Тема номера

№19 от 11 мая 2016 года

Народное вече сквозь призму времени
Народное вече сквозь призму времени

Всебелорусское народное собрание – важнейший институт в структуре белорусской модели демократии. Такая форма народовластия, предложенная Президентом Александром Лукашенко, органично вписывается в политическую систему белорусского государства, так как главное политическое предназначение этого форума – определение основных направлений и параметров развития страны, выработка плана экономического и социального развития на предстоящий пятилетний срок. Пятое Всебелорусское народное собрание пройдет в Минске
22-23 июня.

Оправдавшая себя форма управления является гарантией социально-политической стабильности страны. С одной стороны, она показывает, что белорусскому народу далеко не безразличны вопросы государственного строительства. С другой стороны, активность, с которой белорусские граждане включаются в подготовку и проведение собраний, обсуждение их итогов, доказывает, что этот форум — реально действующий механизм народовластия. Принципиальный учет народного мнения, целенаправленная работа по реализации пожеланий людей, четкое соблюдение данной последовательности позволяют каждому из нас действительно ощущать себя гражданином страны в полном смысле этого высокого звания.

Хронология народных форумов

Первый всенародный форум состоялся 19–20 октября 1996 года в Минске. Тогда впервые Президент решил на самом высоком уровне посоветоваться с народом по важнейшим проблемам государственного строительства, определиться со стратегией и тактикой развития белорусского общества. Так родилась новая демократичная форма общественной жизни — Всебелорусское народное собрание.

В работе первого Всебелорусского народного собрания принимали участие почти 5 тыс. человек — члены правительства, Администрации Президента и Совета безопасности, Конституционного суда, Верховного суда, депутаты Верховного Совета, послы, представители трудовых коллективов и творческих союзов, руководители национальных общин. Делегатов собрания избирали всенародно: в их выдвижении участвовало около 2,5 млн человек. На съезде также присутствовали делегации из России, Украины, Казахстана, Польши и Литвы.

Главной целью первого Всебелорусского народного собрания стало принятие основных положений программы социально-экономического развития и проекта Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями. С докладом на Собрании выступил Президент Александр Лукашенко. Он представил системный анализ состояния национальной экономики и основных направлений ее дальнейшего развития. Фактически глава государства отчитывался перед избирателями за те два года, в течение которых он занимал высший государственный пост. Участники первого в истории страны Всебелорусского народного собрания поддержали политический курс Президента, его инициативу по проведению республиканского референдума по Конституции, одобрили предложенную главой государства Программу социально-экономического развития на 1996–2000 годы.

В качестве базовой модели развития национальной экономики была выбрана модель социально ориентированной рыночной экономики, в которой существовала свобода для товаропроизводителя и в то же время перспектива для трудящихся. Приоритетными направлениями в Программе были определены развитие экспорта товаров и услуг, развитие жилищного строительства и агропромышленного комплекса. Документом предусматривалось формирование в Беларуси к 2000 году социально ориентированной рыночной экономики.

Собрание убедительно продемонстрировало, что никакие деструктивные силы не способны внести раскол между Президентом страны и избравшими его людьми. Всебелорусское народное собрание подтвердило, что здоровые силы общества выступают за сохранение мира и спокойствия в стране, настроены на созидательную работу во имя будущего народа. Заслуга первого Всебелорусского народного собрания состоит в том, что оно не только отвело страну от противостояния различных политических сил, но и определило курс развития государства.

Знаковым для Республики Беларусь стало второе Всебелорусское народное собрание, которое состоялось 18 мая 2001 года и прошло под лозунгом «За сильную и процветающую Беларусь. В работе форума приняли участие около 2,5 тыс. делегатов, избранных на городских, районных собраниях и собраниях трудовых коллективов наиболее крупных промышленных предприятий, проходивших во всех регионах страны. Среди тех, кому было доверено участвовать во втором Всебелорусском народном собрании, были 221 рабочий (8,8%), 273 работника сельского хозяйства (10,9%), 272 инженерно-технических работника (10,9%), 519 работников социально-культурной сферы (20,8%), 497 руководителей предприятий и организаций (19,9%), а также 718 студентов, предпринимателей, военнослужащих, пенсионеров и лиц других категорий (28,7%).

Восемьдесят один процент делегатов имели высшее образование, более 30% участников составляли рабочие, инженерно-технические работники и труженики сельского хозяйства. Среди делегатов было 17 Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, 513 человек, удостоенных других государственных наград, 175 человек, имеющих почетные звания.

Президентом страны на форуме были обозначены следующие приоритеты: внедрение новой техники и технологий, привлечение инвестиций. В качестве стратегической цели на новое пятилетие было выдвинута задача повышения благосостояния народа и уровня его жизни. Все для народа, для простого человека: и социальная защита, и рост реальной зарплаты, и сдерживание цен. Приоритетами в пятилетке были названы продовольствие, экспорт, жилье, инвестиции и инновации.

