Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
Награды
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№8 от 25 февраля 2016 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Совейки
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Совейки

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Усе шляхі  прыводзяць не да Рыма, а да родных вербаў и бяроз…
В. Короткевич

Имение Огаревичи известно по Инвентарю за 1697 год. Им владели Свежинские герба Порай. В начале XX века имение перешло к Опацким герба Прус.  Время создания самой усадьбы остается невыясненным. По мнению польского академика Романа Афтанази — предположительно начало XIX века. Парк же значительно старше дома. Со строительством здания, видимо, во второй половине XIX века, усадьба приняла эклектичные черты. По сохранившимся описаниям усадьба включала дом на четырнадцать комнат, два флигеля, парк, водную систему, хозяйственные постройки. 
Западную часть усадьбы занимал большой хозяйственный двор. В 1939 году он включал двенадцать зданий для содержания скота и складирования кормов. Был здесь ледник, подвал-сыроварня. Сыры  варились такие, что с успехом их продавали не только в Европу, но и в Америку. В усадьбе было построено семь коровников, работали смолокуренный и кирпичный заводы.
В 1939 году Марию Свежинскую, последнюю владелицу Огаревичей, отправили в ссылку в Сибирь, и дальнейшая судьба ее неизвестна.  А вот трое ее детей выжили, но, по понятным причинам, вернутся в свой родной дом им не довелось...
Это маленькая история одной белорусской усадьбы, а сколько их таких забытых историй и заброшенных усадеб, и за каждой — судьба не одной семьи, а многих поколений и целых родов. Успеть бы посмотреть то, что еще не разрушено. Едем по Брестчине: Медведичи, Совейки, Огаревичи, Ясенец, Куково, Ганцевичи, Кривошин, Липск, Остров.

Деревня Медведичи

Впервые упоминается в письменных источниках XV века, до 1483 года было известно как село Медведица, принадлежавшее виленскому епископу. В XVI веке упоминается местечко Медведичи, центр волости Новогрудского уезда. По присоединении к Российской империи местечко было изъято и даровано Павлом I вместе с имением Совейки генералу Л. Беннигсену.
Из камня и кирпича в центре деревни на месте деревянного костела, который был построен еще в начале XVI века, был возведен новый храм в стиле классицизма. В 1908-м по проекту польского архитектора Стефана Шиллера   построили в стиле барокко костел Петра и Павла.  На пожертвования крестьян в 1861 году в центре деревни в связи с отменой крепостного права  была возведена католическая часовня. Сохранилось в деревне и деревянное симпатичное строение школы. Построена она была, как говорят, «за польскiм часам». 

Деревня Совейки

Памятник усадебно-парковой архитектуры конца XVIII—начала XX века принадлежал Беннигсенам, Чапским.  В 1901 тогдашним владельцем усадьбы Теофилом Новицким построен винокуренный завод из прямоугольного колотого камня красного и серого цветов и кирпича. Рядом размещается здание, построенное в той же технике, с уникальным оформлением оконных проемов красными округлыми камнями.


 

В хорошем состоянии сохранился усадебный дом (1850). Он был разрушен во время Второй мировой войны, в 50-х годах XX столетия восстановлен. В доме одно время размещался санаторий. На кладбище в классическом стиле из кирпича в начале XIX века была построена часовня-усыпальница.

Деревня Огаревичи

Поселение известно с XVI века. Усадебный дом Свержинских из дерева был построен в конце XIX— начале XX века. В 1911-м потребовалась его значительная перестройка, тогда же была пристроена к нему оранжерея. В этом доме сейчас размещаются кафе и гостиница. Сохранившийся добротный амбар тоже был возведен в 1911 году.

Деревня Ясенец

Деревянный усадебный дом Обуховичей конца XIX века после Второй мировой войны был разобран и перевезен в соседнюю деревню Гута,  где его приспособили под школу и сельский клуб. В 1980—1990-е  здание обложили кирпичом, сейчас используется как магазин. На католическом кладбище можно увидеть построенную из кирпича в начале XIX века в стиле классицизма часовню-усыпальницу владельцев здешних мест Вендорфов. Рядом еще один склеп-усыпальница Еленских, над ней высится небольшая пирамидка из камня.

Агрогородок Куково

В середине XIX века здесь из дерева возведена водяная мельница в два этажа
с мансардой. Сейчас она служит складом.

Город Ганцевичи

Со второй половины XIX века Ганцевичи известны как деревня Слуцкого уезда Минской губернии, владение графа Чапского. Сами Ганцевичи возникли сначала как железнодорожная станция на дороге Вильнюс—Лида— Барановичи—Лунинец, открытой в 1884 году. На восточной окраине города стоит скромненький деревянный усадебный дом Подоревских начала XIX века. Недалеко от заправки при въезде в город на территории лесопилки  еще в неплохом состоянии сохранились строения казарм польских пограничников (1920). Избежал значительных перестроек и деревянный дом лесничества. Он был сооружен в 1916 году. Рядом растут переплетенные стволами дуб и сосна.

