Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Тема номера
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№20 от 18 мая 2016 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: КОРМА
150 золотых маршрутов моей Беларуси: КОРМА

Авторский проект художника,
реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В Гомельской области населенных пунктов с названием Корма несколько. Кормой на Гомельщине называют заводь. Вот и деревня, о которой ниже пойдет речь, раскинулась на берегу реки Хорапуть. И стоит в той деревне православный храм. На первый взгляд — совершенно обычный, таких множество на белорусской земле. Но в нем побывали уже тысячи паломников — там покоятся нетленные мощи Иоанна Кормянского.

Родился Иоанн Гашкевич 20 октября 1837 года (по новому стилю) в семье священника. В 1876-м отец Иоанн получает разрешение на перевод в храм святителя Николая деревни Огородня Гомельского уезда (сейчас Добрушского района). В новом приходе он приложил много трудов по благоустройству церкви. Сам же батюшка до конца своих дней не имел недвижимой собственности, проживал в церковном домике, ветхом и крытом соломой. Он не ел мясной пищи и предавался строгому посту. Отец Иоанн призывал всех к покаянию, он говорил: «Грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение». А еще священник часто повторял слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

Умер Иоанн осенью 1917 года. Ему было 80 лет. А через несколько лет храм закрыли, превратив в зерносклад,  в послевоенные же годы сожгли. Все оставшееся от пожара снесли трактором в ров. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб с телом Иоанна, находящийся с правой стороны  алтаря, выдержал. Только при раскопках фундамента церкви его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Вот тогда люди вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь…

Он предсказывал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру — солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». Однажды при служении в храме батюшка увидел над Престолом большой крест. После этого явления он сказал своему сыну Иоанну: «К тебе в храм придет Матерь Божия, после Ее посещения храм опустеет». Что и произошло в 30-е годы ХХ века, через 20 лет после смерти батюшки. Многие прихожане помнили, как в храм вошла женщина, необычно одетая. Она подошла к Чаше молча, без исповеди. Люди стояли и смотрели, как завороженные. Вскоре храм закрыли и отца Иоанна-младшего отправили в ссылку, вот тогда и вспомнил молодой священник пророческие слова своего отца…

Деревня Глыбоцкое

Рождество-Богородицкая церковь построена в 1849 году зажиточным крестьянином Карпом Леоновичем Луцковым. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте. Относится к псевдорусскому архитектурному стилю. В годы коллективизации храм закрыли. С началом Великой Отечественной войны немецкие власти разрешили открыть храм, в котором начались богослужения. С тех пор они ведутся и по сей день.

Деревня Гадичево

Свято-Екатерининская церковь в деревне Гадичево построена в 1822 году в стиле классицизма английским архитектором Джоном Кларком по инициативе государственного канцлера Российской империи, владельца гомельского имения графа Н.П. Румянцева. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей из храма. Согласно  «Справке о закрытии Гадичевского молитвенного дома и передаче его здания колхозу «Красное Знамя», представленной в исполком Терюхского сельского Совета летом 1960 года: «...Гадичевская церковь была впервые закрыта в 1936 году и переоборудована под клуб. С нее был снят купол, внутри здания была сделана сцена».

В конце 1941-го группа верующих захватила клубное здание и вновь открыла в нем церковь. Через пять лет здание молитвенного дома было передано верующим. В 1947 году на церкви возвели новый деревянный купол, а в январе 1961-го храм был вновь закрыт. После закрытия «...здание церкви использовалось некоторое время в хозяйственных целях». Только в декабре 1989 года она была возвращена православным.

Город Добруш

Первое упоминание о городе относится к 1560 году — в то время Добруш входил в состав Великого Княжества Литовского. Город славился местными ремесленниками, производившими известные своим качеством паруса и канаты. В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Добруш оказался в составе Российской империи, и через несколько лет императрица Екатерина II подарила его фельдмаршалу П.Румянцеву. Однако самые яркие страницы истории города связаны со следующими владельцами — княжеским родом Паскевичей. В 1889 году в городе была построена первая в Беларуси гидроэлектростанция. В 1896-м Федор Паскевич построил бумажную фабрику. Она и сегодня хорошо известна белорусскому покупателю. 

Сохранилось в городе здание школы XIX века (сейчас здесь музей). Можно увидеть рядовую застройку. Отличительная черта добрушских домов — резные карнизы на окнах, производством которых знамениты местные ремесленники. В городе сохранилось трехэтажное здание больницы, построенное в 1871 году.