К этому времени в стране была создана эффективная система государственного управления, удалось остановить галопирующую инфляцию, сократить дефицит госбюджета. Валовой внутренний продукт за прошедшую пятилетку увеличился на 36%, продукция промышленности – на 65%, а инвестиции в основной капитал – на 26%. В эти годы в Беларуси ежегодно вводилось в строй более 3,5 млн кв.м жилья. Была обеспечена продовольственная безопасность страны. Экспорт увеличился с $5 млрд в 1995 году до $8 млрд в 2000 году. Кроме того, в 2000 году был превышен уровень самого эффективного в плане экономических показателей советской эпохи докризисного 1990 года. Объем производства промышленности, потребительских товаров, реальные денежные доходы населения и другие показатели были лучшими среди стран СНГ и значительно превышали те, что были намечены на первом собрании.

Третье Всебелорусское народное собрание состоялось 2–3 марта 2006 года, его девизом стал лозунг «Государство для народа». Оно подтвердило выполнение намеченных социально-экономических показателей. В его резолюции констатировалось, что Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001–2005 годы была реализована в полном объеме. Очередной пятилетний план развития страны вновь принимался не просто в совете с народом, а самим народом. Изменился не только состав третьего форума — он стал шире по представительству, но и форма его проведения. На протяжении работы всего Собрания была организована телефонная горячая линия, по которой каждый желающий мог высказать свое мнение и предложения по обсуждаемым на форуме темам, а также задать вопрос Президенту.

Основным принципом государственного строительства в очередной пятилетке стало кардинальное повышение качества жизни. Это нашло отражение в принятой на форуме программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. Всебелорусское народное собрание приняло соответствующую резолюцию, где была высказана поддержка предложенным руководством страны государственным приоритетам. В их числе: всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение, наращивание экспортного потенциала на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села, жилищное строительство, социально-экономическое развитие малых городов. Съездом также принято обращение, в котором подчеркивалось, что выработанная и апробированная за годы двух предыдущих пятилеток модель общественного и государственного строительства показала свою высокую эффективность.

Задачи, которые ставились на II Всебелорусском собрании, были выполнены в течение последующей пятилетки. ВВП продолжил свой рост, увеличившись с 2001 по 2005 год более чем на 43%. За этот же период объем промышленного производства потребительских товаров увеличился в 1,5 раза, капитальные вложения и инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, – почти в 4 раза, промышленность – в 2 раза, транспорт – в 2 раза, жилищное строительство – почти в 1,5 раза.

Делегатами четвертого Всебелорусского народного собрания, проходившего 6–7 декабря 2010 года, были избраны 2,5 тысячи человек. В работе форума приняли участие самые достойные представители белорусской общественности, те, кто реальными делами заслужил авторитет в своих трудовых коллективах и среди населения. Он объективно отразил социально-профессиональную структуру общества, в составе собрания находились 273 делегата (11%) — рабочие, 250 (10%) — труженики сельского хозяйства, 209 (8,4%) — инженерно-технические работники, 505 (20,2%) — представители социально-культурной сферы, 607 (20,3%) — руководители предприятий и организаций, 15% от общего числа участников составили предприниматели, военнослужащие, студенты и пенсионеры.

Внесенные на обсуждение положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы определили приоритетные направления развития государства, повышения уровня и качества жизни людей. В очередной раз народ реализовал свое неотъемлемое право — самому выбирать свой путь и самому решать свою судьбу.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы форум обозначил рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Достижение поставленной цели должно осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Экономическую политику государства в предстоящем пятилетии планировалось сосредоточить на эффективности и качестве, количественном отражении роста показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

По пути самоопределения

Непарламентские формы развития народовластия и самоуправления приобрели наиболее выраженные формы в революционную эпоху. К ним в определенной степени можно отнести и Учредительное собрание, и Советы. Последние активно участвовали в создании народной милиции, содействовали созданию фабрично-заводских комитетов и профсоюзов рабочих и служащих, солдатских комитетов в войсках, крестьянских на селе. В Беларуси наиболее значительным явлением революционной поры стал Всебелорусский съезд 1917 года. Инициаторами его созыва выступили несколько общественных и политических организаций. Основным вопросом было будущее белорусской государственности, а именно степень ее самоопределения и отношения с Российской демократической федеративной республикой.

Непарламентские формы народного самоуправления оказались востребованы в еще один переломный период истории нашей страны. 17 сентября 1939 года в условиях развала Польского государства, ставшего жертвой немецко-фашистской агрессии, войска Красной армии предприняли освободительный поход в Западную Беларусь и Западную Украину. Требовалось легитимизировать воссоединение Западной Беларуси и БССР, вхождение этих земель в состав СССР. Поэтому Политбюро ЦК ВКП(б) приняло 1 октября 1939 года постановление «Вопросы Западной Украины и Западной Беларуси», в котором были прописаны цели, сроки, процедура проведения выборов в Народное собрание, определялись также основные вопросы, которые должны на нем обсуждаться. Народное собрание торжественно открылось 28 октября 1939 года в Белостоке. На собрании присутствовали народные поэты Беларуси Янка Купала и Якуб Колас.

Разворот подготовил Дмитрий ШАМКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.