Тема номера

№9 от 03 марта 2016 года

Тариф преткновения
Тариф преткновения

Не дело СМИ — искать ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Применительно к тарифам на услуги ЖКХ, внезапно взметнувшиеся на ровном месте и вызвавшие всеобщее удивление и непонимание, на первый вопрос ответит Комитет госконтроля, а на второй придется мучительно искать ответ самим чиновникам ведомства. Наше же дело — лишь разобраться в ситуации. И высказать кое-какие соображения при этом не возбраняется.
Первое — хорошо быть монополистом. Но и ответственно! Взять и чуть ли не вдвое поднять коммуналку в условиях, когда не было ни девальвации национальной валюты в таких размерах, ни роста цен на энергоносители, ни повышения производительности труда и зарплат в стране, — это безумство. Ясно, что денег очень хочется, но не с потолка же, как отметил Президент, тарифы рисовать!
Второе — кто просил об излишней детализации жировки? Как отыскать справедливость, к примеру, в расчетах за потребленную лифтами электроэнергию? Предложенная привязка к метрам — не вариант, ведь жильцы стометровой квартиры на третьем этаже будут «съедать» меньше лифтового электричества, чем граждане из «однушки» на 25-м этаже. Привязка к количеству прописанных — опять незадача: грудной младенец никогда не пользуется лифтом без мамы, а потому платить не обязан. Есть только один незыблемый норматив — количество квартир в подъезде. Сто квартир, сто потребленных подъездом киловатт — значит, по киловатту на квартиру, и точка!
Третье — разговаривать с людьми нужно на человеческом языке. Не можете сами — нанимайте филологов. Взять, например, «Службу заказчика», которая появилась на месте бывших ЖРЭО. Это, можно предположить, будет весьма полезная  контора, которая поможет упорядочить взаимоотношения в сфере ЖКХ. Но название ее — ужас на крыльях ночи! Оно напрочь отбивает охоту понять, что это за служба и кому служит. А люди понимать должны — для них ведь она создавалась!
Министерству ЖКХ придется очень быстро давать ответы на накопившиеся вопросы, чтобы не услышать последний из них: «А чем вы вообще занимаетесь?».

Максим ГИЛЕВИЧ

Повышения тарифов на услуги ЖКХ ждали все. Средства массовой информации подробно рассказали, какие изменения грядут в наших жировках, почему будут вводиться новые показатели и зачем это нужно. А специалисты системы ЖКХ без устали разъясняли, как важно дифференцировать оплату потребленных услуг и насколько удобно это для собственников жилья и квартиронанимателей. Вот только цифры, оказавшиеся в полученных за месяц жировках, настолько разительно отличались от всех обещаний и разъяснений, что ситуация потребовала разбирательства на самом высоком уровне.

Общественный резонанс

Повышение тарифов на услуги ЖКХ вызвало серьезный резонанс в обществе. Президент Александр Лукашенко 23 февраля прокомментировал ситуацию, сложившуюся в стране с тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Эту тему глава государства затронул в беседе с представителями дипломатического корпуса после церемонии возложения венка к монументу на площади Победы в Минске. Александр Лукашенко рассказал, что чиновникам было дано задание проанализировать ситуацию с тарифами на ЖКУ и произвести точные расчеты.
«Довели жесткие тарифы. Что они начали делать? Они начали мудрить и вводить некие показатели», — сказал Александр Лукашенко, приведя в качестве примера переработку твердых бытовых отходов. «Переработка — это выгодная вещь, у нас в очереди стоят, чтобы перерабатывать. За что же платить?» — возмутился Президент.
«Это значит, занимаются приписками, чтобы украсть деньги из бюджета легальным путем. А у нас статья за это, за это надо сажать», — подчеркнул Александр Лукашенко и добавил, что в Беларуси в этой сфере наведут порядок.

