Экономика

№21 от 26 мая 2016 года

Никита ИСАЕВ: «Выйти на рынки Европы просто»
Никита ИСАЕВ: «Выйти на рынки Европы просто»

В экономическом укладе жизни все меняется так быстро, что уследить за изменениями не поспевают даже специалисты, что уж говорить о рядовых гражданах. Сколько лет должно пройти, прежде чем экономические реформы в России дадут результаты? Как выстраивать сегодня экономическую политику России и Беларуси? Об этом рассуждал на встрече, организованной Международным медиа-клубом «Формат А-3» директор Института актуальной экономики (Россия) кандидат юридических наук Никита Исаев.

Экономика прошлого

Создание экономики по социалистическому типу, с отсутствием частной собственности, к которой некоторые предлагают вернуться сегодня, это ошибочная версия. В 60–70-е годы в угоду высокой цене на нефть мы отказались от косыгинских реформ, и в итоге пришли к иждивенческой системе, которая и развалила СССР. Наши ресурсы, полезные ископаемые, военно-промышленный комплекс — все это должно курироваться государством, а остальное надо освободить от такого рода вмешательства. Эффективным собственником может являться лишь частное лицо, которое понимает результаты своего труда. Мы живем в мире, в котором управлять только через государственные институты невозможно.

Пример Беларуси

Цель моего приезда — понять настроения общества, узнать, какими проблемами и заботами живет наш главный партнер и союзник. Есть ощущение, что Россия в последние годы также идет по белорусскому пути. Попытки усиления роли государства и президента, определенные политические трансформации внутри страны — мы действуем по уже знакомой логике, и здесь Беларусь является для нас неким пионером на постсоветском пространстве. Я второй раз в Минске. Первый был в 2001 году, скажу честно, что, приехав сегодня, вижу самый чистый город в мире. И говорю это, не пытаясь сделать вам банальный комплимент. Высокая культура быта, эстетика столицы очень важны для ощущения внутреннего комфорта. Создано государство, которое привлекательно как для собственных граждан, так и для иностранных.

Дешевый рубль

На мой взгляд, действия российского правительства являются во многом причиной того экономического краха, в котором находится страна. В 2015 году оно не воспользовалось шансами по перезапуску экономики, несмотря на достаточно выгодную конъюнктуру рынка. Известно, что дешевый рубль — это всегда возможность для перезапуска экономики. Антисанкции дают возможность достаточно эффективно развивать внутренний рынок, реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, но ничего сделано не было.

Антикризисный план 2015 года, который был разработан в объеме 2,7 триллиона российских рублей, был направлен просто в государственные корпорации и фактически не развивал экономику, а даже «тушил пожар керосином», наполняя убыточные госкорпорации. Эта система пагубная с точки зрения развития вертикальной интегрированной системы предпринимательской деятельности.

Нефть: вверх или вниз?

Либо нефть сильно поднимется (а в этом я сильно сомневаюсь), либо нам придется диверсифицировать экономику и идти вслед за теми глобальными процессами, которые происходят в мире. Подход предельно простой: у нас крайне низкая производительность труда, происходит огосударствление экономики, а малый и средний бизнес имеют невысокую долю, и это сильно бьет по возможностям балансировать экономикой в период кризиса, поскольку именно сфера услуг вытягивает население в тот момент, когда падают возможности государства. У нас крайне слабая инновационная составляющая, мы сегодня живем в постиндустриальном мире, и те предприятия, на которые делали ставку ранее, уже не рентабельны, их приходится или закрывать, или напрямую поддерживать убыточные производства.

Высокие технологии

Высокотехнологичное производство может помочь решить проблему повышения производительности труда. В России в середине нулевых годов написали стратегию социально-экономического развития, ее потом утвердили, причем она была рассчитана вплоть до 2020 года и называлась инновационной стратегией, предполагающей высокую производительность труда, автоматизацию производства, уход от физического труда и т.д. К сожалению, два кризиса — 2008-го и 2014 годов — фактически спутали все карты. Сейчас приходится выполнять наши социальные обязательства, и мы не можем направлять средства в инфраструктуру и модернизацию производства.

Но есть куда стремиться: и российский, и белорусский потенциал способен создать те производства, которые могли бы стать двигателем высоких технологий в сфере науки и космоса.

Вектор развития

В нулевые годы руководство Беларуси очень удачно пользовалось теми политическими, логистическими, транзитными возможностями, человеческим потенциалом для того, чтобы создать социально-ориентированную экономику. И оно это сделало более эффективно, чем любая другая страна постсоветского пространства. Сейчас иная реальность, и нам, России и Беларуси, необходимо создавать что-то новое и предлагать своим гражданам и миру. Знаю, что у вас повысили пенсионный возраст, а также стоимость услуг ЖКХ. Это вынужденные меры, которые приходится принимать, и люди должны это понимать: в противном случае произойдет бюджетный кризис, а он может создать еще больше серьезных проблем.

На мой взгляд, Беларусь должна обратить внимание на обрабатывающее производства, на экспорт и переработку сырья из России, своего главного союзника и партнера. А потом поставлять продукцию на рынки Европы, Средней Азии и Украины. Беларусь должна пользоваться российским рынком сбыта в рамках Евразийского экономического союза, использовать создание совместных предприятий, пользоваться дистрибьюторскими сетями на территории России и стран бывшего СНГ в рамках ЕврАзЭС для реализации своей продукции.

Выход на рынки

Выйти на рынки проще, чем некоторые думают. Сегодня в Европе так называемая стагфляция, ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики сочетаются с ростом цен — инфляцией. Отпускные цены начинают существенно снижаться, разоряются предприятия, относящиеся к европейскому малому и среднему бизнесу, и за счет этого они уходят с рынка. Остаются свободные ниши для сбыта своей продукции. И Россия, и Беларусь должны воспользоваться этой ситуацией в Европе. Мы имеем конкурентную цену в связи с относительно недорогими курсами наших национальных валют, что обеспечивает нам хорошую конкурентную среду, даже с учетом возможных санкционных подходов. Те шаги, которые делает ваш президент, на мой взгляд, достаточно интересные и грамотные с точки зрения умения по-честному вести диалог с разными партнерами. При этом не ставя под угрозу отношения с каждым конкретным партерном.

Благодаря в том числе и поддержке России, в Беларуси удалось создать социальное государство, платить нормальные пенсии, высокие зарплаты. Но сейчас, когда цена на нефть упала, обе экономики упали, жить, как раньше, уже не получится. Наши страны имеют слабо развитый частный сектор. К примеру, сфера услуг, которая является основной в странах с преобладающим городским населением, в структуре ВВП Беларуси составляет всего 15 процентов, России — 20 процентов. В обоих государствах необходимо развивать малый бизнес, а гражданам наших стран — готовиться зарабатывать и понимать, что нельзя быть иждивенцем в изменившемся мире.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.