Даты

№6 от 11 февраля 2016 года

Вертушки в жарком небе
Вертушки в жарком небе

15 февраля в Беларуси отметят День памяти воинов-интернационалистов
Время все больше отдаляет нас от событий афганской войны. Нет уже той страны, которая послала защищать свои интересы в далеком Афгане тысячи белорусов. Однако боль невосполнимых потерь по-прежнему отзывается в сердцах матерей, отцов, вдов и детей тех парней, которые возвращались домой «грузом-200». Но и не забываема радость тех, кому повезло в «афганской лотерее» — им удалось вернуться живыми.

Дорога в облака

Начальник Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС полковник Олег Яковлев, как и большинство воинов-интернационалистов, не особенно любит говорить о своей службе в Афганистане. Хотя служить там он вызвался сам. Возможно, его вдохновил пример отца, который также был военным вертолетчиком. За мужество и героизм, высокое профессиональное мастерство, проявленное при выполнении боевых заданий, Олег Владимирович был награжден орденом Красной Звезды. 
В Афганистане Яковлев провел чуть меньше года, там погиб его друг, который был свидетелем на свадьбе, а еще однокашник и сосед по комнате не вернулись из боя. Горько вспоминать офицеру и об Игоре Захарове — командире экипажа «Ми-24», который долго лежал в госпитале и умер через четыре года от ран и болезни.
— Главный урок той войны: если есть рядом товарищ, есть чувство локтя и нет сомнений в правильности того, что ты делаешь, тогда человек на многое способен, — считает Олег Яковлев. — Сегодня нам пытаются навязать другие понятия, но есть в жизни нечто более важное, чем материальные ценности. Понимание этого приходит ко всем, но обычно постепенно, с возрастом, а в военное время – гораздо быстрее. И какие бы фильмы сегодня ни снимали, какие бы книги сейчас ни писали об Афганистане, скажу одно — война ничего хорошего не приносит никому и нигде. Это страдания мирных людей. И белорусское выражение «абы не было вайны», поверьте, выстрадано и дорогого стоит!
Вернувшись на родину, Олег Яковлев продолжал летать и даже однажды снялся в кино.

О своем участии в съемках фильма «Крепкий орешек-5» с Брюсом Уиллисом Олег Яковлев рассказывает без особого пиетета, не придавая большого значения этому факту — мол, было, и что с того?

В поисках летающего «Ми-26» «киношники» из Голливуда обратились сначала в Украину, но там таких не нашлось. Тогда кинематографисты обратились в МЧС Республики Беларусь, руководство пошло навстречу, а наши ребята всего лишь выполняли приказ. Никаких тебе сумасшедших гонораров — обычная командировка в Венгрию, где на территории бывшего советского военного городка проходили съемки. Сниматься надо было ночью, в ограниченном пространстве, где было много препятствий. Вместо Брюса в кабине был дублер. Наши вертолетчики тогда отработали без проблем. Знаменитый американский актер запомнился им своей простотой в общении.  
Кроме возложенных на авиацию МЧС повседневных задач, в 2015 году авиаподразделение спасателей выполнило и ряд непростых и специфических заданий, в том числе обеспечило доставку памятника-валуна весом 2,5 тонны на могилу народного поэта Рыгора Бородулина на кладбище в Ушачском районе, перенесло для Брестской ГЭС негабаритный груз. Наши вертолетчики занимаются также срочной доставкой жизненно важных органов в Республиканский центр трансплантологии со всех уголков Беларуси.