Нарушения в сфере ЖКХ

Как следствие, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля возбудил 13 уголовных дел в отношении должностных лиц предприятий системы ЖКХ. Как сказал заместитель начальника отдела ДФР КГК Беларуси Юрий Кардымон, уголовные дела  возбуждены в каждой из областей и в Минске.
Действиями должностных лиц, попавших в поле зрения правоохранителей, причинен существенный вред государственным и общественным интересам в жилищно-коммунальной сфере, в том числе нанесен ущерб гражданам Беларуси в особо крупном размере. Уголовные дела возбуждены по ст.426 Уголовного кодекса (превышение власти или служебных полномочий). Во время проверочных мероприятий установлено, что должностные лица подразделений и предприятий, входящих в структуры жилищно-коммунального хозяйства областей и Минска, а также организаций, оказывавших жилищно-коммунальные услуги, умышленно совершили действия, явно выходящие за пределы предоставленных им прав и полномочий. Были сформированы необоснованно завышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги и затраты, связанные с их оказанием. Например, установлено, что коммунальное унитарное предприятие в Орше в 2013—2015 годах завышало объемы оказанных услуг по сбору, вывозу и обезвреживанию коммунальных отходов. Оплата оказанных предприятием услуг частично возмещалась из средств местного бюджета. Завышение объемов «утилизированных» коммунальных отходов превысило 60 тонн, а размер фактически не оказанных услуг составил более 6 миллиардов рублей. По данному факту органами финансовых расследований Комитета госконтроля возбуждено уголовное дело в отношении двух бывших руководителей оршанского предприятия. Максимальный срок наказания, установленный санкцией ч.3 ст.426 УК, предусматривает лишение свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Комитет государственного контроля во взаимодействии с Генеральной прокуратурой продолжит проверочные мероприятия. Как обещано, тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут пересчитаны в сторону уменьшения. Об этом заявил в эфире телеканала «Беларусь 1» председатель Комитета государственного контроля Беларуси Леонид Анфимов: «Создана специальная рабочая группа по поручению главы государства под руководством КГК с участием правительства, Администрации Президента, которая сейчас рассматривает, пересчитывает эти тарифы в соответствии с реально складывающимися затратами. Время чрезвычайно ограничено. Поставил задачу перед специалистами. Я должен через трое суток положить на стол Президенту пересчитанные тарифы, которые, как сказал глава государства, он утвердит, и они останутся неизменными до его особого распоряжения».

Служба заказчика

Служба заказчика с 1 марта призвана контролировать работу сферы ЖКХ в Минске. Об этом сообщил в эфире телеканала ОНТ министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Александр Терехов.
По его словам, служба заказчика будет отстаивать интересы граждан, подтверждать объемы выполняемых работ, не оставляя при этом «потребителя ЖКХ один на один с эксплуатирующей организацией». «Мы считаем, что служба заказчика, которая, в принципе, уже с 1 марта заработала в Минске, способна снять все вопросы, которые возникают с объемами услуг, их расчетом и применением тех или иных тарифов», — сказал Александр Терехов. «Там, где были применены неправильные тарифы и расценки, завышены объемы оказанных услуг, по всем этим фактам будет сделан перерасчет», — заверил руководитель ведомства. При установлении таких фактов, по его словам, перерасчеты производятся эксплуатирующими организациями как по заявлению потребителей (жителей), так и по обращениям, которые выявляются во время специального мониторинга.
Также была озвучена информация, что вслед за столицей новая структура, служба заказчика, появится в регионах. Ежедневно эта служба будет принимать акты выполненных работ, оценивать, в полном ли объеме и с каким качеством справились с задачей коммунальщики, а также правильно ли взяли оплату с жильцов. Кроме того, ЖРЭО переходит на технологические карты, по которым можно видеть абсолютно все оказанные услуги, вплоть до вкрученных в подъезде лампочек.
Как сказал заместитель генерального директора государственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Алексей Герасимчик, служба заказчика по оказанию услуг ЖКХ сформирована во всех районах Минска. В функции службы заказчика входят также технадзор за выполнением работ по обслуживанию жилфонда, проведение конкурсов и торгов на оказание услуг, работа с обращениями граждан.