Агрогородок Корма

Сохранилась интересная рядовая застройка XIX века. В псевдорусском стиле из кирпича в 1896 году здесь была возведена Покровская церковь. В храме хранятся нетленные мощи святого Иоанна Кормянского.

Поселок Кореневка

Первоначально этот кирпичный бело-красный дом использовался как винокуренный завод, однако уже в 60-е годы XIX века граф Паскевич превратил его в настоящий усадебный дом, вокруг которого был разбит живописный парк, перед домом — красивое искусственное озеро. Фрагменты парка можно видеть и сегодня. От хозяйственного двора, когда-то располагавшегося недалеко от усадебного дома, сохранилась водонапорная башня.

Агрогородок Черетянка

Успенская церковь в псевдорусском стиле возведена в 1868 году. Ее наружные стены украшены объемными равносторонними крестами и круглыми розетками.

Агрогородок Красный Партизан

До 1938 года деревня носила название Плутовка. В стиле деревянного зодчества здесь построена церковь Рождества Богородицы (1892). Храм — памятник народного деревянного зодчества. До 1980 года он не действовал. Этот красивейший храм сейчас в удручающем состоянии.

Деревня Огородня Гомельская

Сохранился красивый жилой дом, который был возведен здесь в 1886 году. До недавнего времени в нем работала местная библиотека.

Агрогородок Ленино

Раньше это была деревня Поповка. От церкви Святого Николая здесь остались лишь руины. Храм был построен в 1882 году, а в 1961-м церковь сгорела.

Деревня Старый Крупец

В 1804 году в этой деревне строится Троицкая церковь, в середине XIX века на месте обветшалого храма возводится новое строение в псевдорусском стиле из дерева. Эта церковь сохранилась до сих пор.

Призрак Замковой горы

Очень давно на высоком берегу Сожи, где сейчас высится город Гомель, возведен был нашими далекими предками огромный деревянный замок со множеством башен, резными арками и перекидными мостами. Мужества и силы было не занимать жителям этого  укрепления: неоднократные набеги татар удерживала эта твердыня, а если и нанесен был урон крепости, то немедленно ее восстанавливали, и гарнизон снова нес свою нелегкую службу, защищая наши вольные земли.

И вот в очередной раз несметные полчища кочевников, переправившись через реку, уже не первый месяц держали в осаде крепость, а вместе с нею и людей, сбежавшихся сюда со всей округи, чтобы схорониться в ее стенах. После ожесточенного боя, получив смертельные раны, медленно уходил из жизни князь. И призвал он к себе трех дочерей своих да троих воинов самых преданных, выигравших с ним не одно сражение. И обращается к ним он с такими словами:

— На этот раз нам не устоять. Падут вот-вот стены, и к вам обращаюсь я, воины мои верные. Спасите дочерей моих, поднимитесь на лодках по трем рекам к самым их истокам. Благословляю вас отцовской любовью, и если на то будет воля богов и предков наших, семьи образуйте и заложите каждый род свой, будьте преданны и верны друг другу, храбры в бою, трудолюбивы в поле, милостивы к людям. 

Князь отпустил воинов и остался наедине с дочерьми.

— Так угодно небу, — говорит он, — чтобы мы расстались навсегда. Похороните меня здесь, в стенах крепости. Но я бы хотел держать связь с вами и  после моей кончины, для родов ваших быть покровителем, в делах верным помощником. Сделайте так, как я вам велел в моем последнем наказе. Когда вы обживетесь да обустроитесь, во время летнего равноденствия, праздника почитания великого солнца животворящего, сооружайте плоты небольшие, каждая готовьте подношения да венки, цветами украшенные. Складывайте на плоты, поджигайте да сплавляйте по течению. Воды ваших трех рек, слившись в одну, к моему доберутся берегу, а я уж непременно встречать их буду, омою лицо водою и стану молить небо о вас и потомстве вашем славном.

Дочери наказ отца исполнили —  слово родительское законом было. И с тех пор с горы замковой в воды Сожа полноводного каждый год, когда солнце стояло в небе дольше обычного, выходил призрак князя на берег, на колени  опускался, лицо омывал, а потом уходил в город. Легенда гласит, что дети старого князя ушли к истокам реки Беседь, Остер  и Ипуть. А призрак князя появлялся из года в год до тех пор, пока останки замка деревянного не снесли  да на его месте не возвели каменный дворец. Но кто знает, может, и сегодня призрак старого хозяина замка спускается к берегу Сожа…

«Почему мы его не видим?» — спросите вы. Возможно, все дело в нас, в нашей памяти и вере,  вернее, неверии…

Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.