Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Тема номера
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Культура

№16 от 20 апреля 2016 года

Ирина Купченко: «Главное — воспитать чувства»
Ирина Купченко: «Главное — воспитать чувства»
«Обыкновенное чудо», «Старые клячи», «Забытая мелодия для флейты», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Звезда пленительного счастья»... Во всех этих любимых несколькими поколениями зрителей фильмах снималась замечательная актриса Ирина Купченко. А недавно вышла новая картина с ее участием — «Училка», которая сразу вызвала огромный интерес и была отмечена на фестивалях в Выборге, Смоленске, завоевала главный приз конкурса игрового кино – за безупречное мастерство, достоинство и честность — на кинофестивале в Выборге.
— Ирина Петровна, вы сразу согласились на главную роль в фильме «Училка»?
— Да, потому что сценарий меня заинтересовал. Учитель чрезвычайно важен в жизни каждого из нас. Роль в этом фильме дала мне удовлетворение. Я благодарна режиссеру, что появилась возможность высказать в роли свое мнение об учителях. «Училка» — первый фильм, с которым я езжу, потому что хочу, чтобы он дошел до зрителя. Сейчас кризис образовательной системы. В XXI веке дети знают все, их трудно чем-то удивить. А родители в семьях вслух обсуждают учителей... Главная проблема школы в том, что из нее убрали воспитательную функцию. А ведь именно в школьном возрасте, в 14–15, лет, формируется личность. Поэтому на школе лежит большая ответственность за наше будущее. Я полностью согласна с моей героиней, когда она произносит: «Гаджеты в ваших руках — это бессмысленные коробочки, которые заменяют вам жизнь». Осторожность и здравый смысл должны быть в воспитании подрастающего поколения. В фильме мы рассуждаем на эту тему и приглашаем вместе с нами подумать о современной школе. Он адресован и ребятам, и учителям, которые запутались в жизни. Им нужно помочь разобраться с проблемами. Помочь, чтобы не произошло такого, как в фильме. Сейчас очень много агрессии, и поэтому в наше время необходимы фильмы, которые помогают жить. Искусство не должно быть деструктивным, не должно разрушать психику человека, его представление о мире. Основная задача искусства — поддержать, помочь, воспитать чувства. Не в нравоучительном смысле, а именно с целью развить в каждом силу духа, желание жить и не терять надежды.
Я сыграла учителя в четырех фильмах, но, на мой взгляд, «Училка» — очень актуальный фильм. Педагог — это миссия, обществу нужно лучше относиться к учителю, нужно обратить внимание на оплату учительского труда. Все должно заканчиваться на ноте надежды. В нашей жизни в результате все так и происходит — мы все на что-то надеемся.
— Вы школу оканчивали в Киеве. С какими чувствами ее вспоминаете?
— Я не очень любила школу, где училась, мне не очень было интересно в ней.
— Ирина Петровна, сейчас модно открывать свои сайты, регистрироваться в социальных сетях для общения. Как вы к этому относитесь?
— Категорически отрицательно. В нашей молодости мы вполне без них обходились и были счастливы. Мы друг другу писали письма, звонили. А сейчас все общение заменили соцсети. Мне непонятно, как можно общаться анонимно? Еще более непонятно, для чего люди регистрируются под именами известных людей? Не понимаю, как можно не отвечать за свои слова, что угодно написать, очернить, оскорбить. Смешно отрицать, что в соцсетях много хорошего, полезного, но есть и недопустимые вещи. Особенно опасен виртуальный мир для подрастающего поколения — в него они настолько погружаются, что теряются в реальной жизни. Об этом нужно задуматься не только педагогам, но и всему обществу. Я читала, что Стив Джобс своим детям не разрешал пользоваться компьютерной техникой больше чем полчаса в день. И это правильно, потому что реальный мир ничем нельзя заменить.
— А вы не хотели бы передать свой опыт студентам в театральном вузе?
–– У меня нет потребности преподавать. Наверное, нет педагогического призвания. Я пострадала от учителей, когда училась в Щукинском училище. Диана Андреевна Андреева была прекрасная комедийная актриса, но когда она делала со мной спектакль «Чайка», где у меня была характерная роль Нины Заречной, она создавала его под себя — как бы она сыграла, а не я. К сожалению, она не понимала, что я — ее антипод, и для меня большей муки не было, чем работать с ней над спектаклем. То, что Андреева пыталась втиснуть в меня, я отвергала, сопротивлялась, потому что это не я. Так же и народная артистка СССР Цецилия Львовна Мансурова — она была прекрасной театральной актрисой, но когда мне что-то показывала, я отвергала, потому что совсем другая. После окончания театрального училища, для того чтобы меня взяли в театр Вахтангова, нужно было показать отрывок спектакля. И, к моему ужасу, мне нечего было показать — со своими преподавателями я не могла подготовить роль! Была слишком зажата, ничего не получалось. Театральный режиссер Александра Исааковна Ремизова, увидев мою растерянность, буквально за два дня поставила мне отрывок из спектакля. С ней было легко и приятно работать, потому что она доступно объясняла суть постановки, оценивала меня. Ей я благодарна за помощь — вот такие люди должны учить студентов. К сожалению, много хороших актеров идут в преподаватели без всякого призвания. А я считаю — чтобы быть хорошим преподавателем, нужно иметь педагогический талант.
— Почему после окончания школы вы поступили в Киевский университет на учителя иностранного языка, а не в театральный?
— С детства я увлекалась танцами и мечтала быть балериной. Но для балета  была слишком высокой, и в хореографическое училище меня не взяли. Любовь к балету у меня не пропала, я до сих пор его обожаю. А тогда с удовольствием стала посещать театральный кружок. Уже после первых занятий руководитель кружка сказал мне: «Деточка, твое место в театре». Но мои родители — папа военный, а мама — учитель английского языка — были против моего увлечения, и я не смогла ослушаться. Поэтому уступила им и поступила в Киевский университет на романо-германское отделение. Но уже после первого курса поняла, что это не мое, и уехала в Москву поступать в театральный вуз. В столице у меня не было никого, поэтому неделю ночевала на вокзале. Но судьба была благосклонна, и я поступила в театральное училище имени Щукина.
— Вам важно, как вы выглядите на экране?
— С возрастом уже неважно. Никогда я не мечтала получше выглядеть на экране. И никаких секретов вечной молодости у меня нет. Всем рекомендую меньше есть и больше спать. Моя фигура поддерживается голодовками. А актерская форма — только постоянной работой. Я счастлива, что занята в театре Вахтангова, где у меня много интересных ролей, что меня приглашают в кино.
— Актерские браки часто недолговечны. Что вы об этом думаете?
— Не нужно судить по профессии, потому что любая женщина может влюбиться! Человек в своих чувствах не властен. Любить, не любить – не он решает, это происходит помимо его сознания. Но человек властен в своих поступках. Вот в чем, собственно говоря, и разница.
— Как вы отдыхаете?
— Природа восстанавливает силы, поэтому свободное время провожу на даче. Люблю гулять в лесу, слушать птиц, сидеть под деревом и любоваться бабочками, птичками. Очень люблю выращивать на даче цветы, но, к сожалению, на это часто не хватает времени.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики