовал «Современник». Удивительно, но каким-то чудом я попала туда. Долгое время играла лишь эпизоды, пока не познакомилась с Романом Виктюком, который предложил мне главную роль в его спектакле «Квартира Коломбины». К моему счастью, постановка имела огромный спех. Эта роль спасла меня в профессии, потому что после нее меня заметили режиссеры.
–– Расскажите, как вы познакомились с Эльдаром Рязановым?
–– Произошло это случайно. Мише Богину для фильма «Ищу человека» нужна была незнакомая актриса с таким лицом, как у меня. Неожиданно моя роль в фильме была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Картину эту посмотрел Рязанов, ему понравилась моя игра, и он позвонил мне с предложением сняться в «Иронии судьбы». Я прочитала сценарий и расстроилась, что играть в фильме нечего. Когда мы с ним встретились, то я ему сказала: «Эльдар Александрович, я вас обожаю как режиссера, но сниматься в этой маленькой роли не буду, лучше дождусь, когда вы мне предложите полноценную». На что Рязанов ответил: «Лучше сняться у хорошего режиссера в небольшой роли, чем в главной роли у неизвестного». Я подумала и согласилась. И до сих пор благодарна Эльдару Александровичу, что он не обратил внимания на мой каприз и уговорил меня сниматься. В дальнейшем он появлялся в моей жизни в самые тяжелые моменты и отвлекал от неприятной реальности. Я знаю, что в сценарии «Сослуживцев», написанном в соавторстве с Эмилем Брагинским, была длинноногая, красивая секретарша. Но Рязанов убедил Брагинского, что это будет не интересно зрителю, и предложил полную противоположность — меня, ростом всего полтора метра. Но особенно я благодарна моему любимому режиссеру за фильм «Старые клячи», где Рязанов снял меня вместе с моим отцом. У отца эта роль была единственная, поэтому он очень волновался на съемочной площадке, но, по-моему, роль удалась. Мне приятно, что Эльдар Александрович называл меня «Чаплином в юбке».
Сейчас же мне больше интересен театр, потому что в театре живая встреча со зрителями, ты чувствуешь, нравится им, как ты играешь, или нет. Я подпитываюсь энергией зала, поэтому с удовольствием выхожу на сцену.
–– Лия Меджидовна, у вас десятки киноролей. Вы любите себя на экране?
–– Я стараюсь не смотреть эти фильмы, потому что это для меня каждый раз травма. Во-первых, я ужасаюсь тому, что постарела. Во-вторых, мне кажется, что я сыграла плохо и могла это сделать лучше. А еще каждый раз расстраиваюсь, что хорошие эпизоды, которые мне нравились, вырезали, а плохие по каким-то непонятным мне соображениям оставили.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики