Культура

№13 от 31 марта 2016 года

Театральная весна
Театральная весна

Давно известно: в Могилеве весна традиционно приходит вместе с Международным молодежным театральным форумом М.art.контакт, который ежегодно проходит с 21 по 27 марта. И пусть на улице еще мороз, пусть тучи серы и ветер-проказник треплет волосы, улыбчивые и воодушевленные лица могилевских театралов, только что проснувшихся от зимней спячки, уверенно свидетельствуют о смене поры года и потеплении.
Припрятав заветные билеты в кармане, счастливчики с нетерпением толпятся у дверей могилевских театров – они уже готовы получить свою порцию ярких впечатлений, готовы плакать и смеяться вместе с актерами, открывать для себя новые грани современного театра, активно участвовать в обсуждениях.
Нужно отдать должное руководству Могилевского облисполкома и Могилевского областного драмтеатра, которые, несмотря на сложные финансовые условия, все-таки нашли возможности и средства на проведение театрального форума, ставшего за эти годы визитной карточкой города. Более того, организаторам удалось удержать высокую планку фестиваля – все спектакли тщательно отбирались в течение года и на конкурс попали только самые лучшие, в чем зрители смогли убедиться.
На фестивале, одиннадцатом по счету, зрителям показали 20 спектаклей из России, Беларуси, Польши, Литвы, Молдовы, Болгарии, Армении, Украины и Германии. Многие театральные коллективы уже хорошо знакомы могилевскому зрителю по предыдущим форумам. Однако есть и совсем новые труппы и режиссеры. Порадовало жанровое разнообразие программы – были представлены драматические и кукольные постановки, пластический театр, мюзикл, балет, клоунада, спектакль-концерт и интерактивное представление…


Открыли программу экзистенциальная драма в двух актах отчаяния «На дне» в исполнении Могилевского областного театра кукол и комедия «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Обе постановки высоко оценили и зрители, и театральные критики.
Главный режиссер Могилевского театра кукол Игорь Казаков еще раз громко заявил о себе — три года назад именно его «Гамлет» получил гран-при М.art.контакт. В этот раз режиссер долго хранил интригу, отказывался от интервью и комментариев журналистам, а премьера спектакля специально была назначена в дни проведения театрального фестиваля. В итоге постановка по знаменитой пьесе Максима Горького получилась не менее интересной, новаторской и талантливой, чем «трагифарш» с принцем датским. Критики отметили богатую фантазию Казакова, его умение работать с куклой и придумывать ее новые виды. Полулюди-полукуклы, которых он создал, стали настоящим открытием, своеобразной «фишкой» режиссера. Оценили также работу актеров, художников, музыкальное оформление спектакля.
Кстати, «На дне» – не единственный белорусский спектакль на фестивале, удостоенный похвалы. Пришелся по вкусу критикам и «причудливый сон», в который погрузил зрителей режиссер «Маленькой усадьбы» Саулюс Варнас (Могилевский драмтеатр). Литовский режиссер уже третий год руководит труппой, и за это время театр качественно вырос, по-новому раскрылись некоторые актеры. В спектаклях Варнаса всегда царит мистика, элементы ирреального, космического, потустороннего. Но все это лишь прием «театрального гипноза», который режиссер использует для того, чтобы заставить своего зрителя задуматься о чем-то глубинном и серьезном. Спектакль «В маленькой усадьбе» словно является отражением нашей жизни. Некоторые из нас не замечают, как перестают слушать и понимать друг друга, прекращают участвовать в жизни родных, близких, соседей, друзей. Дети и родители, мужья и жены говорят на разных языках, постепенно отдаляясь друг от друга, устанавливая перед собой непробиваемую стену из лжи и непонимания. Каков финал? Хочется верить в лучшее, но все зависит только от нас…
На второй день фестиваля захотелось любви, и зрители отправились смотреть «Варшавскую мелодию» Черниговской театральной платформы Sceneloft. Украинские театральные коллективы ранее всегда радовали своим мастерством, в этот раз все тоже ожидали чего-то интересного. Однако «любовь в стиле ретро» как-то не впечатлила. И ладно если были бы проблемы с декорациями или костюмами, такое бы наш зритель простил. Не поверили игре актеров – любви в спектакле и не было… Тем более что было с чем сравнить – два года назад «Варшавскую мелодию» на фестивале показал Петербургский театр «Приют комедианта». Тогда актеры заставили зал рыдать, а исполнительница главной роли молодая актриса Екатерина Зорина даже получила награду фестиваля за лучшую женскую роль…

Зато порадовали актеры Московского драматического театра «Сфера», которые привезли спектакль-концерт, основанный на рассказах Василия Шукшина. Постановка получилась очень душевной и трогательной, зрители смогли по-новому прочесть классика. «Избранная форма – концерт художественной самодеятельности – удобная и беспроигрышная, при ней любые недостатки можно превратить в достоинства», – подчеркнула театральный критик из Минска Татьяна Орлова. «Раскас» она назвала не фестивальным спектаклем, от которого ждут открытий, а «спектаклем-кормильцем», который всегда найдет свою аудиторию.
Весьма любопытный эксперимент под названием «Три раза король», поставленный «на языке фантазии», привез в Могилев немецкий театр «Зеленый соус» (Франкфурт-на-Майне). Яркую, красочную сказку о трех веселых и непосредственных королях, режиссером которой является хорошо известная белорусам Екатерина Аверкова, оценили и взрослые, и дети. В маленьком красивом мире главных героев очень уютно и всегда есть чем заняться – например, можно кататься на лыжах и лепить снежную бабу из снежков, приготовленных в микроволновке. Или ловить звезды на удочку прямо с балкона... Постановка дала возможность детям пофантазировать, а взрослым вспомнить свое беззаботное детство.
Сама Аверкова рассказала, что в процессе подготовки спектакля было проведено небольшое исследование: они попросили людей в возрасте от 4 до 63 лет написать сочинение на тему «Если бы я был королем…». Выяснилось, что дети до 12 лет и взрослые старше 25 лет мечтают об одном и том же, с вариациями в количестве и качестве. Так, дети хотят, чтобы у них было семь выходных, ванны конфет, игрушки, чтобы все их любили. Взрослые хотят, чтобы их любили, каждое утро приносили кофе в постель, чтобы у них был всего один рабочий день в неделю... И только те, кому от 12 до 25, пишут о тоталитаризме, парламентских реформах, о том, что хотят изменить в обществе и жизни… Вот такая занимательная статистика.
Каждый спектакль фестиваля запомнился чем-то своим. За семь фестивальных дней зрители успели поплакать вместе с героями семейной драмы «Бракованные люди» (Киевский академический молодежный театр «Золотые ворота»), посмеяться вместе с актерами театра «Кредо» (Болгария), потрясающе сыгравшими знаменитую гоголевскую «Шинель». Шокировал зрителей очередной эксперимент Евгения Корняга «Интервью с ведьмами», заставил бросить курить могилевчан актер Международного театрального фестиваля «АРММОНО» из Еревана, прочитавший лекцию «О вреде табака»…
К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается, 27 марта в Могилевском драмтеатре состоялось торжественное закрытие международного театрального молодежного форума М.art.контакт-2016. Впервые в этом году на фестивале отказались от объявления победителей. Критики отмечали отдельные спектакли, однако явного лидера так и назвали. Может, это и к лучшему, ведь получается, что победила дружба – театров, стран и народов!



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики