Культпоход

№18 от 04 мая 2016 года

Бегущий за ветром
Бегущий за ветром

Так называется книга Халеда Хоссейни, которая случайно попалась на глаза, но после прочтения выключила меня из окружающего мира на несколько дней. Нет, я ходила, разговаривала, работала, даже улыбалась, когда нужно. Но при этом была в некоем вакууме, как младенец в утробе матери, которому надлежало «созреть», чтобы ее покинуть. Настолько меня задело за живое прочтенное, что я боялась расплескать переполняющие эмоции раньше времени, не пережив их до конца…

«Бегущий за ветром» написан автором-афганцем. Спросите меня: о чем книга-то? Я даже сразу вразумительно не растолкую, слишком там много всего переплетено. Она про истерзанный войнами Афганистан. Про его обычаи. Про афганских детей. Про взаимоотношения отцов и сыновей. Про то, как мальчишки становятся мужчинами. Про страхи, которые привели к трусости. Про дружбу и предательство. И про то, что совершенные ошибки можно исправить.

Ключевой нитью через всю книгу проходят судьбы двух мальчиков: Амира и Хасана, которые росли вместе и были не разлей вода. Но Амир предает своего друга, который был готов честью (и жизнью, если понадобится) пожертвовать ради дружбы. И Амир принимает этот бесценный дар. Нет, ему не понадобилась жизнь Хасана, но честь и гордость друга безвозвратно были попраны кучкой хулиганов. Их зверское издевательство искорежило судьбы мальчиков навсегда. Причем обоих. И преданного, и предавшего. И если Хасан остался верен и чист душой до конца своих дней, то Амиру пришлось пройти очень долгий и горький путь, чтобы получить прощение и возможность, уже взрослым, искупить свой грех предательства.

…Вот казалось бы, что же может так зацепить европейского читателя в перипетиях афганских судеб и их родины? И войн у нас своих в истории хватает, и предательств, и вообще особенности менталитетов разнятся колоссально. А вот поди ж ты… Хоссейни потрясающе удалось приблизить к каждому читателю реалии такого далекого нам края и обитающих там людей. Сделать образы яркими, жизненными, чуть ли не родными, и всяческие культурно-религиозные различия уходят на второй, нет, даже на сотый план.

Когда переворачиваешь последнюю страницу, не находишь себе места. На душе очень тяжело. Почему? Ведь если начистоту: изложенная Хоссейни история, вернее, истории, героев уже были неоднократно рассказаны многими повествователями на разный лад и вряд ли сообщат читателю нечто новое.

Я удивлялась сама себе. Что же так всколыхнуло душу? Я перечитывала некоторые страницы вслух. Я выискивала отдельные предложения. Я старательно пыталась понять, как книга может привести в такое потерянно-вывернутое состояние. И поняла. «Бегущий за ветром» — это как лакмусовая бумажка. Ты вспоминаешь свои грехи и проступки. А они есть у всех. И очень часто совершенные именно в детстве. У каждого из нас есть что-то серое, темное, неправильное, сделанное/не сделанное когда-то и что мы не можем позабыть. И это зернышко горечи может жить в каком-то позаброшенном уголке памяти, пока в один прекрасный день не вырастет в уродливый сорняк, разъедающий душу и сердце. И вот Хоссейни дает надежду. На то, что если есть хотя бы крохотный шанс исправить сделанное когда-то, то им надо воспользоваться. И тогда придет успокоение. И ты сможешь запустить взлетающего к небу змея, как это делают афганские мальчики. Бегущие за ветром…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Авторские фильмы ужасов — крайне редкие гости в нашем кинопрокате, но тем интересней их смотреть. В этом году в жанре «хоррор» ярко выделяются «Реинкарнация», лента дебютанта Ари Астера, фильм, удостоенный оваций стоя

У вас часто бывает ощущение: как же хорошо, что именно сейчас, в эту минуту я здесь? Ни там, ни вот там, а именно тут.

В понедельник, 26 ноября, на 78 году жизни в Риме скончался Бернардо Бертолуччи, самый младший из плеяды титанов итальянского кино.

Часто ли мы в последнее время видели достойные киноальманахи? Вопрос риторический.