150 золотых маршрутов моей Беларуси

№30 от 27 июля 2016 года

Толочин
Толочин

Авторский проект художника,
реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В Х-ХІІ веках земли нынешней Витебщины были покрыты дремучими девственными лесами. Во многие из них не ступала нога человека. Территория, прилегающая к акватории рек Друти, верхнего течения Днепра, Западной Двины была подобна бескрайней сибирской тайге.  Единственными путями сообщений были реки. Древний торговый путь из варяг в греки — это водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в IХ—ХII веках шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, далее волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и потом в Черное море. Наши предки строили ладьи и струги, а переволочане переволакивали их с верховья Друти вверх по Кривой до начала Усвейки, чтобы они дальше под парусами и на веслах морем Усвиж-Букским плыли до Рубона-Эридана-Западной Двины и далее вниз, в Византию, в неизведанный мир.

Так на одном из ответвлений древнего торгового пути и возник летописный Друцк.  Друцкое городище  — это уникальный памятник, лучший в Беларуси по сохранности остатков раннего средневекового города. Самая высокая часть, обнесенная валом, — княжеский детинец (городище). Здесь был «княждвор», а рядом жили обслуживающие его ремесленники. К детинцу примыкал «окольный город» — укрепленная часть, где жили бояре, далее шел неукрепленный посад.

В этом маршруте мы знакомим вас с достопримечательностями Друцка, Толочина и других населенных пунктов Витебщины.

Деревня Соколянка

Дорога на Соколянку с М1 в терпимом состоянии, и любопытному путешественнику стоит заехать на кладбище деревни. На нем сохранились древние каменные кресты.

Деревня Голошево

В Голошево стоит посмотреть на бывшую усадьбу Циундзевицких, построенную в стиле классицизма.  Сохранился кирпичный усадебный дом, хозяйственные  постройки  предположительно конца XIX—начала XX века и часть старинного парка. В советское время в этом доме располагалась школа. Сейчас здание приходит в запустение и начинает разрушаться. На берегу озера, недалеко от усадьбы, стоит каменный крест, возможно, это гость из далекого Средневековья.

Деревня Монастырь

Каменная Троицкая церковь была построена в ретроспективно-русском стиле в 1890–1896 годах и входила в состав Неклюдовской Борисо-глебской пустыни.

Неклюдовская пустынь (удаленный мужской монастырь) была учреждена решением Святейшего Синода в 1885 году. Устроена она была действительным статским советником Филиппом Лешковым в принадлежащем ему имении Неклюдово, которое он пожертвовал пустыни со всеми земельными угодьями и постройками. С 1944 по 1956 год Троицкая церковь была приходской. В 1962 году ее закрыли. В мае 2005 года она была приписана к Свято-Покровскому женскому монастырю в Толочине и в ней начались реставрационные работы, которые продолжаются.

Деревня Пламя

Усадьба «Старая Белица» в стиле позднего классицизма была построена в начале XIX века и подверглась перестройке во второй половине XIX — начале XX века. Помимо усадебного дома, комплекс включал пейзажный парк с озером и хозяйственные постройки.  В XVII–XVIII веках имение принадлежало Сапегам, позднее — Святским (до 1918 года). В 1903—1904 годах в Старой Белице в конторе Кароля Святского служил будущий классик белорусской литературы Янка Купала.

После Второй мировой войны в усадебном доме находилась школа механизаторов. В начале 1990-х здание было заброшено и вскоре сгорело в результате поджога. Сохранились только часть наружной стены главного фасада и восьмигранная двухъярусная башня, имевшая отдельный вход.

Деревня Каменное Кривое

В деревне Каменное Кривое сохранились трехэтажная кирпичная водяная мельница, постройки конца XIX века и остатки усадьбы Хоментовских — часть старинного парка, пруд с так называемым чайным островом, деревянный хозяйственный дом. Возле пруда растет старый дуб, которому на вид несколько веков.

Водяная мельница расположена на краю деревни у дороги Толочин — Круглое на берегу речки Кривой, недалеко от места ее впадения в реку Друть.  По воспоминаниям старожилов, в послевоенное время она еще действовала — люди привозили сюда молоть зерно. Недавно мельницу пытались выкупить, но желающие это сделать не нашли взаимопонимания с местными властями.

Город Толочин 

На месте нынешнего костела Святого Антония до войны 1812 года стоял деревянный храм, сожженный впоследствии французскими войсками. После войны началось строительство нового — каменного — в стиле эклектики.  Царское правительство выделило часть средств и позволило разобрать на кирпичи бывшие таможенные постройки, а помещик Славинский пожертвовал сто тысяч кирпичей. Собранных средств для завершения строительства не хватило, и работы были приостановлены. И лишь к 1853 году строительство храма было завершено. В начале XX века проведен ремонт, после которого костел, крытый гонтом, обзавелся крышей из оцинкованного железа. В 1930-х годах храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в его подвалах содержались пленные красноармейцы. После войны в костеле были склад и весовая мастерская. Еще в начале 1980-х годов на стенах сохранялись старые фрески, а в полу был открыт лаз в подвалы и, возможно, к подземным ходам, о которых ходят легенды. В начале 1990-х велись обсуждения о том, чтобы превратить здание костел
а в музей, но в итоге верующие отстояли здание для его первоначального предназначения. Это единственный католический храм на три окрестных района. 

