Культпоход

№19 от 11 мая 2016 года

Не весенняя премьера

Весной мы жаждем новых впечатлений — легких, позитивных, солнечных! Но жизнь не следит за временами года, и самые сильные впечатления далеко не всегда легкие и позитивные. Для меня одним из самых ярких событий этой весны стала премьера в Купаловском театре спектакля «Две души» режиссера Николая Пинигина. Постановка совершенно не весенняя, не радостная, но очень сильная и долгожданная для белорусов. Произведение писателя, основателя белорусской философской прозы Максима Горецкого, написанное еще в 1919 году, поставили на отечественной сцене впервые, поскольку повесть долго была запрещенной.

Действие пьесы развивается в 1890-1930 годы. На фоне значимых исторических событий — Первой мировой войны, революций — переплетаются судьбы совершенно разных людей, которые поневоле оказались втянуты в игры власть имущих. А начинается история с того, что после смерти хозяйки в панском доме кормилица подменяет младенцев. В результате ее сын, крестьянин, становится молодым паничем Игнатом Абдираловичем (актер Роман Подоляко), получает хорошее образование в Московском университете, а после примеряет погоны офицера. Сын пана Василий (актер Иван Кушнерук) в свою очередь примыкает к большевикам. Как и все матери, женщина желала для своего сына лучшей доли, хотела чтобы он был счастливее, чем родители, чтобы имел успех и уважение… По простоте своей она даже не допускала мысли о том, что счастье не всегда зависит от денег и положения в обществе.

На протяжении всего спектакля создается впечатление, что Абдиралович как будто чувствует, что проживает не свою жизнь. Не знает – кто он, за кого он. Игнат не может выбрать – с националистами быть либо с коммунистами, с народом или с интеллигенцией... Кажется, что он потерялся. И вот как раз здесь кроется ответ на вопрос – почему так долго не ставили «Две души». Потому что советский человек не может быть не определившимся, он должен иметь четкую позицию.

Не секрет, что повесть «Две души» в какой-то мере автобиографическая. Создавая образ Игната Абдираловича, Максим Горецкий писал и о своих переживаниях, о том, как ему чужды были все эти разделения на своих и чужих. Как и многих литераторов того времени, Горецкого арестовали в 1930 году по обвинению в причастности к «Союзу освобождения Беларуси» и отправили в ссылку в Вятку, а в 1938 году расстреляли. Реабилитировали лишь через девятнадцать лет.

Повесть Горецкого было сложно уложить в спектакль из-за объемности материала, поэтому Николай Пинигин выбрал самое главное и разделил действие на 32 сцены. Авторы инсценировки Максим Климкович и Владислав Ахроменко перенесли действие в старое фотоателье. На экране зрители видят старые черно-белые фотоснимки и архивные документы – их специально для спектакля предоставил Радим Горецкий, племянник писателя, бывший вице-президент Академии наук БССР.

Несмотря на отдаленность событий, которые описываются в повести «Две души», постановка получилась весьма актуальной. Те вопросы, которые поднимаются в произведении, мы задаем себе и сегодня. И многие до сих пор не могут дать четкого ответа на них. Только вот неопределенность Игната Абдираловича мнимая – он не хочет быть с кем-то или против кого-то, он хочет оставаться человеком. А в чем причина неопределенности современного человека?



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Авторские фильмы ужасов — крайне редкие гости в нашем кинопрокате, но тем интересней их смотреть. В этом году в жанре «хоррор» ярко выделяются «Реинкарнация», лента дебютанта Ари Астера, фильм, удостоенный оваций стоя

У вас часто бывает ощущение: как же хорошо, что именно сейчас, в эту минуту я здесь? Ни там, ни вот там, а именно тут.

В понедельник, 26 ноября, на 78 году жизни в Риме скончался Бернардо Бертолуччи, самый младший из плеяды титанов итальянского кино.

Часто ли мы в последнее время видели достойные киноальманахи? Вопрос риторический.