Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Награды
>>>
Здоровье
>>>



Компетентно

№10 от 10 марта 2016 года

Основа общественного согласия
Основа общественного согласия

15 марта в нашей стране отмечается День Конституции Республики Беларусь. Этот год имеет особый юбилейный характер, потому что 26 ноября исполняется 20 лет со дня проведения республиканского референдума, на котором была принята действующая редакция Конституции. С течением времени не ослабевает интерес к Основному Закону страны и к органу, обеспечивающему его верховенство в государстве — Конституционному суду Республики Беларусь, учрежденному фактически одновременно с Конституцией. На вопросы нашего корреспондента по случаю праздника любезно согласилась ответить судья Конституционного суда с более чем 20-летним стажем в этой должности Валентина Васильевна Подгруша.

— Прежде чем перейдем к «конкретике», хочу поздравить вас и ваших коллег с праздником — Днем Конституции.
— Большое спасибо. Действительно, этот государственный праздник имеет для нас особое значение, потому что Конституционный суд призван осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, обеспечивая прежде всего верховенство Конституции, защищая конституционный строй, гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Суд гордится возложенной на него миссией и делает все возможное для достойного решения поставленных перед ним задач.  Однако государственный праздник — это не только повод для здравиц и дифирамбов, а и причина задуматься над Конституцией как явлением права и национальной культуры современного общества, ее предназначением, а равно — ее потенциалом, честно ответить на вопросы, все ли достигнуто и есть ли основания для успокоения.
— Чем наша Конституция отличается от конституций других государств?
— Думается, что правильнее будет вести речь не об отличиях, а об объединяющих началах, поскольку в этом смысле мы «велосипед не изобретали»… Достаточно привести идею народного суверенитета, которая закреплена в конституциях практически всех современных государств. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах, установленных Конституцией (статья 1 Конституции Италии). Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума (статья 3 Конституции Франции). Национальный суверенитет принадлежит исключительно испанскому народу, от которого  исходят полномочия государства (статья 1 Конституции Испании). Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией (статья 3 Конституции Республики Беларусь). Отличие, таким образом, состоит в редакционных формулировках, но суть одна и та же. Объединяющим для всех современных конституций является закрепление в них принципов разделения и функционирования властей, форм государственного устройства (конфедерация, федерация, унитарное государство) и государственного правления (республика, монархия), организации системы высших органов государственной власти (глава государства, правительство, суд). В той или иной мере в конституциях закреплен институт собственности, правомочия собственника и пределы их осуществления, гарантии защиты права собственности. Наконец, практически все конституции содержат нормы, устанавливающие права и свободы человека и гражданина. Если обратимся к нашей Конституции, то увидим, что ее нормы содержат фактически все вышеперечисленные характерные черты…
В разделе II Конституции «Личность, общество, государство» содержится более сорока статей, в той или иной степени касающихся прав и свобод личности. Нельзя обойти вниманием и положения, расположенные в других структурных частях Конституции. Достаточно в связи с этим сослаться на статью 2 Конституции, провозглашающую человека, его права, свободы и гарантии их реализации в качестве высшей ценности и цели общества и государства, а также закрепившую принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
— Однако, согласитесь, важно не столько закрепление какого-то права, сколько возможность его реализации?
— Вы правы. И практика повседневно подтверждает, что конституционные нормы являются реально действующими. Приведу лишь несколько примеров.
В решении от 17 июля 2009 г.
«Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» Конституционный суд обратил внимание на то, что отсутствие в установленном трудовым законодательством перечне дискриминационных обстоятельств указаний на возраст, место жительства, равно как и исчерпывающий характер данного перечня, значительно ограничивает гарантии реализации конституционного права граждан на труд, и предложил Совету Министров подготовить проект закона о внесении соответствующих дополнений в Трудовой кодекс. Законом о внесении изменений в указанный Кодекс часть первая статьи 14 Кодекса изложена в новой редакции, согласно которой к дискриминационным обстоятельствам в сфере трудовых отношений отнесены возраст, место жительства и иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции работника.
В целях реализации конституционных принципа равенства всех перед законом и норм, гарантирующих право на труд, Конституционным судом принято решение от 4 октября 2011 г. «О некоторых вопросах правового регулирования предоставления отпуска по уходу за ребенком». В данном решении, в частности, было указано, что непредоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работающим отцу, другим родственникам ребенка в случае, если мать ребенка является индивидуальным предпринимателем, не основано на конституционных принципах и нормах, вытекающих из сущности Республики Беларусь как социального правового государства, обусловлено наличием пробела в регулировании отношений, складывающихся в этой сфере, что на практике приводит к нарушению прав и законных интересов граждан. В соответствии с законом о внесении изменений в Трудовой кодекс статья 185 этого Кодекса изложена в новой редакции, согласно которой отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть предоставлен родственнику, члену семьи ребенка, фактически осуществляющему за ним уход, в случае занятости матери ребенка (работа, служба, учеба) либо осуществления ею самостоятельных видов деятельности, предусмотренных законодательством (т. е. в случаях, когда мать является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма).
Решение от 9 июля 2014 г. «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите» имело целью защитить граждан, имеющих право на пенсию по возрасту, но которым в назначении пенсии отказывалось по причине непредставления ими паспорта, удостоверяющего личность. Данное решение Конституционного суда исполнено в результате принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2015 г. № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения».
Да, сегодня можно констатировать достижение определенных успехов в деле защиты конституционных прав граждан. Однако в идеале, к которому необходимо стремиться, следует исключить в принципе любые посягательства на права и свободы личности. Ведь, если возвратиться к одному из приведенных выше примеров, нарушения трудовых прав можно было предупредить, если бы при совершенствовании норм трудового законодательства более пристальное внимание было обращено на проблему дискриминации по мотиву возраста или места жительства, что отмечали граждане в своих обращениях. В то же время сегодня мы можем с гордостью утверждать, что более чем 20-летний период действия Конституции Республики Беларусь подтвердил приверженность народа Беларуси общечеловеческим ценностям, его стремление реально утверждать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать гражданское согласие, целенаправленно и последовательно формировать демократическое социальное государство для народа.

Елена НИКОЛАЕВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Среди медработников организаций, которые борются с туберкулезом, в 2017 году впервые не выявлено ни одного случая проф- заболевания.

Отечественная служба онкологии ежегодно регистрирует рост количества пациентов с диагнозом «злокачественная опухоль».

За 2016 год охотугодья хозяйств системы БООР посетили 1 548 иностранных охотников, проведено 649 охотничьих туров. Доходы при этом составили почти 600 тыс. евро. В 2017 году наблюдался рост: 1 737 иностранных охотников, 718 охотничьих туров, доходы составили почти 700 тыс. евро. За год к нам приезжают до 2 тыс. иностранных охотников из таких стран,как Польша, Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Эстония.

Людей в города влекут различные блага цивилизации, важнейшие из которых – водопровод и канализация.