Можно в городе увидеть храм бывшего монастыря базилиан (ныне Свято-Покровская церковь).  У этого храма долгая и до конца еще не изученная история. Известно, что здание было возведено магнатами Сангушками в 1769 году на месте костела 1604 года, возведенного Львом Сапегой, владевшим тогда Толочином. Ведутся исследования — построен храм на фундаменте более раннего деревянного или же виленское барокко пристраивалось к стенам уже существующего каменного. В 1779 году при образованном здесь базилианском монастыре построен монастырский корпус, в котором были жилые помещения, трапезная и «теплая церковь». Как известно из летописных источников, в 1796 году костел был передан униатам, а с 1804-го это православная церковь.

Агрогородок Друцк

Вкладная запись Друцкого Евангелия (XIV век) свидетельствует о возведении в 1001 году в городе Друцке церкви Рождества Богородицы — одного из первых христианских храмов на территории современной Беларуси. В средние века Друцк был могущественным городом с деревянной оборонительной крепостью. Сохранились как сам детинец (замковая гора), так и окольный город. В Друцке было организовано несколько археологических экспедиций. Выявлены остатки посада. Производились раскопки кургана вблизи окольного города, где было обнаружено массовое захоронение, в котором центральным являлось погребение княжича 7-8 летнего возраста под каменным саркофагом. Вместе с ним были захоронены его дружина и обслуга. Друцк знаменит еще своим княжеским родом — князь Борис Друцкий (основатель города Борисова), сын его Рогволод Борисович княжили и в Полоцке. Софья Друцкая-Гольшанская — основательница великокняжеской королевской династии Ягеллонов также родом из Друцка. Сам Ягайло и Витовт приезжали на сватовство к ней в Друцк. Из рода князей Друцких-Соколинских — княжна Богдана, мать Льва Сапеги.

Сегодня от Друцкого замка остались величественные земляные валы.

Деревня Реучье

Часовня-усыпальница расположена на природной возвышенности возле Халяпинки — родового имения Хоментовских, недалеко от деревни Реучье. Петр Михайлович Хоментовский, похороненный в 1900-м  в этой часовне, был знаком с царем Александром II. В 1862 году по личному указанию императора был назначен начальником интендантского управления Варшавского военного округа. В 1870-м стал генерал-лейтенантом и был переведен на службу в военное министерство в Петербурге. Имел гражданский чин III класса — тайный советник, исполнял обязанности чиновника высшего ранга. Там же проходило общение с родным братом генералом Михаилом — другом Федора Достоевского. За героическую оборону Севастополя был удостоен звания кавалер орденов «Знак отличия», а также орденов Белого орла, Святого Александра Невского.

Лукошко с клюквой

Еще совсем недавно в этой деревне дымились трубами несколько домов, теплилась жизнь. С утра кричали петухи, вечером скрипели коловоротами колодцы, поднимая в оцинкованных ведрах вкусную воду. Покосившиеся заборы еще четко делили сады и огороды. А на подворьях были стойла со слежавшимся сеном. До поздних сумерек на скамейках и зедликах можно было увидеть группки жителей деревни, рассудительно разговаривающих о дне прошедшем.

Сегодня деревня Зеленые Дубы нежилая, в память о ней расскажу вам легенду, записанную в этих местах несколько лет назад.

…Как давно это было — вряд ли кто уже и вспомнит. А вот ближайшие деревни своими названиями и сегодня говорят, что здесь когда-то лежало обширное болото. Так вот, однажды собралась молодежь да детвора малая на это самое болото за клюквой. Одна из девушек местных, собирая ягоды, отошла немного в сторону и увидела, что старое дерево, отжив свой век, упало на болотные кочки, придавив ногу старенькому дедушке. Он был небольшого расточка — такой низенький, с седой бородой. Стала звать девушка на помощь, да, видать, ее друзья-подруги ушли уже далеко.

И тогда начала она голыми руками разгребать кочку  и кое-как освободила несчастного.  Тот на радостях своей спасительнице подарил лукошко из лозы плетеное. А на словах добавил, что оно непростое: само лукошко будет полниться, только станет девушка в него что-либо собирать. Одна просьба — о лукошке волшебном никому не сказывать, а не то  потеряет оно свою способность.

Выведя, прихрамывая, свою спасительницу на край болота, дедушка с ней попрощался. 

Так и повелось у девушки, как дедушка рассказал. Любую ягоду, иль с огорода, иль с сада, только положи в лукошко — и оно сразу ж до краев становится полным.

Приходит время, и наша героиня влюбляется в юношу, соседа через улицу, у которого были парализованы ноги. Родился он горемыкой или какое несчастье с ним случилось — нам не ведомо.

Как ни отговаривали девушку ее родители и подружки от такого выбора,  но она на своем настояла. По зову сердца вышла замуж, и молодые зажили в отдельном доме.

Несмотря на свое увечье,  молодой хозяин оказался мастеровым человеком. Особенно удавалось ему плетение из лозы коробов, корзин. Они у него получались на славу, и товар шел нарасхват, не залеживался, принося семье доход немалый. Работал мужчина сил не жалея —  только подноси материал, лозу из ближнего болота. Молодая жена и стала заниматься ее заготовкой.

И вот однажды, когда она нарезала да собрала добрую вязанку лозы, хотела ее на спину взвалить, вдруг откуда ни возьмись — тот самый старичок появился. Как из-под земли. С бородой да кнутом длинным…

Продолжение следует.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.