Жировкам — информативность

Минжилкомхоз работает над тем, чтобы счет-извещения на оплату ЖКУ содержали еще больше сведений. «Работу разъяснительную нужно проводить — это факт. Уже сегодня мы прорабатываем вопрос, как счет-извещение сделать еще более информативным, чтобы можно было, не задавая особых вопросов, человеку фактически самому дома просчитать, пересчитать и перепроверить цифры», — отметил министр жилично-коммунального хозяйства Беларуси Александр Терехов. По его словам, в нынешних жировках коммунальщики старались дать потребителю как можно больше информации, показать прозрачность начисления оплаты услуг. «С другой стороны, мы видим, что нельзя простой цифрой сравнить, кто и сколько заплатил за ту или иную квартиру, так как каждый дом индивидуален, каждая квартира имеет свои объемы потребления. Объемный фактор серьезно влияет на стоимость услуги по квартире», — подчеркнул он. «По всем фактам, где будет выявлено неправильное применение тарифов, будут произведены перерасчеты. В мартовской жировке люди их увидят», — отметил Александр Терехов. Он объяснил, что стоимость жилищно-коммунальных услуг в январе подорожала сразу по нескольким причинам: произошло увеличение тарифов на ЖКУ, из услуги «техническое обслуживание» были выделены уборка и освещение вспомогательных помещений (подъездов). Кроме того, январь был холоднее декабря на 9 градусов, что сказалось на количестве потребленной тепловой энергии. При этом министр признал, что имеют место как необоснованное повышение стоимости услуг, так и технические ошибки, которые будут исправлены.

Не забыть про соцзащиту

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно быть увязано с обеспечением защиты населения, заявил председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов.
«Как сказал Президент, если мы сегодня повышаем тарифы для населения, должны быть соответствующие меры адресной, а может быть, и не адресной защиты этого населения — через увеличение пенсий, заработной платы, тарифной ставки первого разряда и т.д. Чтобы не получилось так, что вся зарплата идет на оплату только ЖКУ», — отметил Леонид Анфимов. По его мнению, необходимо помнить о том, сколько ресурсов вылетает в трубу из-за расточительности. «Главная проблема заключается в том, что дешевизна ЖКУ — кажущаяся для нас. Мы все равно за нее платим через недополученную зарплату, у нас страшная проблема перекрестного субсидирования», — пояснил он.

Нет — тарифам с потолка

Леонид Анфимов констатировал, что белорусские предприятия выпускают конкурентоспособную продукцию как по техническим характеристикам, так и по качеству. Но эта продукция начинает проигрывать конкурентам по ценам. «Потому что в структуре себестоимости затраты на производство этой продукции включают в себя повышенные тарифы на плату тех же коммунальных услуг, которые населению отпускаются по более дешевым ценам. Остальное датирует бюджет, но бюджет ведь деньги берет не из воздуха: это налоговые поступления в виде подоходного налога, в виде налогов от предприятий, на которых работают друзья, родители, родственники и все остальные граждане нашей страны», — сказал он.
По его словам, необходимо прийти к тому, чтобы промышленные предприятия и другие субъекты хозяйствования платили за коммунальные услуги, исходя из реально складывающихся затрат на их производство. Январские тарифы на жилищно-коммунальные услуги были сформированы не расчетным методом, а сформированы необоснованно, заявил председатель Комитета государственного контроля. «Я бы объяснил ситуацию прежде всего безответственностью сверху донизу, начиная с должностных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства и заканчивая должностными лицами конкретных коммунальных служб городов и областных центров», — отметил Леонид Анфимов. Он пояснил, что изначально, когда ставился вопрос повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в расчетах правительства фигурировала цифра увеличения стоимости на 30%. «Но это в рамках установленного норматива, который ежегодно предъявляется к оплате населению с нового года, в пределах $5 допустимого роста. И все рассчитывали тарифы, исходя из этого повышения. Но надо было, конечно, поделить эти $5 по видам услуг — насколько увеличится стоимость технического обслуживания жилого дома, техобслуживание лифта и т.д. Этого сделано, к сожалению, не было», — сказал Леонид Анфимов. По его словам, сработали чисто механически — спустили тарифы на уровень областей, районов, конкретных юридических лиц, которые предъявляют счета к оплате. «А там, на местах, началась чехарда, многие тарифы были сформированы не расчетным методом, а с потолка — кому как захотелось», — констатировал председатель КГК.
Леонид Анфимов сказал, что до нового года услуга «техобслуживание жилого дома» включала в себя как санитарное обслуживание мест общего пользования, так и их освещение. «В январе эти два вида услуг выделили в отдельные, а оплату брали по декабрьскому тарифу, то есть мы два раза переплатили за освещение и санитарную уборку мест общего пользования. В результате только в Бресте переплата составила 990 миллионов рублей. И эта проблема характерна для всей страны», — пояснил он.

Дмитрий ШАМКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.