Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Персона

№11 от 17 марта 2016 года

Благословенный дар творить
Благословенный дар творить

Известный художник и мыслитель Николай Рерих говорил, что культура защищает историческое достоинство народа. Изменилось ли отношение к культуре за последние десятилетия? Есть ли понимание ее важности и роли в современном обществе? Не поглотят ли некие единые эталоны универсальной и наднациональной культуры нашу идентичность и самобытность? Попробуем в этом разобраться вместе с доктором философских наук Вадимом Алексеевичем Салеевым.

 

НАШЕ ДОСЬЕ:
Салеев Вадим Алексеевич – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии технического образования и Белорусской академии архитектуры, Московской академии гуманитарных исследований, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. Автор свыше 350 научных работ. Главный редактор журнала «Артефакт».

 

— Вадим Алексеевич, вы называете свой вид занятия научным искусством. Прочитала, что ваше имя попало в энциклопедию МГУ, и там вы фигурируете в качестве русского философа. Однако в наших краях вас знают как художественного критика и главного эстетика страны. А как вы сами себя позиционируете?
— Мои университеты богаты и разнообразны: начинал электроосветителем на сцене Русского театра им.М.Горького, потом работал методистом по любительскому театру и кино в Республиканском доме народного творчества, преподавал белорусскую культуру в Вильнюсском педагогическом университете... Сейчас – главный научный сотрудник Белорусской академии искусств и Национального института образования. Да где я только не работал! О себе говорю так: российский философ, белорусский национальный культуролог и восточнославянский эстетик.
— Тогда предлагаю поговорить о культуре и о той, особой реальности, которую она создает вокруг нас.
— Тем более что наконец-то мы дождались Года культуры, который объявил своим Указом Президент нашей страны. Культура в нашей непростой во всех смыслах жизни, и экономической в том числе, — единственное спасение. Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти — человек и культура — неразрывно взаимосвязаны. Как человек творит культуру, так и культура формирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развивает его собственную сущность. Однако проблема в том, что сегодня нас подталкивают к простому восприятию сложных явлений культуры. Люди стремятся к развлекательному чтению, к несложным интеллектуальным рефлексиям. Они не хотят напрягать ум и задумываться над серьезными произведениями, требующими напряжения ума и чувств. Вспоминаю, что говорил по этому поводу один из моих учителей, выдающийся философ Валентин Асмус: «Чтобы чтение оказалось плодотворным, человек должен сам потрудиться, и от этого труда его не может освободить никакое чудо. Кроме труда, необходимого для простого воспроизведения последовательности фраз и слов, из которых состоит произведение, читатель должен затратить особый, сложный и притом действительно творческий труд».
— А как быть в таком случае творцу? Он ведь не может не учитывать спрос на развлекательную тематику и на желто-розово-клубничный продукт культуры, иначе он попросту останется голодным. Но подстраиваться под вкусы необразованной публики и чувствовать себя дешевым клоуном, тоже миссия неблагородная?
— Это вечная проблема. Одни художники всегда были нацелены на то, чтобы найти популярность и несколько возместить финансовые затраты, однако во все времена существовало и элитарное, могучее, вечное искусство. Вот этот сегмент в последнее время уничтожается, съеживается, и в этом-то ужас. Истинная культура ориентируется на свои высшие образцы. Как бы мы жили, если бы у нас не было имен Купалы, Богдановича, Быкова, Короткевича, Бородулина...
— Когда-то о советской литературе говорили как о многонациональном единстве литератур народов СССР. И в подтверждение этого тезиса имена Купалы, Кулешова, Мележа, Брыля, Быкова, стояли вместе с именами Друцэ, Айтматова, Трифонова, Гранина. Быков и Короткевич были переведены на десятки языков мира. «Не хутор, но мир», — настаивал на широте творческих горизонтов национальной литературы Алесь Адамович. Не кажется ли вам, что разъединенность и разобщенность взаимосвязанных прежде литератур оказалась опустошительна для наших писателей?  
— Вы задели самое больное. Я знал Адамовича, это был редкий мыслитель. В широком смысле литература у восточных славян была качественным заместителем философии и политики, и она вела вперед. А сейчас писатель в общественном сознании порой ниже по статусу, чем журналист. Адамович прав, потому что тогда через трансфер русского языка мы были объединены, и нас переводили на многие языки мира. Сейчас, хотя не совсем эти связи утрачены, и наша литература не может реализовать свой потенциал в полной мере, более того, на другом полушарии зачастую не знают даже названия нашей страны. Однако есть вещи, которые  мне внушают оптимизм. Год культуры – это год популяризации белорусского искусства и ярких имен нашей культуры. Это год знаковых юбилеев: 125-летие со дня рождения Максима Богдановича, 75-летие со дня рождения Владимира Мулявина, юбилеи Кондрата Крапивы, Ивана Шамякина. Это юбилейный год для фестиваля искусств «Славянский базар» – ему 25 лет.
В этом году пройдет знаменитый фестиваль национальных культур в Гродно. Я стоял у истоков этого праздника в бытность главного редактора журнала «Мастацтва». На мой взгляд, опыт проведения таких масштабных фестивалей практически бесценен, почти ни у кого из стран СНГ ничего подобного нет и в помине. Есть надежда, что к нам приедет генеральный директор ЮНЕСКО. Через современную культуру и литературу Беларуси мир узнает о нас и о наших уникальных творческих индивидуальностях.
— Вы как-то сказали, что одно из ваших заповедных желаний  —  открытие в нашей древнейшей столице — Полоцке профессионального театра.
— Эту идею я вот уже 25 лет вынашиваю вместе с выдающимся деятелем нашей культуры Владимиром Рылатко. Думаю, что в этом году осуществится задуманное, ведь об этом уже заявила заместитель премьер-министра Наталья Кочанова на открытии обновленного театра Белорусского театра юного зрителя. В Мозыре, Молодечно, Слониме есть свои театры, уверен, что и полочане достойны того, чтобы и у них появился этот храм культуры.  
Я посетил недавно прошедший крупнейший книжный форум – XXIII Минскую международную выставку-ярмарку. Мне понравилось, как был украшен центральный павильон, где на стенах висели афоризмы Франциска Скорины. И это глубоко символично, ведь в 2017 году исполняется 500 лет первой в истории восточнославянских народов печатной книге – белорусского «Псалтыря», который издал наш выдающийся просветитель. И уже сегодня надо думать над тем, как широко отметить этот юбилей, как вовлечь в празднование как можно больше людей. 
Как философ я мог бы найти тысячу противоречий в современной жизни, тысячу препятствий для настоящей культуры. Основное противоречие духовной жизни современного общества состоит в том, что люди хотя и ощущают актуальность стремления к духовной высоте, но тем не менее сами духовные ценности как бы «растворяются» в абстрактной проблеме самого смысла существования человека. В эпоху потребительства и информатики очень мало духовности, и молодое поколение с трудом поворачивается в эту сторону. Церковь совершенно правильно говорит о том, что не существует альтернативы духовности, но проблема вся в том, что влияние религии в обществе уменьшается. Согласно соцопросам у нас почти 80 процентов считают себя верующими, но посещают церковь всего лишь 2,8 процента. Мне бы хотелось передать последующему поколению светское, современное понимание духовности. В культурологическом смысле духовность складывается из четырех вечных понятий: это вера в ее историческом контексте, истина как знания, проверенные на опыте, добро, этическая культура человека и, конечно же, красота, эстетический компонент культуры. Мы во многом несовершенны, но нам дарована способность творить. И надо стараться использовать этот божественный дар во благо и сделать нашу жизнь лучше, воплощая в ней будущее и перетягивая из него в настоящее все светлое, что сможем сотворить.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Его называют «народным артистом интернета». На YouTube-канал исполнителя подписано более 1,5 млн человек. И в реальности у него не меньше поклонников: в 2019 году Ярослав Сумишевский собрал главную концертную площадку России – Кремлевский дворец, а недавно выступил с сольником на юбилейном «Славянском базаре».