Деревня Кривошин

В  XVII столетии Кривошин  принадлежал князьям Радзивиллам. В 1670 году несвижские иезуиты основали здесь костел, построен он был в стиле барокко. После восстания Калиновского (1864) при перестройке в церковь Покрова Пресвятой Богородицы приобрел черты ретроспективно-русского стиля. Рядом с храмом каменный монумент на месте захоронения немецких солдат Первой мировой войны.  В начале ХІХ века в усадьбе Репиково возле Кривошина (сейчас это парк в границе деревни) жил поэт, фольклорист и этнограф Я. Чечот. Рядом с деревней установлен мемориальный камень повстанцам 1863 года.

Агрогородок Липск

При финансировании графа Потоцкого в 1910 году из кирпича в стиле эклектики и рококо был построен костел святой Марии. Он пострадал во время Первой мировой войны, но сразу же был восстановлен. В 2004-м в нем также проводились восстановительные работы.

Деревня Остров

От имения Потоцких здесь сохранились руины винокурни и ледовни. В неорусском стиле с элементами эклектики в 1910 году из дерева возведена Покровская церковь. Великолепное, необыкновенно красивое строение. Ухоженность самого храма и прилегающей территории производят незабываемое впечатление на гостей этой деревни. 

Легенда от автора проекта
Домовушка Нюшка

Чума косила без разбора и без жалости, осталось в этой деревне по одному-два человека в домах. А в те времена были о-го-го какие семьи, и до двадцати ртов под одной крышей жило.
Зацепило несчастье и  эту семью. Отец, мать и четверо их сыновей Богу души отдали. Чудом осталась жива только девочка лет двенадцати. Звали ее Реня. Сердобольные соседи предложили ей перейти к ним жить. Девочка оказалась с характером и заявила, что, как сможет, так и будет вести хозяйство одна.
Помогать-то ей люди помогали — горе ведь всегда сближает. Скотинка покрупнее было продана, коня к соседям отвели на условии, что коль будет надобность в тягловой силе — не откажут. Осталась птица разная, овец пяток да кот и собака.
Так и росла Реня, хозяйством занятая, с огородом да небольшим полем, ухоженным домом, всегда в чистоте содержимом.
Находила даже время с подружками на вечерки сходить. Да и односельчанам в час страды в помощи никогда не отказывала.
Росла Реня трудолюбивой, приветливой, Богом красотой не обделенной. Время прошло, и стали парни на красу девичью заглядываться, стали напрашиваться домой провести, норовили на вечерках сесть поближе.  Реня к этому относилась сдержанно, но старшие стали ей советовать, что пора и замуж выбраться. Сила мужская в доме нужна, сделать надо все по-божески — обзавестись семьей, а там Господь и детьми порадует, с ними счастьем дом наполнится.
А тем временем замечать стала хозяйка юная, что когда по делам из дома отлучалась, хоть вроде дверь на засов закрывала, что кто-то дела мелкие по дому делает. Миску со стола уберет, обувь мокрую на печь поставит, в чашку  кошке молока плеснет.
Стала вспоминать сирота, что когда была жива еще мать, сказывала, что в их доме живет домовушка. Бабушка — ростом небольшая, веселая такая, чистоту да порядок шибко она уважала.
И вот длинным зимним вечером сучила Реня пряжу тонкую, а из-за печки по половичку на свет к столу вышла бабушка-домовушка. В платочке да в передничке в горошинку. Хозяюшка не испугалась, сразу же поведала, что матушка ее родимая давно о ней рассказала. Знать, пора пришла знакомиться. Вот только почему она раньше не казалася? Оказывается, решила домовушка, что с кончиной прошлой хозяйки порядка и уюта не дождаться в хате от дитяти малого. Сошла она из дома, но потом вернулась и обрадовалась очень, что юная хозяйка вся в мать — такая же расторопная. Вот поэтому и осталась.
— А звать-то тебя как? — поинтересовалась Реня.
Та ответила, что Нюшею.
С той поры домовушка Нюшка часто из-за печки выбиралась, садилась рядом. Ей песни слушать нравилось, когда Реня пела, ручной работой занимаясь.
Во время одной из их посиделок решила девушка спросить домовушку, как узнать ей до замужества свою судьбинушку. Хотела знать, кто будет ей защитником, с кем в любви жить доведется.
— Сердце слушать надобно, — отвечает ей Нюшка.
— Так все они хорошие, — говорит Реня искренне. — Но чаще сердце бьется, когда я вижу Федора.
— Дозволь помочь тебе, — тихо отвечает бабушка.   — Когда женихи заявятся, старайся, чтобы с каждым из них ты наедине осталась, а я там сама все сделаю, есть у меня одна задумочка…
Продолжение в следующем номере.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.