Первым делом — вертолеты

Командир звена на вертолетах «Ми-26» аэромобильного отряда ГААСУ «Авиация» подполковник внутренней службы Анатолий Баланович также служил в Афганистане в 1987 году, оказался там через год после выпуска Сызранского высшего военного авиационного училища и службы в Забайкалье.
Отправке в Афган предшествовал месяц пустынной и горной подготовки в учебных центрах вблизи Ташкента. С сентября начал службу в Кандагаре. В это время у «недружественных людей» уже были на вооружении ракетно-зенитные комплексы, поэтому спустя несколько месяцев советские вертолетчики стали совершать полеты только ночью. Анатолий был вторым пилотом на транспортном вертолете «Ми-6», совершил больше тысячи боевых вылетов. К счастью, в его эскадрилье потерь не было, все вернулись домой. Анатолий Баланович занимался снабжением и обеспечением войск, поддержкой операции «Ю-88», выводом людей и военных грузов из южных точек. Пробыл в Афганистане ровно год до вывода советских войск из Кандагара.
За проявленные мужество и героизм, профессиональное мастерство Анатолий Романович награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и медалью «За боевые заслуги». Боевой офицер до сих пор в строю и передает свой профессиональный и жизненный опыт молодым авиаторам МЧС.

Призвание — летать, задача — спасать

Свою службу Николай Губко начинал пилотом на Кобринской авиабазе в 65-м отдельном транспортно-боевом вертолетном полку. А затем судьба его сделала крутой вираж: в 1985 году, после нескольких лет службы на родине, по плановой замене Николай попал в Афганистан.
В жарком небе этой далекой страны на своем «Ми-8», изученном к тому времени вдоль и поперек, отлетал почти 13 месяцев. Совершив более 700 боевых вылетов, он не раз смотрел смерти в лицо. Из Афганистана Губко вернулся с орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
— Война — это кровь, трупы, определенные неудобства, — говорит Николай Губко. — На самом деле никто не спешит скорей совершить какой-то подвиг, чтобы получить награду. Военные просто делают то, что должны — свою работу. Не ради лавров победителя, а ради спасения чьей-то жизни.
Летную карьеру полковник Губко продолжает на аэродроме Липки на Минщине, где дислоцируются личный состав и техника ГААСУ «Авиация». И сегодня белорусским вертолетчикам МЧС нередко выпадает работа, напоминающая боевые условия. Основные операции — это перевозка спасателей и специальной техники, перемещение крупногабаритных грузов; участие в различных поисково-спасательных операциях, ликвидация лесных пожаров.
Так, вертолетчики во время строительства храма в честь Всех Святых в Минске получили задание перевезти и установить главный купол храма, вес которого составлял около 5 тонн. Опыт белорусских специалистов в тушении пожаров оказался востребован за рубежом. Наши вертолеты работали на ликвидации пожаров в Турции, Греции, России. Белорусский «Ми-8» — это единственное воздушное судно, которое работало в Тамбовской области, и усилия белорусских спасателей не остались без внимания властей. Начальник аэромобильного отряда Авиации МЧС Беларуси Николай Губко 14 октября 2010 года был награжден орденом Мужества. Награду Николай получил из рук Президента России. Белорусский офицер был единственным представителем нашей страны, чей труд отмечен столь высоко. Кроме того, летчик Губко получил в подарок именные часы от Владимира Путина.

P.S. Воины-афганцы, передавая пожелания читателям газеты «7 дней», были единодушны —главное, чтобы наши дети, внуки и все последующие поколения не знали войны и никогда в ней не участвовали! Воевать стоит только тогда, когда Родина в опасности.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В 1962 году лишь четыре советские семьи из ста имели дома холодильник, в 1970-м – 43 семьи, а в 1988-м – 92.

Чего только нет в современном маркете – почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная и икра заморская, баклажанная…Как говорится, «з рога ўсяго многа».

В октябре 2018 года торфяной отрасли Беларуси исполняется 100 лет.

В 1943 году Генштаб разработал, а Верховный Главнокомандующий утвердил три категории салютов: 1-я – 24 залпа из 324 орудий, 2-я – 20 из 224-х и 3-я – 12 залпов из 124 орудий. Всего же в Москве за годы Великой Отечественной войны было произведено 355 салютов: первой категории – 23 раза, второй – 210, третьей – 122.