Певец и шоумен Сергей Пенкин запросто исполняет джаз, классику и народные песни. Его голос с диапазоном в четыре октавы занесен в Книгу рекордов Гиннесса. В феврале артист отметил 60-летие грандиозным концертом в Москве, а вот фестивальный Витебск посетил спустя 8 лет с тех пор, как побывал здесь со своим «сольником». Узнали у музыканта, чем занимался во время пандемии, как готовит учеников в своей школе вокала и кого готов увезти с собой из Беларуси.

Димаш Кудайберген является, пожалуй, одним из самых закрытых артистов. Он очень редко говорит о личном, оберегая жизнь своей семьи вне сцены. Кто на самом деле воспитывал артиста, устает ли от внимания поклонников и чем занимается во время пандемии, певец рассказал газете «7 дней».

Недавно зрители, не отрываясь от телеэкрана, смотрели 8-серийную картину «Обитель». Действие разворачивается в лагере особого назначения на Соловках в 1920-е годы, где чекист Федор ставит эксперимент по «перековке человека», мечтая построить новую цивилизацию. Эта премьера стала самым обсуждаемым кинособытием в разных странах. Беседуем с режиссером фильма Александром Велединским о «знаках судьбы», способности найти человеческое даже в «чудовище из чудовищ» и Соловках, которые не описаны Солженицыным.